ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Орешкина С.Е. 1, Кварталова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время с каждым годом возрастает количество школьников, имеющих свой компьютер. Поэтому встает вопрос – как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно 1.

Актуальность темы использования компьютерных технологий в обучении младших школьников определена тем, что ФГОС НОО выдвинул группы требований к обучению младших школьников, одним из них являются требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в следствии с этим в современном мире внедряются компьютерные технологии в процесс обучении младших школьников.

Термин «технология» пришел из греческого языка, в переводе «наука».

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, что привело к тому, что технология обработки информации стала ориентироваться на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего компьютеров и средств коммуникации. Отсюда возникает новый термин «Компьютерные технологии», которые в свою очередь стали широко использоваться в современном образовании 3.

В своих работах В.А. Красильникова раскрыла понятие компьютерные технологии, как совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью 2.

Большой вклад в исследования использования компьютерных технологий в обучении младших школьников внесли российские и зарубежные учёные, например, южноафриканский педагог и программист С. Пейперт, стал первым кто продемонстрировал компьютерные технологии как эффективный инструмент обучения [7].

В связи со столь разнообразными возможностями компьютерных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил классификацию видов их применения [6]:

1) Учебное ─ использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение;

2) Орудийное ─ компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету;

3) Профессиональное и профориентационное ─ применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области;

4) Дефектологическое ─ компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения;

5) Досуговое ─ все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т.п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, компьютерные игры и т. п.;

6) Учительское ─ применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т. д.), для ведения личного архива учителя и т. д.;

7) Организационное использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня;

8) Педвузовское ─ все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

Тем самым, в учебном процессе компьютер может быть, как объектом изучения, так и средством обучения, то есть, возможны два направления компьютеризации обучения. При первом усвоение знаний, умений и навыков ведёт к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведёт к овладению компьютерной грамотностью. При втором компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения.

В рамках предметной области «Математика и информатика» удобно работать с программной средой, включающей в себя комплексы предметных (математических и информационных) задач, в числе решения которых и осваивается предметный материал, формируется основы компьютерной грамотности. Математический тренажёр «Мат - Решка» позволяет учащимся закрепить необходимые навыки (например, вычислительные). Проекты на уроках математики и информатики помогают выйти за рамки чисто математических вопросов, увидеть, как полученные знания можно применять в других областях и при решении практических задач. При работе в этом проекте учащиеся получают возможность научиться работать в коллективе, распределяя роли в решении одной задачи 5.

Формирование навыка клавиатурного письма происходит в рамках предметной области «Филология». Тренажёры десятипальцевого метода ввода текста используется уже в 1 классе: удобно первоклассникам учиться параллельно и ручному, и клавиатурному письму. Овладение клавиатурным письмом даёт ребёнку свободу изложения мыслей, которой не хватает ему при письме рукой.

На уроках «Окружающего мира» компьютерные технологии активно используются в проектной деятельности. В ходе проведения проектов использование компьютерных средств (например, цифровой микроскоп) позволяет дать детям возможность самостоятельного исследования. Важной составляющей проекта становятся написание или оформление отчёта об эксперименте или исследовании (текста, фотографий, презентации), возможность рассказывать другим о том, что ребёнок увидел или открыл для себя 8.

На уроках «Музыки» и «Изобразительного искусства» компьютерные средства используются как в рамках проектной деятельности, так и при решении учебных задач для фиксации результатов деятельности. Например, дети могут записать фрагмент выступления и сохранить его в виде аудио- или видеофайла. В ходе выполнения проектов, включающих создание изображений, учащиеся могут использовать возможности компьютерной графики и компьютерной аппликации. Таким образом, дети создают красивые поздравительные открытки, в том числе музыкальные и с элементом мультипликации.

В связи с этим, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Тем не менее, важная особенность использования компьютерных технологий в обучении младших школьников определена также тем, что их использование:

Активизирует познавательную деятельность учащихся;

Повышает мотивацию учащихся к обучению;

Экономит время на объяснение материала на уроке;

Позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;

Позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;

Создаёт комфортность на уроках.

Но кроме «плюсов» при использовании компьютерных технологий сегодня видны и «минусы».

Самыми распространенными минусами являются: частое использование презентации со многими связанными с ней отрицательными факторам, следующий минус  использование учениками ресурсов Интернет.

Усилия, затраченные на уроках с применением компьютерных технологий, компенсируются, если их применение методически оправдано, продуктивно.

Из этого следует, что использовать компьютерные технологии необходимо только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение 1.

Чтобы применение компьютерных технологий значительно повысило эффективность учебного процесса следует определить условия их использования, такие как:

Компьютер в обучении должен выступать не только как объект изучения, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников;

Использование предметно-ориентированных, программно-методических комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного процесса;

Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач;

Необходимо осуществлять обучения с использованием компьютерных технологий непосредственно учителями начальных классов;

Создание атмосферы, способствующей формированию у младших школьников положительных мотивов к использованию компьютерных технологий;

При использовании компьютерных технологий необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Отсутствие условий может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их мобильности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.

