Российская экономика сегодня стремится к активному развитию и поэтому нуждается в экономически грамотном обществе. Современному человеку необходимо уметь пользоваться накопительными и страховыми инструментами, обладать навыками сберегательного поведения, что позволит формировать и сохранять его благосостояние. Формирование сберегательного поведения возможно при наличии высокого уровня экономических знаний, которые необходимо начинать формировать с дошкольного детства.
Построение процесса формирования экономических знаний дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (дадее ФГОС ДО) может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательных отношений в дошкольной образовательной организации и представлять собой целостную систему [11]. Педагогический процесс, который построен на основе единого подхода в проектировании содержания, постановке цели и выборе методов и форм обучения, является одним из условий формирования элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, данное условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей в условиях мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды, которая создана педагогами и позволяет детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально [9].
Процесс формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью разнообразных методов.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой методы обучения рассматриваются как некие способы, которые позволяют выстроить познавательную деятельность обучающихся в соответствии с поставленными целями и планируемыми результатами, с учетом уровней развития познавательной сферы обучающихся, имеющимися условиями для организации образовательного процесса и реализуемыми учебными действиями [4].
При реализации данных методов педагогу необходимо выстроить партнерские взаимоотношения с воспитанниками и рассматривать ребенка в образовательном процессе как равноправного партнера по деятельности, который должен быть субъектом собственного образования. Поэтому основная функция в данных методах принадлежит взаимодействию педагога с детьми, их межличностным отношениям [10].
Группа стимулирующих методов включает в себя методы познавательного, эмоционального, практического и организационного стимулирования.
Методы эмоционального стимулирования активизируют эмоций детей в процессе усвоения информации. Воспитатель поощряет позитивные эмоции дошкольников с помощью специально создаваемых ситуаций успеха: применяет игровые формы организации познавательной деятельности, дает задания нарастающей сложности с учетом уровня развития воспитанника, хвалит за достижениеположительных результатов, использует готовые игры с финансово-экономическим содержанием.
Методы познавательного стимулирования развивают познавательный интерес детей с учетом их желаний, интересов, способностей и потребностей. Для этого педагог осуществляет работу по формированию у дошкольников готовности воспринимать познавательную информацию финансово экономического содержания, стимулируя детей занимательным содержанием, создавая ситуации творческого поиска; выстраивая вокруг нее игровой приключенческий, сказочный сюжет.
Методы организационного стимулирования направлены на решение различных задач обучения в процессе реализации разных форм образовательной деятельности. Для этого педагог применяет разные типы и виды организованной образовательной деятельности, взаимодействие с детьми в режимных моментах, а также активизация самостоятельной деятельности дошкольников с помощь опосредованных приемов, среди которых можно выделить словесные, наглядные и практические. Каждый из этих методов реализуется с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста – игры – и несет на себе отпечаток ее специфических особенностей.
И.В. Морозова в своих исследованиях отмечает, что в процессе формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста должны использоваться соответствующие методы, позволяющие связать воедино цель, содержание и формы обучения детей [8]. Мы согласны с позицией данного автора и полагаем, что применяемые методы должны быть направлены не только на обеспечение усвоения детьми конкретных представлений, но и на формирование у них аналитических умений, навыков эмоциональной саморегуляции, коммуникативных способностей и взаимодействия с педагогом и другими детьми, способности делать выбор и нести за него ответственность.
Рассмотрим конкретные примеры их реализации в процессе формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Практические методы предполагают выполнение разнообразных практических действий, которые реализуются в виде упражнений с разнообразным дидактическим материалом, активизирующим умственную деятельность ребенка. Обязательным условием, согласно специфике возраста, является игровая направленность практических действий.
В процессе формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста практические упражнения помогают закрепить представления детей о различных финансово-экономических категориях и поупражняться в их применении на практике. Например, дети могут рассчитывать доходы и расходы игровых персонажей, назначать цену на товар, реализуемый в игровой ситуации, составлять бюджет игрового предприятия или семьи сказочного героя, определять и подсчитывать прибыль и убытки [1].
В исследованиях О.И. Меньшиковой, Л.В. Кнышовой, О.В. Поповой раскрываются особенности применения моделирования и разного рода схем в образовательной деятельности по формированию у детей финансовой грамотности. Авторы отмечают, что данные средства развивают мышление ребенка и способствуют формированию понятий, представлений. Это происходит, благодаря наглядности схем и моделей [9].
