РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Колесник А.Р. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни развитие творческих способностей в дошкольной педагогике является одной из актуальных тем. Один из принципов, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) – это сохранение уникальности и самоценности детства. Именно на музыкальных занятиях реализуется этот принцип Стандарта [7].

Данная проблема изучена профессором Н.А. Ветлугиной и ее учениками (И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой и др.), которые внесли существенный вклад в поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.

Дошкольный возраст – это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Грамотно построенная педагогическая работа приводит к развитию новых образов или действий, а музыка подталкивает на это, поскольку является средством всестороннего развития детей.

Существует множество факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОО, но важная роль принадлежит образовательной программе. Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные включают в себя все стороны развития ребенка:

физическое развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

художественно-эстетическое развитие.

Они содействуют формированию различных способностей и становлению специфических видов детской деятельности.

Парциальные направлены на одну или несколько сторон развития ребенка.

Несмотря на то, что эти два вида программ отличаются по своей направленности, они могут содержать в себе задачи музыкального образования.

Отметим, что музыкальная деятельность раскрыта в следующих парциальных программах:

"Малыш" В. А. Петрова [6].

В данной программе стоит цель – развить музыкальные способности у детей во всех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкальные движения. Кроме того, в программе есть материал для праздничных утренников и развлечений детей до трёх лет.

"Ладушки" И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева [5].

Для нашего исследования важно подчеркнуть такую задачу, как введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Особенностями данной программы является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

Авторам удалось органично сочетать музыку и движение, музыку и речь, музыку и изобразительную деятельность детей, музыку и разнообразие игр в условиях специально организованных занятий.

В комплексной программе "Детство" музыкальная деятельность относится к образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" и задачи для дошкольников ставятся с учётом их возрастной группы [1].

В 1-й группе раннего возраста, подчеркивают такие задачи как:

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

запоминание элементарных движений, связанных с музыкой;

доставление радости с помощью музыки, пения, движений под музыку и музыкальных игр.

Ко 2-й группе раннего возраста, задачи уже усложняются, у дошкольников формируют умения:

прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;

выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки;

слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание.

В младшей группе подчеркивается важная для нашего исследования задача – развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

В комплексной программе "Вдохновение" [4] авторы пишут, что ребенок учится преобразовывать звуки и музыку в картинки и цветовые композиции, двигательные фантазии преобразуются в художественную последовательность элементов движения. Следы движений становятся видимыми. Занятия художественным творчеством, музыкой, танцами стимулируют развитие детской креативности, способности открывать новые, неожиданные возможности решения проблем, создавая основу для личностного роста ребенка

Сравнив комплексные и парциальные программы, можно сказать, что они различаются, но конкретизируют, что музыкальная деятельность развивает творческий потенциал и учит выражать свои эмоции в музыке.

От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей, так как каждая форма несёт свою нагрузку.

Развитие творчества в музыкальной деятельности содержит свои формы организации [3].

Первая и самая важная форма – музыкальные занятия. На них осуществляется целенаправленное формирование музыкальных способностей каждого ребенка, формируются основы музыкальной и общей культуры.

На данных занятиях педагог делает все, чтобы вызвать интерес к музыке. С помощью изучения сразу нескольких видов деятельности: пение, ритмика, слушание, игра на инструментах, музыкальное занятие становится достаточно интересным для детей.

Еще одной формой является музыка в быту дошкольного учреждения, в ходе которой утренняя гимнастика, упражнения и игры проводятся под музыку, а также во время прогулки включаются грамзаписи. Данная форма положительно влияет на детей из-за того, что закладывает первоначальный интерес к музыкальной деятельности.

Но больше всего дети ценят, такую форму деятельности, как развлечения, ведь она является более привычной для ребенка, занимательной и эмоциональной. Для детей проводятся музыкальные вечера, театры и игры-хороводы, с помощью которых закрепляются и углубляются музыкальные впечатления, полученные на занятиях.

Таким образом, можно отметить, что музыкальная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. С помощью нее у детей появляется фантазия, воображение и эмоциональная сфера. Включение музыкального искусства не только помогает развивать ребенка в творчестве, но и является необходимым условием в развитии личности. Однако эффективным эта деятельность станет тогда, когда педагог не будет пренебрегать данной сферой и будет предоставлять на ее изучение достаточное время.

Список литературы:

Бабаева, Т.И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2019. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksni.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.

Деркунская, В.А. «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду: от традиций к инновациям» [Текст]: Справочник музыкального руководителя № 3 март 2014.

Загвоздкина, В.К. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Электронный ресурс] / В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksni.

Каплунова, И.М. Парциальная программа «Ладушки: Программа
всестороннего музыкального воспитания и образования» [Электронный ресурс] / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева // – СПб.: Композитор, 1999

Петрова, В.А. Парциальная программа по музыкальному воспитанию «Малыш» [Электронный ресурс] / В. А. Петрова // Программа художественно-эстетического цикла. – М.: Гармония, 1998.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Просмотров работы: 127