Отсюда следует вывод, что правильное создание условий использования компьютерных технологий в учебном процессе позволяет достичь у учащегося достаточно хорошей учебной подготовки и высокого интеллектуального уровня, который позволит ему добиться успеха в последующем обучении.

Рассмотрев условия использования компьютерных технологий в обучении младших школьников, необходимо дать анализ уже имеющегося опыта в педагогической практике, обосновать роль использования компьютерных технологий в учебном процессе, их помощи в достижении учащимися достаточно хорошей учебной подготовки и высокого интеллектуального уровня, который позволит им добиться успеха в последующем обучении.

В связи с этим в нашем исследовании анализируется опыт работы учителя начальных классов МКОУ «Красносельская СОШ». Ирины Николаевны Фельзинг по теме: «Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе»

Особое значение отводилось изучению вопроса о том, какие методы и приёмы использовал учитель при использовании компьютерных технологий.

Для изучения опыта работы мной были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ предметно-развивающей среды, анализ учебного, дидактического материала, технического материала для младших школьников, анализ работы учителя начальных классов Ирины Николаевны Фельзинг.

В своей работе учитель начальных классов Ирины Николаевны Фельзинг использует разнообразные методы и приемы по использованию компьютерных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием компьютерных технологий. Мной были изучены компьютерные технологии, применяемые педагогом в работе с младшими школьниками.

Сегодня использование компьютерных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, мышление, восприятие, память. Поэтому развивать компьютерную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.

Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию компьютерных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием компьютерных технологий.

Практическая значимость опыта работы данного учителя состоит в том, что она не только разработала, усовершенствовала и накопила методические материалы с использованием компьютерных технологий, но и успешно внедрила их в учебный процесс.

Ирина Николаевна Фельзинг использует готовые электронные ресурсы, приложения к уроку, составляет тестовые задания по отдельным темам, использует компьютерные технологии для оформления презентаций, слайдов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использует предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментирует, по необходимости сопровождает дополнительными объяснениями и примерами. Применяет компьютерные технологии при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока: например, урок-игра по природным зонам России, конкурс знатоков «Природа и мы», игра-путешествие «В глубь времен», игра «Ты – мне, я – тебе», конкурс «Крестики и нолики», КВН по разделу «Чудесный мир классики» олимпиады по предметам и др. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагает им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием компьютерных технологий такие:

- Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала.

- Виды занятия: рассказ, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов; виртуальная экскурсия.

Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, сочинение, создание презентаций.

Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Продуктивность таких уроков очень высокая.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе учитель внедряет метод проектов.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным предметам, но и к внеурочной деятельности.

Ирина Николаевна на уроках использует компьютер как:

- индивидуальное средство обучения;

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке.

Компьютер также является мощным мотивационным средством, способствует активизации процесса обучения и воспитания.

В начальных классах учитель проводит тестирование по целому ряду тем:

- Математика – «Числа, которые больше 1000», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление», «Деление на однозначное число», «Деление на трехзначное число»,

- Русский язык – «Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Части речи», «Падежные окончания имен существительных», «Падежные окончания имен прилагательных», «Спряжение глаголов».

- Окружающий мир «Планеты Солнечной системы», «Земля и человечество», «Моря, озера и реки России», «Арктика», «Природная зона лесов» и др.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Проанализировав опыт работы учителя начальных классов по использованию компьютерных технологий в обучении младших школьников следует вывод, что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств, а также способствует повышению уровня мотивации к обучению.

Основной педагогический вывод, вытекающий из исследования заключается в следующем: применение компьютерных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным, также применение компьютерных технологий в образовательном процессе, позволяет решать одни из важных задач обучения - повышение уровня познавательного интереса и мотивации к обучению.

Список литературы

Агапова, Р.О. трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р. Агапова // Информатика и образование. 1994. №2. С. 75.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст] / В.А. Красильникова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006.  253 с.

Колесников, А.К. Оспенникова Е. В. Информационные компьютерные технологии в образовании [Текст] / А.К. Колесников, Е.В. Оспенникова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2005. № 1. С. 6-15.

Куприенко, В.Д. Педагогические программные средства [Текст] / В.Д. Куприенко, И.В. Мещерин.  Омск,  2001.  64 с.

Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. В. Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2006. – 368 с.

Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. [Текст] / А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков и др. — Москва: Просвещение, 1985. — 96 с.

Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. Москва: Просвещение, 2011. 189 с.

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Е.И. Булин-Соколова и др. Москва: Просвещение, 2012. – 125 с.

Просмотров работы: 1141