Понятийный аппарат паломнического туризма - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Понятийный аппарат паломнического туризма

Кожиченкова Е.С. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования непосредственно кроется в том, что религиозные ценности для России, для духовенческого народа ‒ это часть культурного наследия, которые могут выступать как объекты туризма.

Цель научной работы выявить и разграничить сущность определений, проанализировать виды паломнического туризма и организацию его развития.

Задачинаучнойработысостоят в основательном ознакомлении со спецификой паломнического туризма на современном этапе его развития.

Методы, организация исследования: описание, сравнение, анализ, абстрагирование.

За последние годы, можно отметить положительный прогноз развития паломничества. Данный прогноз, непосредственно затрагивает и туристскую отрасль, что даёт право, развиваться такому направлению как паломнический туризм. Так, ежегодно около 330 млн зарубежных туристов отправляются в путешествие к святым местам; доход от паломнического туризма, в среднем в стране пребывания, составляет от 4-8 млрд долл. в год, что опять же в среднем увеличивает от 0,1-0,8% ВВП страны.

Зарубежный опыт организации паломнического туризма, принято считать «универсальны образцом» (Израиль ‒ Иерусалим; Саудовская Аравия ‒ Мекка; Италия ‒ Ватикан и Рим; Франция ‒ Лурд; Индия ‒ Варанаси и Сарнатх), в то время как Россия, не может отразить столь высокие показатели и иметь первоклассный опыт.

В отечественном опыте организации развития паломнического туризма, отсутствует основательное представление и разделение, между понятиями «религия», «паломник и паломничество», «паломнический и религиозный туризм». В большей степени, вся сущность отечественного опыта организации развития паломнического туризма, кроется в церкви и воспринимается исключительно массовыми религиозными событиями (например, Пасха, Рождество Христово, Троица, Сретение Господне, Крещение, Вербное воскресенье), тем самым исключая саму сущность «духовенства» и «просветления», которые кроятся в паломническом туризме.

Определение понятия «туризм» как вида деятельности, ни в чём не уступает определению понятия «паломничества» [1]. Говоря о научных определений понятий «паломничества» и «религиозный туризм», можно отметить, что оно в большей мере относится к туризму, чем к духовной деятельности человека, на основании чего, можно смело говорить о паломничестве как о туре. Но, не смотря на данное трактованные, среди научных трудов имеется многообразные подходы и критерии определения «паломничества» и «религиозного туризма»:

Бабкин А.В. ‒ паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам [4, c.6-8];

Житенев С.Ю. ‒ религиозный туризм – одно из наиболее динамично развивающихся в последнее время и перспективных направлений туризма. Основная цель религиозного туризма, как определяют ее участники конференции, - «стремление приобщить людей, принадлежащих к различным конфессиям, к диалогу и взаимодействию, к смягчению возникающей на религиозной и

социальной почве напряженности в обществе [5, c. 3-6];

Сенин В. С. ‒ религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты [6, c. 66-68];

Христов Т. ‒ религиозный туризм, это люди, которые выезжают за пределы традиционного среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий» [7, c. 4-5].

Как можно заметить, из определений авторов, что трактование в вопросах паломничества и религиозного туризма, до сих пор остаются фрагментарными и не объединены целостной концепцией, а понятийный аппарат является поводом для дискуссий. А, если говорить о практической значимости паломнического туризма, то в источниках по туристской отрасли, понятие «религиозный туризм» заменяют понятием «паломничество», экскурсии с религиозной тематикой не отличают от религиозных путешествий.

Таким образом, можно разграничить следующие определения понятийного аппарата паломнического туризма, которые в дальнейшем могут послужить базом туристским определениям:

1. Религия (от лат. «religio» ‒ восстановление или воспроизводство связи) ‒ это миропонимание, а также связанное с ними поведение людей, определяемое верой и благоговейным отношением к определенным ценностям (Бог, культура, общество, нация).

2. Религиозный туризм ‒ это знакомство с историей святых мест, жизнью и бытом святых, а также с церковным искусством.

3. Паломник ‒ это обобщенное наименование странников или путешественников, мотивированных внутренним духовным чувством и путешествующих в целях паломничества. Собственно само слово «паломничество» происходит от слова «пальма»: паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь.

4. Паломничество ‒ это поклонение святым местам с обязательным богослужением и молитвой.

5. Паломнический туризм ‒ это разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды проживания. Экскурсия может быть частью паломничества, но не первостепенной целью.

Так, религиозный туризм имеет два основных вида:

паломнический туризм (разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм).

религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности [7].

Сложность разделения таких понятий как «религиозный туризм» и «паломнический

туризм» состоит в том, что отталкиваются от определения «тур» ‒ как комплекс оказываемых услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, следовательно, паломнические туры приобретают изначально организованный характер и, по сути, является религиозным туризмом.

Паломничество, напрямую связано с посещением определенных мест, являющихся святыми: монастыри, храмы, природные объекты (горы, озёра, рощи, пещеры). Зачастую, паломнические поездки приурочены к определенным праздникам (Святая Пасха; Пасхальная проповедь папы римского в Ватикане).

При этом, можно указать необходимые характерные признаки паломнических туров:

а) по числу участников путешествия: индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

б) по продолжительности: паломничества краткосрочные и длительные. Как правило, паломнический тур должен быть длительностью более 10 дней;

в) вид поездки: внутренний и зарубежный [2].

