Введение. Эксплуатация автомобильных дорог наряду с позитивным социально-экономическим эффектом сопровождается негативным воздействием на компоненты окружающей среды: атмосферный воздух, водные объекты, почвенный покров и грунты. Одним из значимых источников загрязнения поверхностных и подземных вод, а также почв является поверхностный сток с дорожного полотна автомобильных дорог [1, с. 30], содержащий загрязняющие вещества в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимых концентрации, установленные для вод водных объектов (таблица 1).
Таблица 1 – Концентрации некоторых веществ в поверхностном стоке с автомобильных дорог, мг/дм3 (по данным российских исследований) [2, с. 23; 3]
Загрязняющие вещества |
Дождевой сток |
Талый сток |
ПДКхп,кб1) |
ПДКрх2) |
||
диапазон |
среднее |
диапазон |
среднее |
|||
Взвешенные вещества |
174…2700 |
1437 |
1400…3000 |
2900 |
3) |
4) |
Нефтепродукты |
0,74…30 |
15,3 |
10…60 |
35 |
0,3 |
0,05 |
Свинец |
0,28..0,3 |
0,29 |
0,28…0,31 |
0,3 |
0,01 |
0,006/0,01 |
Цинк |
0,3…0,7 |
0,5 |
0,6…0,8 |
0,7 |
1 |
0,01/0,05 |
Медь |
0,01…0,1 |
0,055 |
0,01…0,1 |
0,055 |
1,0 |
0,001/0,05 |
Примечания к таблице 1.
1) Приведены ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по ГН 2.1.5.1315-03, за исключением ПДК взвешенных веществ.
2) Приведены ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, для металлов в знаменателе приведены ПДК для морской воды.
3) Согласно СанПиН 2.1.5.980-00 при сбросе сточных вод в водный объект содержание взвешенных веществ в его контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/дм3 – для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и более чем на 0,75 мг/дм3 – для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест. Для водных объектов, содержащих в межень более 30 мг/дм3 природных взвешенных веществ, допускается увеличение их содержания в воде в пределах 5 %.
4) При сбросе сточных содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) водных объектов рыбохозяйственного значения не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/дм3 – для водных объектов высшей и первой категорий; более чем 0,75 мг/дм3 – для водных объектов второй категории.
С целью минимизации негативного воздействия автомобильной дороги на поверхностные и подземные воды, а также земельные ресурсы и почвенный покров в российских нормативных правовых актах (обязательных к исполнению) и отраслевых дорожных методических документах(имеющих рекомендательный характер) для предотвращения сбросов неочищенных или недостаточно очищенных вод показано устройство очистных сооружений. В Водном кодексе РФ [4, статья 65]особо оговаривается наличие очистных сооружений в границах водоохранных зон. Автомобильные дороги, как и все хозяйственные и иные объекты, расположенные в указанных зонах, должны быть оборудованы сооружениями и системами «для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения …, если они предназначены для приема таких вод» [Там же] либо локальными очистными сооружениями (далее – ЛОС), обеспечивающими очистку сточных вод, исходя из наиболее жестких нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (см. таблицу 1).Поскольку поверхностные сточные воды имеют характерные особенности, «отличающие их от других категорий сточных вод(периодичность поступления, значительные колебания качественного и количественного состава, одновременное присутствие широкого спектра загрязняющих веществ)» [5, с. 17], тоих непосредственное отведение в централизованные системы для последующей очистки на традиционных очистных сооружениях круглогодичного действия является нецелесообразным (даже при их наличии). ОДМ 218.8.005-2014 [6, с. 4] рекомендует поверхностные стоки с территорий автомобильных дорог в пределах водоохранных зон подвергать очистке на ЛОС, максимально приближенных к источникам загрязнения. Выбор технологической схемы очистки, а также конструкции ЛОС зависит от качественной и количественной характеристики сточных вод. В таблице 2 представлены ЛОС, рекомендуемые ОДМ 218.8.005-2014 [6, с. 19–78] для сооружения на автомобильных дорогах в зависимости от категории последних.
Таблица 2 – Рекомендуемые локальные очистные сооружения (ЛОС) на автомобильных дорогах [Приводится по: 7, с. 81]
Вид ЛОС |
Применяемые методы очистки |
Категория автомобильных дорог |
---|---|---|
Простейшие |
Механические |
III и ниже |
Пруды отстойники каскадного типа: |
Механические, физико-химические, биологические |
|
1 или 2-х каскадные |
III–IV |
|
2-х и более каскадные |
I–II |
|
Гидроботанические площадки |
Механические, физико-химические, биологические |
III и выше |
Сборные сооружения модульного типа |
Механические, физико-химические |
I – IV |
Очистные сооружения индивидуального проектирования из сборного и монолитного железобетона |
Механические, физико-химические |
I |
Модульные станции полной заводской готовности |
Механические, физико-химические |
I – IV |
Очистные сооружения индивидуального проектирования кассетного типа (применяются на мостовых сооружениях) |
Механические, физико-химические |
I –II |
Фильтрующий патрон (для очистки поверхностных стоков с мостов) |
Механические, физико-химические |
I –III |
С одной стороны, эти рекомендации могут быть распространены и на улично-дорожную сеть (далее – УДС) городов и других населенных пунктов, если воспользоваться наиболее часто применяемым соответствием категорий автомобильных дорог, переходящих в УДС на территории населенных пунктов (таблица 3).
