ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Степаненко М.Ю. 1
1Ставропольский государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение медицинской сестры — социально значимый показатель ее способности грамотно исполнять профессиональные обязанности и умения воспринимать, понимать, передавать содержание мыслей и чувств в процессе решения коммуникативных задач, возникающих в профессиональной деятельности [11]. Взаимодействие в диаде «медицинская сестра — больной» — сложный и весьма многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как непосредственное взаимодействие людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как их влияние друг на друга, и как сопереживание и взаимопонимание [8]. Цель взаимодействия в диаде «медицинская сестра — больной» — помощь, оказываемая одним из участников общения (медицинской сестрой) другому (пациенту) [7]. Таким образом, для медицинских сестер, которые по роду своей деятельности обязаны конструктивно взаимодействовать с людьми (пациентами), межличностная толерантность является не только личностной необходимостью, но и профессиональной нормой. В психологических и педагогических исследованиях за последние годы усилилось внимание к проблеме толерантности, что во многом связано с рассмотрением взаимодействия и взаимоотношений между людьми, отличающимися по каким-либо характеристикам (этническим, национальным, религиозным, расовым, возрастным и т.п.). Понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. В общем смысле под толерантностью понимается определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т.д. Основная ее суть — терпимость к «чуждому», «иному», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [9, с. 54—63]. В контексте специфики профессиональной деятельности среднего медицинского персонала из всех многообразных видов и форм толерантности нас интересует проблема межличностной толерантности. По мнению Г.С. Кожухарь, в настоящее время концепция толерантности в межличностном общении отсутствует. Толерантность в межличностном общении понимается автором, с одной стороны, как неотъемлемая характеристика (показатель) профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек — человек», а с другой — как конструируемый в процессе обучения образ (идеальная модель), выполняющий системообразующую функцию [6, с. 8]. О. С. Батуриной выделено три основных подхода к сущности межличностной толерантности: 1) так называемый «традиционный» — толерантность межличностных отношений интерпретируется в рамках терпимости (В. В. Бойко, Е. Ю. Клепцов, В. Д. Менделевич и др.); 2) дифференциация понятий «терпимость» и «толерантность» (А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер, Г. У. Солдатова и др.) — считается, что толерантность в отличие от терпимости не пассивна, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет межличностного позитивного взаимодействия с другими субъектами общения; 3) так называемый «структурный», «интегральный» — межличностная толерантность рассматривается как сложное, многоаспектное, многогранное, многокомпонентное качество Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 167—170. личности, включающее как терпимость, так и качества личности, выражающие позитивное отношение к иному (Г.Г. Абдулкаримов, Р.Г. Апресян, Н.А. Асташова, Ю.П. Ивкова и др.). Последний подход наименее противоречивый, он позволяет рассматривать межличностную толерантность как социально-психологическое явление, возникающее в процессе межличностного общения, во взаимодействии на различных уровнях — от отстраненно-смиренного отношения, безразличия до сознательного принятия, восторженного одобрения. Исходя из экзистенциально-гуманистического подхода, О.А. Каргополова межличностную толерантность определяет как качество личности, проявляющееся в способности к свободному совместному существованию (сосуществованию) с другим человеком (другими людьми) при сохранении целостности собственного Я [5, с. 32]. Межличностная толерантность характеризуется как «равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды. Подлинным субъектом толерантности может быть только человек, принимающий во внимание другого человека» [10]. Толерантность всегда основана на противопоставлении: «свой — чужой» [3], «я — ты» [2] и т.п. Эти бинарные оппозиции указывают на диалогичность данного понятия и необходимость взаимодействия с Другим. «Толерантность выводит индивида за его собственные пределы, на признание другого Я в качестве автономного и полноправного субъекта, ибо, действуя оба по собственному разумению, они претерпевают друг друга» [4]. При встречи с Другим межличностная толерантность не возникнет сама собой на бессознательном уровне, особенно если Другой сильно отличается по социокультурным параметрам. Лишь при осознанной терпимости можно рассчитывать на межличностную толерантность [1]. Можно предположить, что при многократных встречах с Другим и вынужденной совместной деятельности, что определено собственно профессиональной деятельностью медицинской сестры, осознанная толерантность в межличностных отношениях становится бессознательной. Медицинская сестра должна знать об особенностях проявления толерантности в межличностных отношениях на уровне осознанного контроля за своими эмоциями, мыслями, поведением, психическим состоянием, которые отвечают за позитивное отношение к пациентам в межличностном общении и взаимодействии. Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что межличностная толерантность медицинской сестры — это качество личности, проявляющееся в ее способности устанавливать и поддерживать диалогичные взаимоотношения с пациентами. Основой межличностной толерантности является прежде всего психическая устойчивость личности, в связи с чем необходимо реализовывать комплекс педагогических мер, позволяющих формировать и развивать межличностную толерантность медицинских сестер как в условиях среднего специального образования, так и в системе повышения квалификации.

Список литературы

1. Батурина О.С. Межличностная толерантность студентов педагогических вузов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2009.

2. Бодалев А.А. Психология межличностного общения: учеб. пособие. Рязань, 1994.

3. Дворникова Е.И. Культура. Идентичность. Толерантность. М., 2007.

4. Иванова Л.М. Толерантность как системообразующий компонент современного менталитета: педагогические условия и пути формирования средствами обществоведческого образования школьников. Якутск, 2003.

5. Каргополова О.А. Формирование межличностной толерантности у будущих педагогов // Образование и наука. 2009. №7. С. 32.

6. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 3—12.

7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практ. руководство. М., 1999.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории теории. СПб., 1999.

9. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. 2003. №8. С. 54—63.

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. М.; Воронеж, 2003.

11. Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными /пер. с венгер. М. Алекса. Будапешт, 2000

Просмотров работы: 17