ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тимканова Л.Р. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из проблем современного российского общества - это отсутствие знаний, истории своего родного города, которая проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. В последнее время наблюдается отчуждение, утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста. 

Формирование представлений о родном городе это одна из первых ступеней в воспитании патриота. Доказательством тому может служить усиленное внимание к патриотическому воспитанию со стороны правительства РФ. В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» указывается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость [7].

Статья 29 «Конвенции о правах ребенка» акцентирует наше внимание на то, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает [4].

Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 выделяет один из принципов государственной работы в области образования - защита и развитие национальных культур, региональных культур, особенностей в условиях многонационального государства. Сущность такого принципа заключается в том, что возможно введение содержания, которое связано с традициями, культурой родного края, региона [12].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие», формирование основ патриотизма, чувства принадлежности к малой родине, ценностного к ней отношения- важная составляющая социального развития ребенка [11].

Значимость патриотического воспитания молодого поколения в ХМАО-Югре подчеркнута распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры «О концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа Югры». В концепции отмечена целевая группа в системе гражданско-патриотического воспитания ХМАО-Югре - дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослым.

Обзор ряда комплексных программ, таких как: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы» по воспитанию демонстрирует значения представлений родном у старшего возраста. изучения данной темы различных представлены областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Предусматриваются разнообразные средства и методы формирования представлений малой у детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание формирования представлений малой по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе.

Анализ исследований, которые посвящены ознакомлению детей с родной страной, родным городом, показал, что изучение данной проблемы начинали представители советской педагогики. К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, В.Г. Белинский, С.А. Козлова, Н.А. Добролюбов и другие посвящали свои работы аспектам нравственно-патриотического воспитания детей.

В современной педагогике появляются новые подходы к этой проблеме, в частности работы следующих исследователей: С.А. Козлова, Э.К. Суслова, Е.Б. Алтабаева. Так, С.А. Козлова исследовала вопросы формирования у детей представлений о родном крае, родном городе раскрывала в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью. В работах этих исследователей раскрыты приемы и методы, которые отражают региональные особенности, а также демонстрируют различные стороны ознакомления дошкольников с родным городом. [3].

Проанализировав данные нормативные документы, а также исследования в рамках данной темы, мы определили важность обогащения представлений о родном городе у детей дошкольного возраста.

Далее рассмотрим понятия, касающиеся проблемы изучения обогащения представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, а именно «город», «представления», «представления о родном городе».

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова понятие «город» трактуется как крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Представлениями согласно словарю (авт. Д.Н. Ушакова) называются «возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал» В основе представлений лежит предшествующий этому опыт личности: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием [10].

В каждом городе, в любом селе, в любом населенном пункте есть региональные особенности, особенности исторического становления и развития, своеобразные черты культуры и обычаев, образующие тот фундамент, который обеспечивает привязанность и интерес ребенка к родному городу.

Н. В. Мельникова говорила о том, что раскрыть всю сложность и неоднозначность исторического пути родной земли для каждого ребенка является центральной задачей работы воспитателя с детьми в процессе формирования представлений о родном городе. [6].

Чтобы вызвать у детей дошкольного возраста интерес к родному городу и развить любознательность, педагог должен правильно организовывать передачу знаний о родном городе. Наблюдения в сочетании с пройденными и усвоенными знаниями, способствует развитию логического и образного мышления ребенка [2].

П.Г. Саморукова [9] на основе своих исследований выделила показатели представлений, которые важно учитывать при отборе содержания работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом:

– полнота – определяется объемом представлений детей, то есть это мера соответствия представлений каждого ребенка дошкольного возраста образцу, тому объему, который представлен в общеобразовательной программе дошкольного образования;

– обобщенность – характеризуется овладением ребенком интеллектуальными понятиями и умениями обобщения. Данный показатель демонстрирует, насколько ребенок овладел другими умственными действиями: синтезом, анализом, классификацией, сравнением и абстрагированием;

– доказательность – определяется степенью осмысленности и понимания детьми освоенных представлений, умением обоснованно и последовательно доказывать решение познавательных задач. Степень доказательности – отношение процента причинно-следственных связей в ответе ребенка к другим видам связей.

Ю.Е. Антонов [1] выделяет следующие представления о родном городе, которые нужно формировать у старших дошкольников:

– представления об истории родного города, а именно, о создании города, его основателях, о важных исторических событиях города, исторических личностях, которые внесли важный вклад в развитие родного города, о коренном населении;

– представления об исторических местах и достопримечательностей родного города: памятники, музейные комплексы, архитектура, парки, площади;

– представления о символике родного города: флаг, герб, их значении каждого элемента для города, цветной символике;

– представления о природе родного города: особенности климата и растительности, разнообразие деревьев, цветов и трав;

– представления о животном мире родного города: разнообразие животных, птиц, насекомых своего родного края, особенности их жизни и значение для родного города.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение понятию «представления детей о родном городе» – это эмоционально окрашенные образы ранее воспринимаемых достопримечательностей и особенностей родного города, возникающие в памяти ребенка.

Главной целью при ознакомлении детей с родным городом должна стать организация таких условий, при которых приобщение к родному городу осуществляется не только в процессе усвоения дошкольниками программных знаний, но и овладения региональным компонентом. Необходимо глубже и шире познакомить детей с родным городом, помочь понять и освоить его историю и культуру. Это становится возможным при включении детей в созидательную деятельность [8].

Рассматривая проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, было отмечено, что в психолого-педагогических исследованиях значительное внимание отводится патриотизму как средству развития представлений о родном городе. В наше время у детей недостаточно знаний об их родном крае, городе, стране, особенностях русских традиций, они безразлично относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое в свою очередь, возможно, воспитать только в тесном контакте детского сада и семьи.

М.Д. Маханева при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом рекомендует учитывать следующие принципы [5]:

- принцип историзма. Этот принцип реализуется с помощью сохранения хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено отсутствием сформированности у детей дошкольного возраста исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий;

- принцип дифференциации. Этот принцип заключается в организации оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;

- принцип гуманизации. Этот принцип подразумевает профессионализм педагога вставать на позицию ребенка, умение учитывать его точку зрения, при этом не игнорировать чувства и эмоции ребенка, а видеть в ребенке полноправного партнера, также ориентироваться на высшие общепринятые человеческие понятия – любовь к семье, родному городу, к своей родине;

- принцип наглядности. Этот принцип заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края была для ребенка интересна и доступна.

- принцип интегративности. Принцип реализуется в сотрудничестве с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами и т.п.; когда краеведческий материал естественно включается в основные программы дошкольного образования. Краеведческий материал представляет собой те сведения, которые были собраны краеведами из разных источников и определяется с учетом преемственности с начальной школой; при знакомстве детей с историческими и культурными особенностями родного города происходит сочетание всех видов деятельности».

Таким образом, обогащение представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по воспитанию маленького патриота.

Список используемой литературы:

Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – Москва : АРКТИ, 2003. – 168 с.

Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. – Москва : Просвещение, 1980. – 192 с.

Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С. 98- 101.

Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХLVI, 1993.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2015. - 72 с.

Мельникова Н.В. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм / Н.В. Мельникова //Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 82-85.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04 октября 2000 года № 751 Электронный ресурс // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. Изд.2-е, испр. И доп.М., «Просвещение», 2014. - 256с.

Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – Москва : Просвещение, 1991. – 186 с.

Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Терра, 1996. – 399 с.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Издательство: Проспект 2015 г., 160 с.

Просмотров работы: 394