Тревожность как психолого-педагогическая проблема современного дошкольного детства - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Тревожность как психолого-педагогическая проблема современного дошкольного детства

Тупикина Д.В. 1, Чернобровкин В.А. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной практике педагоги дошкольных организаций все чаще сталкиваются с однотипными вопросами родителей (законных опекунов) о состоянии детей: повышенная нервозность, «странное» поведение, всплески эмоций, молчаливость, скрытность и т.д. Данные симптомы могут говорить о многом и необходимо рассматривать каждый случай в индивидуальном порядке, но воспитатели и психологи, работающие с детьми дошкольного возраста, отмечают повышение личностного уровня тревожности у своих воспитанников.

Необходимо осознавать актуальность данной проблемы в современном обществе. Поэтому из важных задач в развитии современного дошкольного образования является обновление и внедрение новых инновационных технологий в образовательную деятельность для достижения дошкольником уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе [7, с. 235].

Повышенная тревожность мешает детям социализироваться, проявлять себя в тех или иных образовательных областях, а также нарушает процесс личностного развития. Оставив проблему повышенной тревожности без внимания, мы придем к поколению, зажатому страхами, переживаниями, с заниженной самооценкой и разнообразными формами проявления компенсации и защиты (от агрессивного и демонстративного поведения до скрытого, социофобного).

В психологической литературе понятие «тревожность» рассматривается многообразно. По определению А.В. Петровского: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [4, c. 354].

Тревожность у детей возникает вследствие неудовлетворения возрастных потребностей, свойственных возрастному периоду. Тревожность может быть как ситуативной, в качестве реакции на тот или иной объект, ситуацию, условия и пр., так и личностной. Личностная тревожность характеризуется склонностью человека воспринимать больший круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

В психологии выделены открытая и скрытая формы тревожности.

Открытая тревожность сознательно переживается и проявляется в поведении индивидуума и деятельности в виде тревожного состояния. Если тревожность неосознаваемая, и проявляется либо в чрезмерном спокойствии, отрицании, либо посредством демонстративного поведения, то она является скрытой [2, c. 46].

Формы проявления скрытой тревожности характерны для всех возрастов, но встречается реже открытой формы. Например, одно из проявлений «неадекватное спокойствие», при котором дошкольник отрицает или не осознает причины и наличие тревоги, замещая ее сильными защитными механизмами, отвлекающими и не подпускающими к состоянию тревоги.

Нами был разработан перечень наиболее часто встречающихся проявлений в поведении ребенка или его состоянии, указывающих на повышенную тревожность:

- неустойчивая самооценка,

- неуверенность в себе,

- безынициативность,

- чувство беспомощности, бесполезности,

- хроническая усталость,

- проблемы с режимом сна, бессонница,

- постоянное или частое ощущение страха, испуга,

- дрожь в руках,

- раздражительность,

- учащенное сердцебиение,

- повышенная потливость,

- головная боль, в мышцах спины, области живота,

- динамичная смена поведенческой модели ребенка,

- желание угодить,

- стремление «стать невидимкой»,

- застенчивость, скромность,

- отстранение от группы,

-навязчивые повторные действия (наматывание волоса, раскачивание на месте и т.д.).

Важно обратить внимания на изменение поведения ребенка. Для него могут быть характерны некоторые признаки из-за характера, наблюдения и повтора за родителями и близкими, либо просто от переутомления. Динамика изменений в процессе наблюдения за ребенком является главнейшим методом диагностики уровня тревожности дошкольника.

Для решения проблемы повышенного уровня тревожности необходимо выделить причины данного состояния. Современные исследователи выделяют следующие возможные причины:

1. Традиционализм семейного взаимодействия. Именно в семьях подобного типа воспитание и взаимоотношения с ребенком построены на постулатах «должен», «обязан», «виноват».

2. Прямые угрозы и открытые посылы в качестве воспитательных мер. Данная воспитательная система характеризуется выставлением ультиматума на то или иное действие. «Если ты сейчас же не уберешь игрушки, то…» и пр.

3. Отсутствие доверительного общения между родителями и дошкольников. Ребенок боится поделиться своими страхами, так как родители просто отмахнутся.

4. Отдаленность родителей. Постоянное желание родителей провести досуг без ребенка приводит к страху одиночества детей, так как ребенок воспринимает себя брошенным и мешающим.

Также в качестве одной из причин можно выделить изменчивость и непоследовательность воспитательных мер, применяемых родителем (законным опекуном) или воспитателем. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае [1, с. 24].

Тревожность может выступать следствием соперничества и конкуренции. В таких ситуациях ребенок стремится быть первым, достигать высоких результатов для того, чтобы получить одобрение и восхищение со стороны. Если ребенок ощущает повышенную ответственность, то его тревожность обусловлена страхом не оправдать надежды взрослого, быть отвергнутым. Ребенок может уйти в мир фантазий, тем самым создавая психологическую защиту [3, c. 14].

Также дошкольник становиться более тревожным при постоянной гиперопеке, которая отличается частыми рассказами об опасности окружающего мира.

Немаловажное значение в раскрепощении детей, снятии у них напряжения и тревожности имеет игровое начало. Использование игры в процессе общения с детьми позволяет вызвать интерес и желание у ребёнка овладеть новой информацией, создать мотивацию творческой деятельности. Поэтому важно привлекать детей к творчеству, экспериментированию в игровой форме, что вызывает в них положительные эмоции, радость и восторг. Игры развивают у детей способность думать, принимать самостоятельные решения, умение договариваться с другими детьми и взрослыми. Именно в игре, как отмечают современные исследователи, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируя некий «эмоциональный запас» - доброту, толерантность, бескорыстность, умение радоваться чужому успеху, сопереживать чужой беде [5, с. 268].

Таким образом, психологическая работа с тревожным ребенком лонгитюдна и обычно проводится по трем направлениям: нормализация самооценки, повышение эмоционального и социального интеллекта, снятие мышечного напряжение и, отдельно, работа с родителями. Исходя из вышесказанного, для профилактики следует внимательно отслеживать не только поведение ребенка, но и воспитательные меры и стиль общения, который используется при взаимодействии с ним. Нестандартность мышления современного ребенка, широта диапазона его фантазии и воображения, необычайная развитость памяти, ранняя техническая эрудиция, заметно трансформируют традиционную позицию взаимоотношений взрослого и ребенка [6, c. 165]. В связи с этим педагогам и родителям необходимо постоянно обращать внимание на настроение, впечатления, проявления тревожности и страхов у ребенка и уделять этому серьёзное внимание.

Список использованных источников:

1. Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 23-25.

2. Коломенский Я.Л. Психологияличныхвзаимоотношенийвдетскомколлективе[Текст] : (Очерк социальнойпсихологиишкольного класса) / Я.Л. Коломинский.Минск: Нар. асвета, 1969. 237 с.

3. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. 1988 №2. с. 15.

4. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. 494 с.

5. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Магнитогорск, 2015. 329 с.

6. Чернобровкин В.А. Профессиональная подготовка педагога дошкольного образования в современных условиях развития вуза: международный опыт сотрудничества, основные направления и ерспективы развития // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 164-168.

7. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В., Сунагатуллина И.И., Кувшинова И.А. Идеи развивающего обучения в системе современного дошкольного образования: историко-педагогический аспект // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 10. С. 234-238.

Просмотров работы: 179