Анализ и проблемы нормативно-правовой базы, регулирующей продвижение туристского продукта Ростовской области - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ и проблемы нормативно-правовой базы, регулирующей продвижение туристского продукта Ростовской области

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый регион, субъект и муниципалитет Российской Федерации заинтересован в увеличении въездных туристских потоков, продвижении своих туристских продуктов на внутреннем и международном рынке. Очень большим подспорьем для исполнительной власти любой территории является территориальный брендинг. Это понятие в современном смысле существует не более 10-ти лет и ещё не имеет полноценной теоретической базы. Сегодня в Западной Европе более 90 % проектов безуспешны, поэтому у Российских субъектов есть шанс стать успешными примерами реализации своего туристического бренда.1 Основу реализации инструментов брендинга территории, как в любой деятельности, составляет нормативно-правовая база, у данного направления территориального развития она ещё не сформировалась, что объясняет актуальность данной статьи.

Целью данного исследования в рамках дисциплины «Правовое обеспечение деятельности в туристской индустрии» является выявление проблем нормативно-правовой базы, регулирующей продвижение туристического продукта Ростовской области и возможностей их решения.

Для выполнения цели были осуществлены такие задачи, как анализ региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, переход от общих проблем развития туризма к частным, обобщение полученных выводов и формулирование недостатков нормативно-правовой базы. Для написания статьи были применены следующие методы исследования: анализ, гипотетико-дедуктивный способ, дедукция, обобщение и аналогия.

Брендинг города в любых условиях предвещает долгосрочные перспективы развития, являясь средством реализации конкретных программ, например подпрограммы «Продвижение туристского потенциала города Ростова-на-Дону» муниципальной программы «Развитие экономики города Ростова-на-Дону». Одной из проблем нормативно-правовой базы Ростовской области можно назвать отсутствие должности бренд-менеджера и его обязанностей, несмотря на прописанное в подпрограмме развитие продвижения туризма в регионе, как социально-экономически важная задача.

Помимо разработки брендбука, слогана и стиля бренда территории, важным аспектом результативности геобрендинга является наличие субъекта управления бредом или бренд-менеджера. В административной столице Ростовской области функции брендинг-менеджера может выполнять весь «Центр маркетинга и продвижения» при автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию туризма Ростовской области» или один его специалистов. 2 Для продвижения региональных туристских кластеров также стоит организовать местных бренд-менеджеров (в Приазовском, Маныческом, Цимлянском, Северско-Донецком и Вешенском).

При разработке бренда города разумно включать обучение и консультационную поддержку будущего бренд-менеджера города в ТЗ, который может быть необязательно муниципальным сотрудником, эту функцию может выполнять частный бизнес, местный краевед, административное должностное лицо, смежного отдела. Руководитель команды City Branding, В.А. Дубейковский утверждает, что только у трех из 1116 городов России есть бренд-менеджер (Добрянка, Урюпинск, Стерлитамак), а также что в 85 субъектах РФ обсуждали брендинг территорий, однако зарегистрированный, внедренный, управляемый и эффективный действует пока только в Вологодской области – «Душа русского Севера». Однако учитывая дефицит денежных ресурсов муниципалитета, сегодня необходим тщательный контроль финансирования бренд-менеджмента города, чтобы исключить возможность случайных трат на заведомо провальный проект.

В п. 3 раздела III постановления администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 г. №1369 (с изменениями от 17.10.2019 г.) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики города Ростова-на-Дону» сказано, что решение задачи по продвижению туристского потенциала города будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий подпрограммы № 3 «Продвижение туристского потенциала города Ростова-на-Дону» согласно приложению № 3 к программе. Там же в паспорте программы указаны сроки реализации (2019 - 2035 годы) и общий объем финансирования за счет бюджета города (280556,7 тыс. руб.).

Еще одна проблема в том, что данный раздел подпрограммы единственный из всей нормативно-правовой базы имеет прямое отношение к брендингу, т.к. определяет концентрацию ресурсов очередного этапа развития туризма, направленного на продвижение бренда города и формировании конкурентоспособного туристского продукта, туристского потенциала и рекреационной привлекательности Ростова-на-Дону путем организации и проведения инфо- и пресс-туров, участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, в том числе на формировании привлекательного образа города, объединении усилий субъектов туриндустрии для грамотного позиционирования его потенциала.