Моделирование - создание моделей и их применение для освоения финансово-экономических категорий. Экономические понятия рассматриваются в таком случае как своеобразные модели. Можно использовать модели-символы, обозначающие экономические понятия и категории, такие как: услуги, товары, виды благ [12]. Данный прием относится к группе наглядно-практических. В процессе работы с моделями ребенок находится в активной позиции, проявляет познавательную инициативу [5].
Закрепить полученные экономические знания и навыки экономического мышления позволяют вопросы-задачки экономического содержания. Такие задания, как составление и разгадывание кроссвордов, логорифмов, ребусов, загадок входят в группу словесных приемов и способствуют повышению интереса детей к финансово-экономическому содержанию, а также развивают сообразительность, смекалку, познавательно-творческую активность.
Особое место в формировании элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста занимает игра. В образовательной деятельности могут применяться самые разные виды игр (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные и др.) с экономическим содержанием.
Ведущими подходами в формированииэлементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации исследователи называют аксиологический, системный и деятельностный.
Выделение аксиологического подхода связано с тем, что в определении понятия «ценность» выделяется финансово-экономическая концепция. Под ценностью понимается некий общественный предмет, который создан трудом человека «в определенной пропорции ко всему совокупному социально-ценностному содержанию общественного труда» (В.Я. Головных, В.И. Плотников). Роль аксиологического подхода достаточно велика, так как он оказывает влияние и на процесс экономического образования дошкольников, и на результат образовательной деятельности.
Системный подход (В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев) предполагает осмысление и анализ процесса формирования экономических знаний как единой системы и является основой для экономического образования дошкольников, которая предоставит детям упорядоченную информацию из области экономики и финансов.
Деятельностный подход - процесс формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в рамках основных видов детской деятельности (игровой, трудовой, продуктивной). В соответствии с выбранным видом деятельности определяются цели и содержание образовательной работы, подбираются формы, методы и средства, создаются определенные условия. Данный подход является ведущим в реализации задач экономического образования детей. А.Д. Шатова в своих исследованиях раскрывала функции и способы реализации деятельностного подхода в формировании элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста и отмечала, что основной вид детской деятельности определяется содержанием, которое дошкольнику предстоит освоить. Так, например, по мнению автора, изучение таких финансовых категорий как деньги, обмен, цена эффективнее всего осуществляется в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Необходимость экономии и бережливости результатов труда людей (игрушки, книги и т.п.) лучше всего осознается детьми в трудовой и продуктивной деятельности.
Реализация деятельностного подхода в образовательной работе дошкольной образовательной организации позволяет ребенку занять субъектную позицию и стать активным участников познавательного процесса: он не пассивно воспринимает информацию о финансово-экономической жизни, а «проживает» ее, активно осмысливает на практике, развивает воображение и фантазию детей, активизирует такие качества как бережливость, деловитость, ответственность, предприимчивость.
Таким образом, обозначенные подходы являются основополагающими для реализации процесса формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
Галкина, Л.Н. Формирование экономико-математических знаний у детей старшего дошкольного возраста с учетом принципа интеграции / Л.Н. Галкина // Nauka i inowacja – 2011: Materialy VII Miedzynarodowejnaukowi-praktycznejkonferencji – Volume 9. – Pedagogicznenauki. – Przemysl: Nauka i studia, 2011. – С. 11-17.
Галкина, Л.Н. Экономика для детей: метод.пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
Годфри, Д. Как научить ребенка обращаться с деньгами / Д. Годфри. – М.: Добрая книга, 2006. – 246 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, Ю.А. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 367 с.
Котюсова, И.М. Экономика в сказках и играх / И.М. Котюсова, Р.С. Лукьянова. – Нижний Новгород, 1994. – 45 с.
Крупник, Н.Я. Путешествие в мир экономики / Н.Я. Крупник. – М.: Легппромбытиздат, 1993. – 110 с.
Морозова, И.В. Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей [Электронный ресурс] /И.В. Морозова, С.Н. Бегидова// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – №4 (146). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-vospitannikov-detskogo-doma-kak-faktor-uspeshnogo-osvoeniya-sotsialno-ekonomicheskih-roley.
Патрахина, Т.Н. Современные тенденции развития финансовой грамотности в России [Электронный ресурс] / Т.Н. Патрахина// Дискуссия. – 2016. – №9 (72). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-finansovoy-gramotnosti-v-rossii.
Психология развития. Словарь /Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2016.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике. Методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.