АНАЛИЗ УРОВНЯ ДИСТРЕССА, ДЕПРЕССИИ, ТРЕВОГИ И СОМАТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА 4ДДТС (4DSQ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ УРОВНЯ ДИСТРЕССА, ДЕПРЕССИИ, ТРЕВОГИ И СОМАТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА 4ДДТС (4DSQ)

Борзилова А.А. 1, Минакова А.А. 1, Мокашева Е.Н. 2
1ВГМУ им. Н. Н. Бурденко
2ВГМУ им. Н.Н.Бурденко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стресс является важной проблемой современного мира. Особенно ему подвержены молодые люди, в частности студенты. Стресс поражает психическую сферу личности, постепенно переходя в дистресс, депрессию, что может стать причиной когнитивных нарушений [1] и дисфункции физиологических систем организма. Данное расстройство в конечном счете приводит к развитию различных заболеваний, например психосоматического генеза [2]. Среди учащихся медицинских вузов фиксируется высокий уровень доклинических и клинических форм психических расстройств, для которых характерна стертая или атипичная клиника, затяжное течение и формирование коморбидных состояний с соматоморфной симптоматикой. [3]. Также наличие сопутствующих соматических болезней осложняет течение многих психических заболеваний, например депрессии [4].

В связи с этим, целью нашего исследования был анализ взаимосвязи уровня дистресса, депрессии, тревоги и соматизации у студентов 3 курса медицинского университета в зависимости от наличия у учащихся различных заболеваний.

100 студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н.Бурденко были проанкетированы с помощью четырехмерного опросника 4ДДТС (4DSQ), вопросы которого отражают выраженность симптомов по шкалам дистресса (Di), депрессии (Dep), тревоги (Anx) и соматизации (S). Дополнительно опрошенным необходимо было отметить все имеющиеся заболевания. Результаты исследования были статистически обработаны с помощью стандартных методов вариационной статистики: расчет средних значений, стандартного отклонения, ошибки средних значений с использованием прикладных программ STATISTICA version 6.0 и Microsoft Excel 2011.

Здоровые студенты в количестве 14 человек составили группу контроля (К). В группу P вошли 55 опрошенных, которые имеют в анамнезе психосоматические болезни. 31 респондент, страдающие заболеваниями непсихосоматического характера, выделены в группу N. Средние значения баллов по шкалам в группе К составили следующие значения: S - 6,7±0,33, Di - 7,2±0,36, Dep – 0,6±0,03, Anx - 2,7±0,13. Студенты группы N по шкалам опросника получили нижеперечисленные средние значения баллов: S- 6,8±0,34, Di – 11,0±0,54, Dep – 1,4±0,07, Anx - 3,1±0,15. Средние значения баллов опрошенных группы P по шкале S составили 9,8±0,49, по Di 12,0±0,60, по Dep 1,2±0,06, а по Anx 4,5±0,22. При анализе полученных данных можно отметить, что у анкетированных студентов группы P, в отличие от группы K, более высокие значения средних баллов по всем шкалам опросника 4DSQ. Сравнивая значения баллов групп N и P, выявлено, что у студентов с психосоматическими расстройствами также выше значения баллов шкал соматизации, дистресса и тревоги. Особенно обращает на себя внимание средние значения баллов по депрессии, которые в обеих группах почти равны и в 2 раза выше, чем у здоровых опрошенных группы К. Данное состояние может стать причиной снижения когнитивных способностей студентов, что следует учитывать преподавателям в процессе обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты, страдающие от психосоматических заболеваний, имеют более высокий уровень дистресса, соматизации и тревоги по сравнению с другими учащимися. Также важно отметить, что у всех студентов с наличием заболевания, в отличие от здоровых, уровень депрессии в 2 раза выше. Это может негативно отразиться на способности учащихся к обучению. Необходимо провести комплекс мероприятий для выявления предрасположенных к данным состояниям учащихся. В дальнейшем для данной категории студентов следует составить индивидуальные профилактические программы, чтобы предотвратить развитие тревожно-депрессивных и других коморбидных психических расстройств.

Список литературы

1. Анализ данных по шкале депрессии Бека и опроснику Вейна среди студентов младших курсов медицинского вуза / Л.В. Богданчикова и др. // Молодежный инновационный вестник. – 2019. - Т. VIII, №2. - С. 271-273.

2. Психосоматические заболевания: решенные и нерешенные вопросы / М. Е. Волчанский и др. // Вестник ВолгГМУ. – 2012. - №2 (42). - С. 3-5.

3. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде / В.А.Стрижев и др. // Кубанский научный медицинский вестник. – 2016. - №2. - С. 126-131.

4. Взаимосвязь степени депрессивных расстройств от количества соматических заболеваний / А.Б. Колесникова и др. // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-4. - С. 66-70.

Просмотров работы: 121