Данная работа важна в педагогической практике. На основании исследований литературных произведений методами экономико-математической статистики, теории игр и теории вероятностей нам представляется возможность не просто понять зашифрованный текст, но и удостовериться в том, что стиховедение, с одной стороны, и математика с экономикой, с другой, имеют взаимосвязь, а также показать важность подобных исследований.
Строго говоря, математики, экономисты и филологи - специалисты разных отраслей знания. Одинаковые явления они называют по-разному. Вместе с тем указанные науки взаимосвязаны. Экономико-математические методы активно используются в литературоведении. Отдельные филологические проблемы, в свою очередь, могут привлекать математика, экономиста. Так, академик А.Н. Колмогоров, один из крупнейших математиков современности, много занимался стихотворным ритмом, исходя из теории вероятности. [1]
С.В.Ковалевская «служение математике» всегда сочетала с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: «Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». [1]
В середине ХХ в. усилилась роль экономико-математических методов, особенно статистики, во всех теоретических исследованиях.
Математическая логика и теория множеств в литературоведении.
Процессы структуризации приводят экономических и литературных теоретиков к необходимости использования математической логики и теории множеств. Впервые широко ввел математическую символику для описания фольклорных текстов В.Я. Пропп.[2]
При анализе современных произведений можно выделить группы «субъект - объект». Это помогает подсчитать сходства и различия разных произведений и между частями одного произведения. [3] Набор принципов и операций (алгоритм) дает возможность конструировать различные структуры, в т. ч. литературные тексты или отдельные уровни текстов (работы В.В. Иванова и В.Н. Топорова, Ц. Младенова). [1]
Андрей Николаевич Колмогоров –– великий русский ученый и, по всеобщему признанию, один из самых выдающихся математиков XX века, –– проявлял глубокий интерес к традиционно гуманитарным сторонам человеческой деятельности. Среди исследований, выполненных А. H. Колмогоровым в шестидесятые годы XX века, особое место занимает его анализ статистики речи и стиховедение. [4] Замыслы Андрея Николаевича в этом направлении тесно связаны, с одной стороны, с вероятностным и алгоритмическим подходами к теории информации и, с другой стороны, отражают его давний интерес к анализу закономерностей, свойственных форме и языку литературных произведений. [5]
Методы математической статистики в стихосложении.
Применение методов математической статистики глубоко отразилось на стиховедении. В этой области обращают внимание работы А.Белого, Б.Томашевского, Г.Шенгели. [6] Академик А.Н. Колмогоров создал на основе теории вероятностей, комбинаторики, статистики и теории информации новые методы исследования стиха, существенно уточнив и дополнив идеи Б.В. Томашевского в серии статей А.Н. Колмогорова и его учеников в 1962-1965 гг. [4; 6] Привлекает изложение этих методов в обзоре А.К. Жолковского «Совещание по изучению поэтического языка». [7]
Экономико-статистические данные помогают оценить художественное восприятие как миллионов отдельных читателей, так и учесть средние данные. На основе таких исследований выявляются общие выводы, идеалы разных групп читателей. Помогают в этом анкеты и опросы. [8]
Действительно, все мы знаем Александра Сергеевича Пушкина как гениального поэта. Но мало кто знает его как человека, хорошо разбиравшегося в экономике.
Со знанием дела он передаёт сущность экономической теории А. Смита в романе «Евгений Онегин»:
…И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет. [9]
По мнению поэта, рост богатства общества зависит не только от наличия денег и торговли, но преимущественно от потребления материальных благ, произведённых людьми. Онегин предстаёт перед нами представителем рыночной экономики и свободной конкуренции. [9]
Пушкин глубоко разобрался с функцией денег образования сокровищ, считая неправильной позицию меркантилистов по изъятию из обращения золотых и серебряных монет и «омертвление» их в сундуках феодалов и купцов как форме реального богатства. Мысли свои он раскрывает нам в «Скупом рыцаре»: золото и серебро необходимо направить в товарное обращение, подлинным богатством общества является не золотой запас, а постоянно воспроизводимый «простой продукт».[10]
Есть и другие интересные мысли Пушкина как профессионального экономиста. В частности, он поддерживает государственные займы: с одной стороны, они дают возможность государству покрывать свои расходы; с другой стороны, такую же надёжную и доходную возможность они обеспечивают частному капиталу. В итоге выигрывает население.
Рассуждая о нашей сегодняшней экономике, перед ней стоят те же проблемы.
Чтобы часть шестая суши
Ела мясо, а не суши,
Не китайскую лапшу,
Я о том сказать хочу,
Что важнее, чем юристы,
В этот век экономисты!
В том, что деньги любят счет,
Экономика — оплот!
Лишь ее законы всюду
Правят в мире, врать не буду,
В спорте первым кто стартует,
Экономика диктует!
Экономика медали
Раздает на пьедестале,
Славна только та страна,
Где экономика сильна!
Интересно, оценил бы эти проблемы великий Пушкин – поэт и экономист.[10]
Стихосложение в математической теории игр.
