Особенности использования ТРИЗ технологии на уроке литературного чтения в начальной школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности использования ТРИЗ технологии на уроке литературного чтения в начальной школе

Беззубцева Н.О. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

(учебникЛитературное чтение Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеева,Е.В.Бунеевой,2 класс[8]) ученику предлагается загадать любого героя или предмет 

из прочитанного рассказа, остальные должны отгадать.

Это живой объект? (нет)

Это вещь? (да)

Это принадлежит одному из героев? (да)

Это шляпа

? (нет)

Это вещь Снусмумрика? (да)

Это губная гармошка? (да)

Также данную игровую методику

полезно

применять на этапе постановки

проблемного вопроса.

Например, у

читель предлагает с помощью игры «Да

-

нет»

отгадать знакомого

школьникам

автора, произведени

е которого они будут изучать на

уроке. Учащиеся задают примерные вопросы:

Жив?

Нет.

Жил в прошлом веке?

Нет.

Жил в

XIX

веке?

Да.

Писал стихи?

Да.

Писал рассказы, повести?

Да.

и

т.

д.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения (ФГОС НОО, ООО, СОО), главными задачами, стоящами перед современной школой, являются повышение качества обучения и воспитание культуры самообразования школьников. Для решения данных задач требуются новые способы организации образовательного процесса и продуктивные педагогические технологии. ФГОС НОО ставит перед учителем задачу создать условия для формирования интеллектуальной и творческой личности младшего школьника и научить его «умению учиться», то есть сформировать у него универсальные учебные действия (УУД). Одним из эффективных методов решения данной задачи является использование технологии ТРИЗ. Технологии ТРИЗ позволяют повысить эффективность любого урока, способствуют успешному формированию познавательных УУД и творческому развитию детей.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности. Так, в современном дошкольном образовании на основе ТРИЗ разработан комплекс средств обучения, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент – воображение и мышление. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления дошкольников. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка» (Л.М. Курбатова, программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка»–ТРИЗ). Наиболее известными представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В.Ф. Богат, А.М. Страунинг,М.Н. Шустерман,А.А. Гин, Р.Х. Шарипов.

В современной школе, как показывает практика, использование приемов ТРИЗ невелико. Вместе с тем исследователи отмечают, что работа с учащимися позволяет продуктивно применять различные формы ТРИЗ - технологии: использовать ее единичные элементы (отдельные эвристические приемы и методы, такие как метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод синектики, морфологический анализ, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов) на традиционных занятиях по различным образовательным предметам (физика, трудовое воспитание, биология, ОБЖ, литература, изобразительное искусство). Вполне продуктивно создавать упрощенные (на обзорном уровне) курсы с элементами ТРИЗ и для младших школьников: часто такие курсы называются «Развитие мышления», «Развитие творческого воображения», «Детское литературное творчество» и т.п. Перспективы данной работы - это полноценное обучение школьников (в первую очередь старшеклассников) ТРИЗ с целью подготовки будущих пользователей теории, консультантов, исследователей и т.п.

Мы считаем продуктивным использовать ТРИЗ - технологию в решении задач литературного образования младших школьников. Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Благодаря художественной литературе формируется духовный мир учащихся, их читательский опыт, коммуникативная, культуроведческая и регионоведческая компетенции. Использование технологии ТРИЗ на уроках литературного чтения способствует успешному формированию познавательных УУД, повышению эффективности урока. Зная основы ТРИЗ - технологии, учитель свободен в выборе формы урока, методов и приемов, которые позволят раскрыть идею произведения.

Мы разработали на основе ТРИЗ - технологии систему игр и заданий, ориентированных на литературное образование младших школьников. Наиболее эффективными в начальной школе являются игровые методы, так как именно игровая деятельность у младших школьников является ведущей наряду с учебной. Такие ТРИЗ - приемы, как «Да - нет», «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина», «Расселение», тренируют аналитическое мышление, формируют умения выделять общие признаки путем сравнения. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Игра «ДА-НЕТ» ориентирована на развитие диалектического мышления школьников. Данную методику можно использовать на этапе закрепления материала. Например, после прочтения рассказа Т.М. Янссон «Шляпа Волшебника» (учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, 2 класс) ученику предлагается загадать любого героя или предмет из прочитанного рассказа, остальные должны отгадать.

–Это живой объект? (нет)

–Это вещь? (да)

–Это принадлежит одному из героев? (да)

–Это шляпа? (нет)

Это вещь Снусмумрика? (да)

–Это губная гармошка? (да)

Также данную игровую методику полезно применять на этапе постановки

проблемного вопроса. Например, учитель предлагает с помощью игры «Да - нет» отгадать знакомого школьникам автора, произведение которого они будут изучать на уроке. Учащиеся задают примерные вопросы:

–Жив?

–Нет.

–Жил в прошлом веке?

–Нет.

Жил в XIX веке?

–Да.

–Писал стихи?

–Да.

–Писал рассказы, повести?

Да и т.д.

Игра «Составление паспорта героя» предполагает комплексный анализ явления, систематизацию его признаков. «Создай паспорт» – прием, который можно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (можно использовать на этапе первичного закрепления или самостоятельной работы). Например, при работе над повестью А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (перевод З. Лунгиной; отрывки включены в учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 2 класс) «паспорт» выглядит так:

Имя - Карлсон

Автор - Астрид Линдгрен

Прописка - сказка «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Где живет - на крыше

Род занятий - летает

Особые приметы - необыкновенный, самоуверенный, важный, мечтательный, хитроумный, любит варенье (считает себя умным, красивым и в меру упитанным мужчиной).

Прием «Раскадровка» нацелен на уяснение причинно - следственных связей в цепочке событий. Для закрепления знания сюжета произведения полезен такой прием, как раскадровка – схематизация основных событий сюжета. При чтении сказки, рассказа школьники карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в тексте. При составлении раскадровки нужно учитывать, что новый кадр рисуется тогда, когда сменяется место действия, меняется герой, резко сменяется настроение героя. Особенно полезен прием при работе над текстами с кумулятивной (цепочной) структурой, например, «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 2 класс). Учитель предлагает учащимся домашнее задание – составить раскадровку по прочитанной сказке и подписать каждый кадр одним предложением. Непосредственно на уроке учитель проверяет знание школьниками сюжета произведения. Учащиеся пересказывают сказку, опираясь на составленные раскадровки.

Мы считаем, что использование методов и приемов ТРИЗ - технологии в начальной школе очень результативно. Методы ТРИЗ не только вносят разнообразие в изучаемый предмет, но и стимулируют интерес к нему. Данная технология способствуют интеграции учебных дисциплин, глубокому пониманию изучаемых понятий и явлений, дает возможности детям младшего школьного возраста проводить учебно-исследовательские работы, способствуют развитию гибкости и свободы мышления, воображения и интеллекта, творческому развитию детей. Универсальность данной технологии заключается в её использовании при изучении любой школьной дисциплины, в том числе и литературного чтения. ТРИЗ на уроках литературного чтения способствует развитию творческого воображения и мышления школьников, формированию навыков осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы. Большое количество методов и приемов дает учителям широкие возможности в создании интересных и занимательных уроков, способствующих комплексному развитию учащихся.

Просмотров работы: 13