Дошкольное детство представляет собой значимый и ответственный период психического развития ребенка. На протяжении всего этого периода у детей происходит интенсивное развитие всех психических функций, формируются сложные виды деятельности, а также закладывается фундамент познавательных способностей, активно усваиваются нравственные формы поведения. Проблема замкнутости детей является актуальной в современном мире, потому что технический прогресс не всегда положительно сказывается на психологическом здоровье и целостном развитии личности ребёнка.
Социализация является основным целевым ориентиром дошкольного возраста, это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» [5].
В современных исследованиях утверждается, что социализация - есть процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает социальные нормы поведения и общественные ценности, необходимые для успешного полноценного функционирования в данном обществе [3]. Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит будущее ребёнка. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с нормами и правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями [1].
Основными механизмами социализации дошкольников выступают:
традиционные (через семью и ближайшее окружение);
институциональные (через различные институты общества);
стилизованные (через субкультуры);
межличностные (через значимых лиц);
рефлексивные (через переживание и осознание).
Традиционный механизм социализации - усвоение ребёнком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Рефлексивный механизм, а так же рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого [4].
Элементы позитивной социализации:
эмоциональное благополучие ребенка;
положительное отношение к окружающим людям;
коммуникативная компетентность ребёнка дошкольного возраста;
развитие социальных навыков детей дошкольного возраста.
Замкнутость у ребёнка – это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего [2].
Целью настоящей работы является социализация замкнутых детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития. К числу основных задач можно отнести:
создать комфортную атмосферу для каждого ребенка, способствующую развитию его индивидуальных, творческих навыков в деятельности и достижения ситуации успеха;
формировать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
организовать оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
На первом этапе проводится констатирующий эксперимент, выявляющий замкнутых детей старшего дошкольного возраста для определения направления работы по социализации детей с замкнутостью. Проведя наблюдение, можно выделить замкнутых детей по следующим признакам:
Ребёнок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он обращается к кому, то только тихим голосом или шёпотом.
Дошкольник плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют незнакомые дети). В таких местах ребёнок старается держаться в стороне и быть наблюдателем.
Ребёнок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок стоя молча.
У ребёнка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
У ребёнка странное хобби, он предпочитает играть в одиночестве.
У ребёнка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки и т.п.
Ребёнок чрезвычайно плаксив. В любой непонятной ситуации он реагирует горючими слезами на резкие изменения ситуации.
В борьбе с замкнутостью мы используем художественно-эстетическое развитие, а именно музыкальное и изобразительное направление для достижения успешной социализации ребёнка старшего дошкольного возраста.
Музыкальное развитие помогает ребёнку познать чувственный мир, прочувствовать музыкальное произведение, высказать собственное отношение и чувства к композиции. Не менее важна другая часть музыкального развития – это исполнительство в виде игры на детских музыкальных инструментах и пения. Через исполнительство замкнутый ребёнок может почувствовать себя частью группы.
Изобразительная деятельность детей поможет им выражать свои переживания, чувства, эмоции, проявлять эмпатию в отношении друг друга. Дошкольники учатся словесно описывать изображённые ими картины. Так же очень эффективно в социализации замкнутых детей создание коллективных картин, где учувствуют все члены группы. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что эстетическое и развитие детей в ракурсе обогащения, особого явлений действительности, в том , плана, в аспекте воспитания, наиболее значимым для человека дошкольного возраста [6, с. 104].
Таким образом, замкнутость у детей старшего дошкольного возраста не является диагнозом, её можно значительно уменьшить при своевременном обнаружении и комплексной работе. От этого зависит успешность социализации ребёнка. Очень важно не упустить момент, ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок получает необходимые для жизнедеятельности знания, умения и навыки.
Список использованных источников:
Детская страна / социализация детей дошкольного возраста – особенности процесса. Режим доступа: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/chto-takoe-sotsializatsiya-doshkolnikov/ (дата обращения: 29.01.2020)
Елена Лисова «Что делать, если ваш ребенок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный?» Режим доступа: http://www.o-krohe.ru/psihologiya/zamknutyj-rebenok/ (дата обращения: 29.01.2020).
Национальная психологическая энциклопедия. Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/socializacija.html#item-1794 (дата обращения: 29.01.2020).
Никулина А.Н. Психолого-педагогические условия развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011204 (дата обращения: 29.11.2019).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10 (дата обращения: 29.01.2020).
Чернобровкин В.А. Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования // Международный научно-исследовательский журнал - № 9 (51) 2016 Часть 4, С.103-105. URL:http://research-journal.org/wp-content/uploads/2016/09/9-4-51.pdf (дата обращения: 29.01.2020).