Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, милосердия, она способна действовать на всестороннее развитие, расширять его мировоззрение, давать ему счастье от полноты его собственного внутреннего осознания, эмоционально обогащать, будить толерантность. Читая ребёнку лучшие образцы произведений художественной литературы, мы показываем ребенку духовно богатую жизнь. Моральные начала в произведениях не преподносятся в готовом виде. Они появляются в детской душе постепенно и надолго остаются в его чувственной памяти.
Автор художественного произведения показывает ребенку жизненные ситуации и взаимоотношения других людей, давая возможность самостоятельно разбираться, что его радует и что злит, что заставляет приятно удивляться, и что негодовать, чем следует дорожить и что подлежит отвлечению, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Так, в борьбе чувств и происходит зарождение личностных качеств ребёнка, развития себя самостоятельно духовным опытом человечества, который присутствует в литературе. Под воздействием художественной литературы ребёнок самостоятельно приходит к определенным итогам. Любое художественное произведение — это часть жизни, она зовет ребенка из границ познания человеческой жизни к еще неизведанному опыту. Она открывает возможность пережить что-то новое, занять свое место в понимании, сделать выбор самостоятельно. Литература умеет разные по отношению к детям нормы общества изменять в регуляторы поведения ребёнка, закрепляться в эмоциональных ощущениях. Итог, который ребёнок почувствует через сопереживание и собственную мысль, может стать главной идеей для него, войти «в плоть и кровь» и «незаметно начать руководить» личностью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие» выделяет следующую задачу – знакомство с книжной культурой, детской литературой. В связи с этим необходимо формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса. Когда дети переступили через грань трехлетнего возраста, уже полностью сформировались личностные черты, их словарный запас, как пассивной, так и активной речи определённо богат. Дети бессложно вступают в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Они переходят из пассивного слушателя в активного участника процесса общения, который также переживает за героев книг и который высказывает свою точку зрения, суждение о различных аспектах поведения, рассматриваем в произведении. «Рассказы из жизни», сказки, стихи являются для детей одним из средств целостного познания окружающей среды, побуждают анализировать, чувствовать, осознавать. Слово, используемое в художественном произведении, помогает детям зафиксировать знания, постепенно обогащая новыми определениями и образами.
Художественное слово пополняет эмоциональную часть личности, формирует нравственные начала уважения к семье и людям пожилого возраста. Послушав рассказ или сказку, дети проживают жизнь героев, как будто сами становятся участниками событий, описанных в книге, сочувствуют положительному герою и осуждают отрицательного. Светлые образы произведений художественной литературы, красота природы в картинах, музыкальность и эстетичность стихотворных произведений, выразительность художественного слова очень нравятся детям. Они чётко видят красоту художественного слова произведения, легко запоминают сказки, стихи, народные песенки.
Произведения детской художественной литературы показывают детям мир человеческих эмоций, чувств, заинтересовывая детей в направлении к внутреннему миру героев произведения. Когда дети научатся сопереживать героям художественных произведений, они начинают подмечать настроение родных и близких им людей. И у них начинают пробуждаться толерантные чувства: способность проявить заботу и милосердие, протест против насилия и несправедливости. Художественное слово, в котором заключена глубокая гуманность, предельно точная нравственная направленность, располагает детей на понимание красоты звучащей родной речи и одновременно формирует эстетические представление ребёнка. Воспитание произведением художественной литературы приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что помогает появлению у него настоящего, чувственного отклика на различные события жизни, изменяет его субъективный мир.
По словам Б.М. Теплова, художественное слово захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. При чтении художественных произведений дошкольник представляет перед собой определённый образ – картину произведения, конкретную ситуацию, переживает описываемые события, и чем больше его переживания, тем насыщенней его чувства и представления о реальности. Книга развивает мечты ребёнка, творческое воображение, эмоционально-познавательную активность, положительное отношение к жизни, любовь ко всем видам искусства, вводит в мир новых представлений , отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление об окружающем мире. Художественное произведение учит быть гражданином, давая в представления и эмоциональных откликах, первые фазы формирования патриотизма, развивает восприятие красоты, эстетические образы и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в анализе доступных ребенку произведений детской литературы. В период дошкольного возраста ребёнка знакомят с разнообразными жанрами художественной литературы и фольклора. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное и нравственное воздействие на развитие личности ребенка.