Таблица 3 – Соответствие категорий автомобильных дорог, переходящих в УДС на территории населенных пунктов [7, с. 81–82]
Класс, категория автомобильной дороги |
Категория дорог и улиц населённого пункта |
|
---|---|---|
Автомагистраль (IA) |
Городская автомагистраль (магистральная городская дорога 1 класса с расчётной скоростью 130 км/ч) |
|
Скоростная автомобильная дорога (IБ) |
Городская скоростная автомобильная дорога (магистральная городская дорога 1 класса с расчётной скоростью 110 или 90 км/ч) |
|
Магистральная улица общегородского значения 1 класса |
||
Обычные автомобильные дороги |
IВ |
Магистральная городская дорога 2 класса |
Магистральная улица общегородского значения 1 класса |
||
II |
Магистральная улица общегородского значения 2 класса |
|
Магистральная улица общегородского значения 3 класса |
||
III |
Магистральная улица общегородского значения 3 класса |
|
Магистральная улица районного значения |
||
IV |
Улицы и дороги местного значения |
|
Основные улицы сельского поселения |
||
V |
Улицы и дороги местного значения |
|
Местные улицы и дороги сельского поселения |
С другой стороны, есть целый ряд возражений по их применению на УДС населенных пунктов. Во-первых, практически все рекомендуемые ЛОС требуют достаточных свободных площадей для размещения, а их внешнее оформление не гармонирует с архитектурной средой поселений (рисунок 1). Во-вторых, на некоторых возводимых на автомобильных дорогах ЛОС (рисунок 1, г – е)применяют высшую водную растительность (далее – ВВР), высаженную в естественный или искусственный водоем для обеспечения условий ее произрастания. Однако «постоянное присутствие застойной воды в зарослях ВВР может способствовать [появлению неприятных запахов и]бурному развитию насекомых (комаров, мошек и т. д.), что недопустимо в условиях городской среды» [8, с. 127]. В-третьих, анализ отечественных публикаций, выполненный в [1], позволил выявить «низкую эффективность введенных в действие на автомобильных дорогах локальных очистных сооружений, предназначенных для очистки поверхностных стоков» [Там же, С. 30], в силу следующих причин:
|
|
|
а |
б |
в |
|
|
|
г |
д |
е |
|
|
|
ж |
и |
к |
а – простейшее очистное сооружение со щебеночной загрузкой; б – простейшее очистное сооружение с отстойником и щебеночной загрузкой (вид сверху); в – простейшее очистное сооружение с отстойником и щебеночной загрузкой (вид сбоку); г – пруд, засаженный высшей водной растительностью; д – пруд-отстойник каскадного типа с использованием габионов; е – гидроботаническая площадка с устройством плавающих бонов из сорбирующего нефтепродукты материала; ж – общий вид очистного сооружения индивидуального проектирования; и – общий вид модульной станции глубокой очистки наземного расположения; к – общий вид станции глубокой очистки подземного расположения
Рисунок 1 – Некоторые типы ЛОС, применяемые на автомобильных дорогах [6]
Цель исследования – изучение зарубежного и отечественного опыта в части применения для очистки поверхностных стоков с автомобильных дорог ЛОС, отвечающих следующим требованиям:
Материалы и методы исследования. Для исследования был осуществлен подбор публикаций по заявленной теме, находящихся в открытом доступе; а также соответствующих российских нормативных правовых актов и директив по управлению поверхностным стоком, действующих в ряде зарубежных стран. На основе изучения источников выполнен анализ существующих и перспективных ЛОС для очистки поверхностных стоков с автомобильных дорог.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что заявленным требованиям наиболее полно отвечают ЛОС, в которых использованы технологии биоремедиации, основанные на метаболическом потенциале биологических объектов – высших растений и микроорганизмов. Для населенных пунктов могут быть рекомендованы три основных типа сооружений: биодренажная канава, биофильтрационный склон, дождевой сад, используемые для водоотвода и очистки поверхностных стоков с УДС.
