В эпоху всё большей цифровизации всех отраслей жизни общества можно заметить устойчивую тенденцию к упрощению пользования услугами. Появляется всё больше сервисов, упрощающих поиск услуг и их приобретение. Для самих пользователей помимо качества услуги определяющим фактором при выборе всё больше становится именно простота в поиске и оплате товаров и услуг. Одним из проявлений подобной тенденции стали онлайн-маркетплейсы.
В сфере онлайн-торговли маркетплейсы составили одну треть (32,6%) мирового годового торгового оборота в 2018 году. Гибридные же маркетплейсы составили чуть более 16% от мирового годового торгового оборота1. Эти данные свидетельствуют о том, что маркетплейсы уже на данный момент составляют почти половину от мирового торгового оборота.
Что касается туристской сферы, то в ней также прослеживается тенденция на рост доли маркетплейсов. Всё большую популярность приобретают ресурсы вроде Booking.com, позволяющие выбрать наиболее подходящие предложения исходя из множества параметров. Однако, крупных онлайн-площадок, посвящённых именно турам и туристским услугам, как таковых нет. Есть множество порталов отдельных турагентств и туроператоров, что не облегчает поиск подходящего тура. Но и они не всегда могут позволить оформить тур по России онлайн с минимальными затратами по времени.
Особенно остро эта проблема стоит в области въездного туризма, т.к. порядок въезда в Россию сложен сам по себе из-за отсутствия электронных виз и отсутствие единой площадки для выбора подходящего тура не облегчает жизнь путешественникам2. Что и приводит к необходимости создания единой площадки, способной предоставить туристам возможность приобретения выгодного тура онлайн без сложностей при оплате или регистрации.
Статья посвящена перспективам развития туристских маркетплейсов в условиях цифровизации в Ростовской области.
О перспективах развития этого направления в России говорит рассмотрение туристских маркетплейсов в Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.
Во-первых, вводится официальное понятие туристского маркетплейса. Это информационная система на базе цифровой платформы по предоставлению информации, бронированию и приобретению туристских продуктов на территории РФ, объединяющая значительное число участников рынка туристских услуг на территории РФ3.
Во-вторых, само направление внедрения цифровых технологий в туризме рассматривается в программе как одно из приоритетных, а создание туристского маркетплейса рассматривается как одно из важнейших цифровых решений для роста туристской отрасли в РФ4.
Наличие официального понятия маркетплейса и приоритетность задачи его создания в государственной стратегии уже говорит о перспективности данного направления, т.к. государство заинтересовано в его развитии.
Что можно сказать о Ростовской области? Отдельно в государственной программе РО «Развитие культуры и туризма» на 2019-2030 гг. о туристских маркетплейсах не сказано. Тем не менее, в задачах программы поднимается вопрос о повышении доступности туристских услуг и продуктов для туристов.
Для развития направления этого, естественно, недостаточно. Перспективность также должна определяться и проработанностью законодательства в области туризма, чего программе Ростовской области не хватает, т.к. формулировки относительно цифровизации в ней общие и не несут конкретики касательно онлайн-рынков продажи туристских услуг.
Грамотное регулирование этой сферы, определение законодательных норм касательно онлайн-торговли в области туризма позволит стимулировать рост предпринимательской активности относительно деятельности через единый туристский маркетплейс.
Перспективность туристского маркетплейса в Ростовской области также определяется привлекательностью региона для иностранных туристов.
Привлекательность региона существенно вырастет при развитии бренда Ростова-на-Дону и области. Продвижение этого бренда не только в России, но и за рубежом, позволит привлечь внимание к региону как к привлекательному для туристов. Также это позволит завлечь новые потоки иностранных туристов, которые раньше были знакомы только с наиболее популярными туристскими направлениями в РФ, Москвой и Санкт-Петербургом.
Таким образом, касательно перспектив развития единого туристского маркетплейса в Ростовской области можно выделить следующее:
развитие этой отрасли поддерживается на федеральном уровне;
на региональном уровне уделяется недостаточно внимания;
для улучшения перспективности маркетплейса необходимо проработать законодательную базу в этой области
необходим бренд региона и его продвижение для привлечения турпотока;
Изучение сущности и направлений развития туристских маркетплейсов позволили автору прийти к выводу, что туристский маркетплейс является новым инновационным инструментом маркетингового продвижения для Ростовской области. В данный момент отсутствует подобный продукт на региональном и национальном туристских рынках. Разработка и внедрение подобного продукта позволит значительно увеличить привлекательность региона в глазах потенциальных туристов, увеличить турпоток и доходы от туризма в регионе, поэтому, очевидна потребность в оперативной разработке туристского маркетплейса для Ростовской области.
Список литературы
Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. «Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденциии и перспективы» // Сервис в России и за рубежом. Т. 13, №3, 2019
Пастухова А.В. «Цифровые технологии как драйвер развития предприятий индустрии туризма в России (accessible tourism) // Российские регионы: взгляд в будущее, Т. 2, 2019.
Черевичко Т.В., Темякова Т.В. «Цифровизация туризма: формы проявления», // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. Т. 19, вып. 1. 2019. С. 59–64.
Шайдулина, В.К. «Состояние и перспективы электронной торговли в России» // Вестник университета №4, 2019 – М.: Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
Государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма», Ростов-на-Дону, 2019
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., М., 2019
1Шайдулина, В.К., «Состояние и перспективы электронной торговли в России» // Вестник университета №4, с. 120
2Состояние и перспективы электронной торговли в России» // Вестник университета №4, с. 38
3Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г, с. 4
4Там же, с. 49