Паломнические туры как направление туризма, на сегодняшний момент времени, стремится к тенденции массового туризма, наряду с культурно-познавательным, пляжным, деловым и оздоровительным видами туризма, не смотря на то, что подобные путешествия, люди начали совершать ещё в древние времена, это объясняется тем, что большинстве мировых религий (христианство, ислам, буддизм), существует традиция паломничества.

Далее, целесообразно выделить мотивы туристов, побуждающих совершать паломнические поездки:

поездки в святыни своей веры, с целью её укрепления;

вера в излечение от физических и духовных недугов;

обретение благодати и стремление выразить благодарность высшим силам за блага;

испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, возможно даже поиска и обретения смысла жизни;

посещение места паломнического центра или конкретного места, связанного с историческим событием или знаменитой исторической личностью, святыми;

с долей просветительно-познавательной направленности: во время паломнических поездок, туристам предоставляется шанс поближе познакомиться с духовными традициями какой-либо религии; в монастырях и храмах паломники могут участвовать в религиозных обрядах, получить благословение или пообщаться с монахами и священниками;

образовательная направленность: поскольку с древних времён сохранилась такая концепция, что монастыри и храмы, являлись и продолжают являться центрами культуры и знаний (в монастырях идёт работа народных промыслов, открыты библиотеки).

Таким образом, паломничество предполагает определенное отношение человека к

действительности.

Особое внимание уделяется психологическим особенностям паломников: идейность паломничества подразумевает действия, в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях, следовательно паломник в большинстве случаев ‒ это глубоко религиозный турист с сложившейся системой ценностей, который готов отступиться от привычного уклада жизни, для достижения духовных и нравственных целей. Основополагающими чертами паломника, является постоянное ощущение взаимного единства, которое стирает любые социальные границы, и во время осуществления поездок, паломники обращаются к традиционным религиозным практикам: молитвы, духовное песнопение, поклонение святым мощам [3].

В обобщении научной работы, необходимо отметить отличительные особенности паломничества от религиозного туризма:

1. Тематика религиозного туризма в отличие от паломничества, ближе к познавательному туризму. Турист, осуществляющий данную поездку, использует всю туристскую инфраструктуру (отели с необходимыми услугами, организованные экскурсионные поездки). Т.е. религиозный туризм, создаёт цивилизационный комфорт, в то время как паломнические поездки, это непритязательные условия для туристов с психологическим комфорт и эмоциональным релаксом.

2. Характерный признак паломнического тура ‒ это участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения, совершение обряда. В то время как, религиозный туризм, основывается на экскурсионной направленности с осмотром и посещением объектов.

3. В большинстве случает, паломнические туры зависят от религиозного календаря, в то время как религиозный туризм не ограничен по датам или событиям.

4. Паломнические туры, в основном оформляют религиозные организации, которые сотрудничают с туристическими предприятиями.

5. Паломничество по времени осуществления более длительная поездка, в которой необходимо учитывать, что количественно группы значительно больше (например, Хадж в Мекку или Медину).

Вывод: паломнический туризм в XXI веке присутствует в той или иной форме во многих сегментах туристского бизнеса. Следовательно, современная растущая туристская индустрия, вправе удовлетворить потребности туристов, касаемо паломнической направленности: соприкосновение с мировыми религиями и культурами; познание традиций, обычаев, обрядом, ритуалов, церемоний; детальное знакомство с многообразными знаниями об особенностях паломнической жизни отдельных стран, регионов и коммун, а также с невероятным желанием, духовного обогащения посредством паломнических туров.

B настоящее время, в международном туризме наблюдается, весьма активный рост интереса туристов к посещению паломнических объектов. Это можно объяснить следующими причинами:

направление «паломнический туризм», направлен на туристов, прежде всего с доходом выше среднего и очень высокого, не жалеющими средства на «вечные ценности»;

паломнический туризм, рассматривается со стороны туристов, не в качестве черты роскошной жизни, a как, достаточно скромное путешествие с минимальным набором непритязательных и дешёвых услуг, а также познавательных и культурных целей;

многообразие современно мира, служит благом для цивилизации, как общее пространство многогранной духовности.

Следовательно, те духовные ценности которые предлагает паломнический туризм ‒ это благо, которое на современном этапе развития туризма соответствует потребностям туристов: осознать приоритет духовных и нравственных целей над материальной мотивацией.

Виды религиозного туризма, а в частности его разновидность ‒ паломничество, соответствует моделям массового туризма, который в первую очередь, подвержен коммерциализации и экономическим критериям оценки его эффективности. Паломничество как вид массового туризма, определяется основными признаками туризма: перевозка, размещение, питание и безопасность.

Список литературы

Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132 – ФЗ (ред. От 03.07.2019) «Об основах туристской деятельности» // Собрание законодательства РФ – 1996.

Александрова, А.Ю. Международный туризм : учебник / Александрова А.Ю. — Москва : КноРус, 2018.

Андреева А.Е., Самыловская Е.А. Практика развития паломнического туризма за рубежом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14554 (дата обращения: 27.01.2020).

Бабкин А.В. Специальные виды туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 252 с.

Житенев С.Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Москва, 2017. – 27 с.

Сенин В. С. Организация международного туризма [Текст]: учебник / Сенин В. С. М.: Финансы и статистика, 20199. – 400 с.

Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие, Издательство: Academia, 2019. – 288 с.

Просмотров работы: 942