В настоящий момент охрана здоровья учащихся является важнейшей задачей в педагогической науке, а начало школьного обучения – это первое серьезное испытание стойкости механизмов социально-психологической адаптации детей. Современные учителя и социальные педагоги должны уметь своевременно выявлять и устранять причины, влияющие на возникновение школьной дезадаптации у школьников. Это связано с тем, что данное явление препятствует полноценному развитию личности ученика, затрудняет учебно-воспитательный процесс. К тому же в следствие дезадаптации разрушается детско-взрослая общность, что приводит в свою очередь к проявлению девиантного поведения, к появлению проблем в семье школьника и ухудшению психофизиологического состояния ребенка.
Данная статья посвящена исследованию форм и методов профилактики школьной дезадаптации учеников младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение форм и методов профилактики дезадаптации учеников младшего школьного возраста.
В процессе изучения научной литературы нами было определено ключевое понятие – школьная дезадаптация – как это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения обучения и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности. По мнению таких ученых, О. В. Карбанович и Е. Ю. Петрова, данное понятие собирательно, то есть на его развитие и формирование влияют различные факторы – новизна деятельности – обучение, развитие и здоровье детей, несоответствие условий и требований учебного процесса психофизиологическим возможностям и потребностям ребенку, предъявляются новые требования, ребенок попадает в новый коллектив и т.д [2,3].
Проявляться школьная дезадаптация может в нарушении общения ребенка с одноклассниками и преподавателем, в страхах и неуверенном поведении, ребенок может бояться проверки знаний иметь заниженную самооценку и т.д [1]. Для выявления этих характеристик применяются методики исследования готовности к школьному обучению, школьной мотивации, социально-психологической адаптации, внимания, отношений ребенка к учителю и одноклассникам.
В результате изучения социально-педагогической и социально-психологической литературы мы сделали вывод, что наибольшее влияние на формирование школьной дезадаптации младших школьников оказывают конфликтные отношения ребенка с окружающими, наличие общей и школьной тревожности, а также пониженный уровень развития внимания и саморегуляции ребенка. Практическое исследование основывается на данных выводах.
Исследование проводилось на базе Муниципальное общеобразовательное учреждение "Китовская средняя школа" с. Китово. В исследовании принимали участие учащиеся 1 «а» класса в количестве 22 человек, 1 педагог – классный руководитель этого класса данной школы.
Методики, используемые в исследовании:
- корректурная проба. Автор: Б.Бурдон;
- анкета социально-психологической адаптации (заполняется учителем). Автор: Э.М. Александрова, Н.Г. Лусканова;
- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Автор: О.А. Орехова;
- Проективная методика «Рисунок школы».
Нами изучались следующие показатели: общая тревожность, школьная тревожность, уровень саморегуляции, внимание, уровень дезадаптированности.
Полученные нами результаты эмпирического исследования дают возможность конкретизировать направления профилактической работы, которая направлена на устранение факторов развития такого явления, как школьная дезадаптация у младших школьников. То есть должна проводиться работа по устранению школьной тревожности и повышению уровня саморегуляции первоклассников.
Исходя из того, что работа по профилактике должна осуществляться не только специалистами – социальный педагог, педагог-психолог нами были предложены практические рекомендации для педагогов и родителей по работе в ликвидации тех факторов, которые влияют на развитие школьной дезадаптации.
Список литературы
Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М. 1995. С. 8 – 11.
Карбанович О. В. Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации // Вестник Брянского государственного университета.-2012
Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления.//Вестник Томского педагогического института.-2012