Интересные поэтические рассуждения можно встретить в математической теории игр. Как известно, в теории игр исследуются вопросы поведения и оптимальных правил поведения участников. Известные работы появились в начале ХХ века, к примеру, трактат о русском стихе К.Бутона. [11]
Исследование конфликта, как главного признака, роднит оба подхода. И там, и там конфликт – двигатель прогресса. [12] Однако в теории игры совершенно игнорируется духовная структура играющего, играющих. [1] В математике вырабатывается безошибочный алгоритм действия игрока. В этот момент игра превращается в строго определенную последовательность действий, ведущих или к победе, или к ничьей, или к проигрышу.
В России и за рубежом в 60-е гг. велась дискуссия о новых методах в литературоведении. Параллельно решалась судьба точных наук – применение в изучении художественной литературы. [13]
Экономико-математические задачи в литературе.
1) Рассказ Ж. Верна «Таинственный остров»
Герои измеряли высоту скалы.
Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены.
«Если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.
«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании измерений инженер составил следующую запись:
15:500 = 10:х, 500×10 = 5000,
5000:15 = 333,3.
Ответ: высота гранитной стены равнялась
333 футам». [14]
2) Басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Решение:
Сложение векторов движения лебедя и щуки выполним по правилу параллелограмма. Диагональ параллелограмма будет суммой двух векторов. Вектор движения рака будет направлен в противоположную сторону, значит, сумма этих векторов будет равна 0.
Поэтому воз не двинется с места. [14]
3) Рассказ А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли…”
Решение:
Даже полчища Атиллы не могли бы воздвигнуть холм выше 4,5м. Глаз наблюдателя, поместившегося на вершине холма, возвышался бы над почвой на 4,5 + 1,5, т.е. на 6 м, и, следовательно, дальность горизонта равна была бы =8,8(км) Это всего на 4 км больше того, что можно видеть, стоя на рве. [15]
4) Рассказ И.С.Тургенева «Му-му»
1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам. 1 аршин = 71,12см. 1 четверть = 17,78см. 1 вершок = 4,5см. 1 сажень = 216см.“…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.
Решение:
Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 98см – высокий человек. [14]
5) Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
Сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: “Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц”.
Простые проценты начисляются только на начальный вклад. S=P (1+n* (r/100))
Дано: 3000 руб. – 100%, Х руб. – 5%.
Х = 3000:100*5 = 150 (руб). S=3000+150*12 = 4800 (руб)
Сложные проценты начисляется на наращенный капитал. S=P (1+r/100)n
Дано: Р =3000 рублей, r = 5% в месяц, n = 12 мес. [16]
S=3000 (1+5/100)12 =3000 (21/20)12=3000 (1,05)12=5387,57? 5400 (руб).
Таким образом, «В математике есть своя красота, как в поэзии», - говорил А.С. Пушкин. Математика, экономика и литература, как было показано в работе, идут рука об руку испокон веков. [1; 17]
Список литературы
1. Математика в литературоведении – http:// otherreferats.allbest.ru.
2. Пропп В.Я. Морфология сказки. Ленинград, 1928.
3. Белый А. Символизм. Книга статей. М., 1910.
4. Колмогоров А.Н. К изучению ритмики Маяковского. - Вопросы языкознания, 1963, № 4; Колмогоров А.Н. и Кондратов А.М. Ритмика поэм Маяковского // Вопросы языкознания. 1962. № 3; Колмогоров А.Н. и Прохоров А.В. О дольнике современной русской поэзии. - Вопросы языкознания, 1963, № 6.
5. Труды по стиховедению – http: // dlib.rsl.ru.
6. Томашевский Б.В. О стихе "Песни западных славян" // Аполлон. 1916. № 2; Томашевский Б.В. О стихе. Ленинград, 1929; Шенгели Г.А. Трактат о русском стихе. Одесса, 1921.
7. Жолковский А.К. Совещание по изучению поэтического языка / В сб.: Машинный перевод и прикладная лингвистика. 1962. № 7.
8. Кондратов А.М. Статистика типов русской рифмы // Вопросы языкознания. 1963. № 6; Кондратов А.М. Математика и поэзия. М., 1962; Мещерский Н.А. История русского литературного языка. М., 1981.
9. Пушкин и политэкономия – http: // institutiones.com.
10. Бобров С.П. Новое о стихосложении А.С. Пушкина. М., 1915.
11. Бутон К. Трактат о русском стихе. Одесса, 1921.
12. Ревзин И. Журнал «Вопросы литературы». 1965. № 6.
13. Кожинов В. Журнал «Вопросы литературы». 1965. № 6.
14. Математические задачи от русских. – http: // festival. 1 september.ru.
15. Открытый педагогический форум. – http: // forum.schoolpress.ru.
16. Практикум по дисциплине моделирование. – http: // elibrary.ru; Материал по теме: математика в литературе. – http: // nsportal.ru.
17. Исследовательская работа «Математика» - https: // infourok.ru.