Биодренажная канава (рисунок 2, а) представляет собой траншею небольшой глубины (до 1 м [5, с.78]) с плотной высадкой растительности, имеющую небольшой продольный уклон для обеспечения стока поверхностных воды самотеком (оптимальный уклон – 2…3 % [9, с. 66]) и пологий уклон откоса (не более 1 : 2…1 : 4 [9, с. 66; 10, с. 4.62; 11, с. 13]). Ширина основания не должна быть более 2 м для предотвращения концентрации (сосредоточения) стока, но должна быть достаточной для облегчения скашивания растительности [10, с. 4.62]. Минимальная длина канавы – 30 м [10,с. 4.61]. Размещать данное ЛОС следует на открытой местности, избегая затенения – для стимулирования роста растительности; площадь водосбора не должна превышать 4 га [10, с 4.61].Сточные воды после очистки отводятся либо непосредственно по канаве, либо по дренажной трубе, которая прокладывается под ней.
Следует отметить, что в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012 отведение поверхностных стоков по открытым канавам допускается лишь «для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, а также парковых территорий с устройством мостов и труб на пересечениях с дорогами» [12, п.7.1.10].
|
|
а |
б |
а – биодренажная канава [9, с. 69]; б – дождевой сад [Приводится по: 7, с. 89]
Рисунок 2 – Внешний вид ЛОС, в которых используются технологии биоремедиации
Биофильтрационный склон представляет собой ровную площадку с плотной высадкой газонной травы, имеющую незначительный продольный уклон (порядка 1 % [13, с. 42]). Максимальная длина склона – 50 м [10, с. 4.61]. Требования к месту размещения и к площади водосбора аналогичны требованиям для биодренажных канав. Зачастую биофильтрационные склоны применяют не самостоятельно, а как первую (предварительную) ступень очистки перед другими ЛОС.
Дождевой сад представляет собой понижение рельефа, запроектированное для приема поверхностного стока,и засыпанное фильтрующей загрузкой (мощность слоя 0,5…1,0 м), в которую высажены влаголюбивые высшие растенияc мощной корневой системой. Площадь водосбора – не более 0,1 га [10, с. 4.61]. Рекомендуемая глубина зоны накопления сточных вод 0,1…0,3 м [9, с. 70; 10, с. 4.61]. Поступивший сток по санитарно-гигиеническим соображениям не должен находиться в зоне накопления сада свыше 24 ч. Поверхностные воды проходят через фильтрующую загрузку и либо инфильтруются в естественный грунт, либо отводятся по дренажной системе. Максимальное время прохождения поступившего объема стока через дождевой сад, включая зону накопления, – 72 ч [9, с. 70].
Сравнительная оценка эффективности рассмотренных сооружений, определяемая процессами, происходящими в ЛОС, и их интенсивностью, а также временем нахождения очищаемых вод в сооружениях, представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Эффективность очистки на ЛОСс использованием биоремедиационных технологий [13, с. 46]
Сооружение |
Эффективность удаления загрязняющих веществ и микроорганизмов |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Взвешенные вещества |
Биогенные элементы |
Тяжелые металлы |
Нефте-продукты |
Органические вещества |
Бактерии |
|||
Биофильтрационные склоны |
■ |
□ |
■ |
■ |
■ |
□ |
||
Биодренажные канавы |
■ |
□ |
■ |
■ |
■ |
□ |
||
Дождевые сады |
■ |
■ |
■ |
■ |
■ |
■ |
||
■– высокая (~70…100%); |
■– средняя (~40…70%); |
□ – низкая (~10…40%) |
||||||
Результаты выполненного исследования позволяют рекомендовать для использования на УДС населенных пунктов в качестве ЛОС дождевые сады. Однако эффективность их эксплуатации в условиях холодного климата затруднена по ряду причин: низких температур, промерзания грунта, короткого теплого периода года, обилия выпадающего снега [13, с 47].В связи с этим особую актуальность представляют выполненные в Пермском научном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ) исследования, в результате которых[5, с. 56–96]:
Введение в загрузку торфа и цеолита, обладающих сорбционными и ионообменными свойствами, позволяет использовать дождевой сад при околонулевых температурах. В лабораторном эксперименте показано, что при понижении температуры с +20°C до +2°C эффективность очистки от тяжелых металлов уменьшается лишь на 4,8…9,6 %, а эффективность очистки от нефтепродуктов, наоборот, увеличивается на 24 %;
|
|
|
а |
б |
а) ирис болотный; б) тростник обыкновенный
Рисунок 3 – Растения, рекомендованные для применения в дождевых садах умеренного климата [Приводится по: 7, с. 110]
Очевидно, что для увеличения эффективности очистки сточных вод и регенерации фильтрующей загрузки вдождевых садах целесообразно использовать консорциумы активных штаммов микроорганизмов-деструкторов. Наиболее перспективно комбинированное использование растений и ризосферных микроорганизмов (растительно-ризомикробных комплексов), однако подбор оптимальных (симбиотических) их сочетаний требует самостоятельного исследования.
Выводы
Список литературы