Переход в школу – это переломный момент в жизни ребенка, т.к. коренным образом влияет на изменения всего его образа жизни. Ведущим видом деятельности становится учение – деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда, ставящая перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основных науках, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном возрасте, структуру его деятельности [13].
Возникают новые знакомства и выстраивание взаимоотношений с ровесниками, учителями. Возникают задачи и вопросы, с которыми первоклассник раньше не встречался, что требует выработки новых стратегий поведения, интеллектуальных и физических сил для их решения [7; 13; 14].
П.Н. Галкина и В.В. Онуфриева (2018) указывают, что 49% первоклассников неохотно посещают школу, предпочитая заниматься посторонними делами и играть. 62% учеников начальной школы неблагополучно чувствуют себя в школе, испытывая трудности в познавательной мотивации [3]. Как отмечают современные исследователи, школьная дезадаптация приводит к увеличению напряжения, агрессии к окружающим, нарушений дисциплины [3], сложностям обучения, нарушениям интеллектуальных возможностей и т.д. В решении таких проблем заинтересованы педагоги, психологи, родители, т.к. начальный этап адаптации ребенка в школе влияет на его дальнейшее обучение, отношение к миру, развитость во всех сферах деятельности, что подтверждает значимость и актуальность исследования с социальной точки зрения и необходимость общества решать эти проблемы [5].
Большинство ученых отмечают, что школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [4; 14]. В нашем исследовании мы опирались на структуру школьной адаптации Д.Ю. Соловьевой (2012), включающую следующие сферы: организационную, учебно-мотивационную, социальную, психологическую. Организационная составляющая школьной адаптации – освоение учащимся новой организационной системы образовательного процесса (соответствие новым требованиям, предписаниям, распорядку дня, обязанностям, положению в школьной иерархии [14].
В современной научной литературе изучены следующие характеристики школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы: агрессивность [16], конфликтность [10] и т.д. Изучены характеристики школьной адаптации первоклассников санаторной школы: агрессивность [16], эмоциональная напряженность [11] и т.д. Остаются не изученными следующие характеристики школьной адаптации: принадлежность ребенка к классу, эмоциональное неблагополучие ребенка в школе.
Цель нашего исследования – выявить и описать характеристики организационной составляющей школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы и школы-интернат.
Всего обследовано 413 первоклассника (197 девочек и 216 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Исследование было проведено на базах МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» (358 человек, из них 158 мальчиков и 200 девочек) и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1» (55 человек, из них 27 мальчиков и 28 девочек).
Изучая организационную составляющую школьной адаптации первоклассников, были применены следующие методики: методика «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой для выявления эмоционального отношения к школе, школьным предметам, эмоционального неблагополучие ребенка в школе, его эмоциональной дезадаптации [9]; методика «Беседа о школе» Т.А. Неждановой для диагностики сформированности внутренней позиции школьника и мотивации учения [12]; методика «Мой класс» А.А. Лескова для анализа социальной адаптации ребенка [8]; анкета для учителя «Определение социально-психологической адаптации» Э.М. Александровской, Н.Г. Лускановой [1].
Как показали результаты нашего исследования по организационной составляющей школьной адаптации (принадлежность ребенка в классе; стремление и адаптация к социально-нормативным формам поведения, к овладению социально-значимым знаниям и умениям; эмоциональное неблагополучие ребенка в школе; уровень сформированности внутренней позиции школьника) получены разносторонние данные.
Анализ показателя приспособления учащегося к новой системе организации жизни – «принадлежность ребенка в классе» показал, что половина детей санаторной школы (57,2%) и общеобразовательной школы (56,9%) принадлежат классу, что показывает комфортность нахождения этих учащихся в классе среди своих сверстников (табл. 1).
Таблица 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем принадлежности ребенка к классу
Показатель организационной составляющей адаптации |
Наличие или отсутствие принадлежности к классу |
Санаторная школа |
Общеобразова-тельная школа |
Принадлежность ребенка в классе |
Принадлежит классу |
57,2 |
56,9 |
Не принадлежит классу |
42,8 |
43,1 |
Но описательная статистика показала, что другая половина первоклассников из санаторной школы (42,8%) и общеобразовательной школы (43,1%) не принадлежат классу. Отсутствие принадлежности к классу – это эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе. Принадлежность к классу – это когда ребенку комфортно находится в классе, среди своих сверстников, другими словами, ребенок нашел своей место в школьной системе [8]. Эти данные частично совпадают с нашим исследованием 2017 года, где анализ результатов показал, что у 55% учащихся отсутствует принадлежность ребенка к классу [15].
Как показали результаты исследования, стремление и адаптация к социально-нормативным формам поведения, к овладению социально-значимым знаниям и умениям у 78,6% школьников санаторной школы и 72% общеобразовательной школы находятся на высоком уровне, в то время как в зоне дезадаптации никто из детей не оказался (табл. 2).
Таблица 2 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем адаптации к социально-нормативным формам поведения, к овладению социально-значимым знаниям и умениям
Показатель организационной составляющей школьной адаптации |
Уровни адаптации |
Санаторная школа |
Общеобразова-тельная школа |
Стремление и адаптация к социально-нормативным формам поведения, к овладению социально-значимым знаниям и умениям |
Успешная адаптация |
78,6 |
72 |
Зона субнормальной адаптации |
21,4 |
28 |
|
Зона дезадаптации |
0 |
0 |
Но отмечено, что ¼ обучающихся (21,4% санаторной школы и 28% общеобразовательной школы) находятся по данному показателю в зоне субнормальной адаптации.