Именно русская народная сказка играет большую роль в познавательном и нравственном развитии детей. И именно в русской народной сказке можно проследить ярко выраженные взаимоотношения детей и старшего поколения людей, бабушек и дедушек. Сказка с обширным богатством ее художественной выразительности, сравнений, с яркой характеристикой героев произведения, лирическими отступлениями, эпитетами, диалогами, ритмической напевностью языка художественного произведения развивает образность мышления и красоту речи. Сказка воодушевляет ребёнка своим содержанием, развивает фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о нравственности, честности, необходимости борьбы с плохими общественными отношениями. Основанная на вымысле, она неразрывно связана с действительностью, показывает её настоящее нахождение в реальности. Это определяет ведущее содержание сказок, многоплановый характер ее сюжетов, образов главных героев, деталей повествования, ееформа представления. «Во всякой сказке есть элемент действительности». Данная особенность сказки прячет в себе воспитательные возможности. Сказка даёт нравственный урок милосердия, сострадания, справедливости, гуманно у отношения ко всему живому. Соотнося себя с героями сказок, дошкольник впитывает в себя идеи гуманизма и героизма.
Также сказки воспитывают любовь к родной земле, знакомят детей с природой родного края, обычаями, укладом народной жизни. В сказке «виден быт народа» - писал В.Г. Белинский. Обыденное переведено в них в поэзию. Детей заинтересовывает определённая напряженность сюжета, неожиданные поступки главных героев, опасности, которые подстерегают на каждом шагу, превращения в различных животных, борьбы добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок показывает положительные эмоции, радуется благополучному завершению, победе, доброго, честного, смелого героя, награде за героизм и трудолюбие. Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д. Ушинский говорил о них, как о «первых блестящих попытках русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом.
Фольклорные произведения формируют положительную эмоциональную среду дошкольника, развивая образное мышление, творческое часть мышления, обогащая его словарный запас и речь. Одним из ведущих жанров в детской литературе являются рассказы; они многоплановы по содержанию и форме информации. Это могут быть короткие рассказы в несколько фраз, рассказы, которые созданы на основе поговорки – например, рассказы Л. Толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, которые повествуют правдивые истории о человеке, его рабочей деятельности, о героизме (Б. Житков «На льдине»; И. Винокуров «Сквозь буран»), о Советской Армии (Дне защитника Отечества), (Л. Кассиль «Про нашу пехоту»). Большую познавательную значимость даёт материал о природе, о труде людей, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является определенно познавательной книгой для детей.
В дошкольном возрасте у детей закладываются этические эталон-образцы, которые содержат более или менее расширенное представление об отрицательном или положительном поведении героев в произведении, которое может проявляться в жизненных ситуациях. Дошкольник проводит параллель своего поведения не только с определенным взрослым, но и с общим представлением о том или ином поступке. Исходя из этого, показанный образец поведения взрослого перемещается во внутренний план ребёнка, расширяя возможности нравственно-этического развития личности.
В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к произведениям художественной литературы. Также, можно пронаблюдать значительное усложнение задач, которые ставятся перед педагогом при знакомстве ребенка старшего дошкольного возраста с различными жанрами художественных произволений. В данном возрасте важно воспитать у детей способность замечать некоторые выразительные средства в художественных произведениях. Учить правильно определять и конкретизировать свое отношение к героям произведения, формируя нравственные критерии оценки.
Для воспитания у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к людям старшего поколения семьи очень важно подбирать правильную художественную литературу. Для решения данной проблемы подойдут русские народные сказки или сказки русских писателей П.П. Бажова «Серебряное копытце», В. Ливанова «Дед мороз и лето» и другие. Также, для решения данной проблемы подойдут и пословицы, и поговорки, в которых можно взять мораль, которая будет понятна детям. Необходимо заметить, что в воспитании такого важного направления должен участвовать не только детский сад, но и семья ребенка. Именно из семьи выходят все ценностные ориентации для воспитания честного и доброжелательного человека. Для реализации данной проблемы воспитатель должен составлять планы родительских собраний, разрабатывать проекты для вовлечения родителей в совместное воспитание детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и правильно спланированное использование произведений детской художественной литературы будет являться не только благоприятным средством для развития речи дошкольников и эмоциональной сферы, но и поспособствует нравственному воспитанию детей, а именно воспитанию ценностного отношения к старшему поколению семьи. А использование комплекса методов, направленного на развитие ценностного отношения к старшему поколению семьи, показ ценности всей человеческой жизни, опора на сложившиеся семейные отношения, привлечение к процессу воспитания ценностного отношения родителей детей помогает установлению преемственности между поколениями семьи.
Список литературы
Галущинская, Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.07. – Екатеринбург, 1998. – 181 с.
Кондратьева, С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - № 1. – 2016. – С. 13-19
Любаев, А.В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста [Текст] / А.В. Любаев // Молодой ученый. – 2015. - № 21. – С. 307-309
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru
Щербакова, Т.П. Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения к своей семье [Текст] /Т.П. Щербакова. – Чебоксары, 2015. - 210 с.