Эмоциональное неблагополучие характеризуется отрицательным эмоциональным самочувствием ребенка, которое проявляется в постоянном стремлении к уединению, неуверенности в себе, трудности в установлении контакта, а также повышенной тревожности [9]. Больше половины детей (71,5%) санаторной школы, а также 64,9% общеобразовательной школы испытывают эмоциональное благополучие (табл. 3), что говорит о том, что что у ребенка удовлетворены базовые потребности: в безопасности, принятии, заботе и т.д.
Таблица 3 – Количество первоклассников (%) с разными показателями эмоционального благополучия
Показатель организационной составляющей школьной адаптации |
Показатели эмоционального благополучия |
Санаторная школа |
Общеобразова-тельная школа |
Эмоциональное неблагополучие ребенка в школе |
Неблагополучие |
28,5 |
35,1 |
Благополучие |
71,5 |
64,9 |
Остальные дети санаторной школы (28,5%) и общеобразовательной школы (35,1%) испытывают эмоциональное неблагополучие, что говорит о том, что первоклассники переживают неуспех в каком-либо виде деятельности; испытывает на себе влияние отрицательных эмоций как самого ребенка, так и его близкого окружения и т.д. [2].
Следующий показатель организационной составляющей школьной адаптации – уровень сформированности внутренней позиции школьника показал следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем сформированности внутренней позиции школьника
Показатель организационной составляющей школьной адаптации |
Уровни сформированности внутренней позиции школьника |
Санаторная школа |
Общеобразова-тельная школа |
Уровень сформированности внутренней позиции школьника |
0 |
7,1 |
2,3 |
1 |
21,4 |
38 |
|
2 |
39,4 |
47,8 |
|
3 |
32,1 |
11,9 |
Примечание: уровни сформированности внутренней позиции школьника: 0 – отрицательное отношение к школе и поступлению в нее; 1 – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации); 2 – возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами; 3 – сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Выявлена определенная закономерность среди учащихся изучаемых школ: высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника в 3 раза чаще встречается у первоклассников санаторной школы (32,1%), чем у первоклассников общеобразовательной школы. Поступление в школу тесно связано с возникновением значимого личностного новообразования – внутренней позиции школьника, которая представляет тот мотивационный центр, обеспечивающий направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, а также стремление соответствовать образцу «хорошего ученика» [10]. Позиционное заявление первоклассника «Я - школьник» имеет непосредственное отношение к развитию самосознания. Желание ходить в школу и получать новые знания отражает изменения в мотивационно-потребностной сфере. Переживания нового социального статуса рождают новые чувства и эмоции. Внутренняя позиция школьника выражается через определенные формы поведения, соответствующие роли ученика. Столь значительное влияние внутренней позиции школьника позволяет говорить о ней как о центральном личностном новообразовании кризиса семи лет [Гринева].
Таким образом, как показал анализ характеристик организационной составляющей школьной адаптации большинство первоклассников и санаторной, и общеобразовательной школ характеризуются, успешной адаптацией к социально-нормативным формам поведения, к овладению социально-значимым знаниям и умениям; эмоциональным благополучием. Отмечено, что высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника в 3 раза чаще встречается у первоклассников санаторной школы, чем у первоклассников общеобразовательной школы. Такой показатель как «принадлежность ребенка к классу» показал равнозначное распределение первоклассников, т.е. половина первоклассников не принимают школьные правила.
Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ
№ РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».
Список литературы:
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся. – М.: Медицина, 1988. – С. 35-37.
Бадулина О.И., Миляева Т.В. Эмоциональное благополучие первоклассников // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. – М.: Спутник +, 2015. – С. 217-222.
Галкина П.Н, Онуфриева В.В. Особенности адаптации младших школьников в начальный период обучения в общеобразовательной школе // Сборник материалов научно-практических конференций. – Владимир: ВГУ, 2018. – С. 3065-3070.
Гринева М.С. Внутренняя позиции школьника современного первоклассника: в условиях мегаполиса: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2011. – 15 с.
Данилейко М.С. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – СПб.: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, 2007. – С. 31-35.
Денисова А.А., Толомеева И.С. Развитие целеполагание у младших школьников в свете ФГОС НОО // Перценовские чтения. Начальное образование. – СПб.: ООО «ВВМ», 2014. – С. 21-28.
Желтобрюх С.А. Школьная адаптация и самосознание младшего школьника как междисциплинарная проблема. – Гжель: Гжельский государственный университет, 2016. – С. 333-336.
Жилина Л.Я. Ранняя диагностика дезадаптации воспитанников учреждений интервального типа как условие ее преодоления // Сб. статей международной научно-практической конференции «Современные технологии в мировом научном пространстве». – 2016. – С. 43-47.
Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. – 2009. – № 1. – С. 39-44.
Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению // Российский педиатрический журнал. – М.: Медицина, 2014. – С. 34-37.
Новосёлова Г.А. Иппотерапия как средство социальной адаптации детей санаторной школы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-8. – С. 1806-1809.
Подласы И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Примак Е.Н. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к образовательной деятельности // Социальный отношения. – 2019. – №3 (10). – С. 68-75.
Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 23-31.
Шолохова Е.Н, Казакова Е.В. Эмпирическое исследование социальной адаптации младших школьников в современной образовательной среде // Психология и современный мир. – Архангельск: Кира, 2017. – С. 151-154.
Щербакова О.В. Структура личностных качеств агрессивных младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах и школах-интернат // Опыт и перспективы реализации ФГОС в современной школе. – Ярославль: ЯГПУ, 2018. – С. 219-222.