Бренд города успешен настолько, насколько его жители принимают саму идею, количество привлеченных инвестиций и доходов от въездного туризма является следствием использования качественно разработанного бренда для внешней коммуникации. С другой стороны проведение народных конкурсов ошибочное решение, т.к. нельзя отдавать на аутсорсинг местным жителям разработку бренда города, несмотря на недостаток средств и необходимость узнать мнение жителей, этим должны заниматься профессионалы. В Ростове-на-Дону бренд и слоган были разработаны дизайнерами к ЧМ-2018 и выставлены на открытое интернет-голосование в 2015 году. Из миллионного населения города приняли участие лишь 2 тыс. человек, что указывает на проблему недостаточного информирования об инициативах муниципалитета.

Кроме программы развития актуальным документом является Решение городской Думы Ростова-на-Дону от 18.06.2019 г. № 697 «О работе Департамента экономики города Ростова-на-Дону по популяризации туристского потенциала города, модернизации системы продвижения туристского бренда города Ростова-на-Дону», которое также имеет недостаток.

Решение городской Думы, которое определило задачи и поручения для администрации, руководствуясь статьями 21 и 39 Устава города Ростова-на-Дону, практически полностью дублируют Постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 г. № 653 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма»3 и ст. 3.3 ФЗ-132, где прописаны права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма. Преимуществом этого документа является подробный отчёт о деятельности администрации города. 4

В первом разделе подпрограммы №3 программы «Развитие экономики города Ростова-на-Дону» утверждается, что её реализация позволит повысить деловую активность и предпринимательскую инициативу ростовского бизнес-сообщества в сфере туризма и гостеприимства.5 Проблема в том, что здесь перевернутая причинно-следственная связь, наоборот, предоставление выгодных условий для малого бизнеса повышает количество предпринимателей, что в свою очередь развивает туристский потенциал города.

В том же разделе объективно признано, что деятельность администрации с 2014 по 2018 гг. не нашла должного внимания к проблемам внешних атрибутов обустройства города Ростова-на-Дону, что закономерно значительно снижает имиджевую составляющую и туристскую привлекательность Ростова-на-Дону.

Поэтому органы местного самоуправления должны контролировать исполнение ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, т.е. обязательных требований к техническим средствам, средствам связи и информационным средствам, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности на своей территории. Организации независимо от их организационно-правовых форм, также должны выполнять нормы этого закона, но не исходя из финансовых возможностей своих бюджетов, а, в случае их отсутствия, с помощью поддержки средств федерального бюджета.

Необходимо создание новых правовых актов о развитии туризма в Ростове-на-Дону, конкретизирующие мероприятия по реализации программы развития туризма, с опубликованной сметой расходов на каждое мероприятие; также необходимы нормы, дающие льготы транспортным компаниям, организующим транспортировку маломобильных групп населения, учреждениям культуры, оказывающим бесплатные услуги для социально незащищенных групп населения и учеников образовательных учреждений. Не лишними будут налоговые каникулы в «не сезон» или пониженный НДС для средств размещения Ростовской области.

В постановлении правительства области № 653 опубликован паспорт программы «Развитие культуры и туризма», в котором одним из перечисленных ожидаемых результатов реализации указано повышение доступности культурных ценностей для населения Ростовской области. Необходимо также решать проблемы доступности транспорта и туристских ресурсов для лиц с ОВЗ и организовать социальные экскурсии. Также, в программе указано, что результатов органам исполнительной власти нужно достичь до 2030 года.

Исполнительной власти Ростовской области необходимо реализовывать поддержку социального и самодеятельного туризма, проводить ежегодные конкурсы по продвижению непопулярных достопримечательностей, районов, регионов среди представителей туриндустрии или студентов вузов, увеличить туристский поток детей и взрослых, как местных жителей, так и с ближайших регионов или стран могут крупные проекты создания искусственно созданных достопримечательностей, курортов и аттракций, в том числе поддержка природных памятников, создание в Ростовской области национального парка. В целях привлечения большего количества самостоятельных туристов следует организовать контроль цен на услуги средств размещения и места бесплатного общественного доступа в сеть.

В рамках проведения игр чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в Ростове-на-Дону были введены в эксплуатацию новые объекты инфраструктуры, в том числе гостиничной, в связи с чем существует необходимость увеличения количества крупных событийных и деловых мероприятий.

Очевидно, что развивать бренд и привлекать туристов на какую-либо территорию прибыльно лишь в случае, когда отсутствуют элементарные проблемы с доступностью условий жизни и городской среды для всех групп населения, с сохранением исторических памятников архитектуры и природных памятников, с уровнем преступности, с экологической безопасностью, а также предоставлены выгодные условия для малого бизнеса.

Список источников литературы:

Цуциев М.А. Территориальный брендинг сегодня и завтра [Электронный ресурс]: электронный журнал / М.А. Цуциев. – Издательский дом «Бюджет». – № 6. – от 02.06.2016. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/301746.php, свободный (дата обращения: 25.12.2019);

Пресс-служба Ростовской-на-Дону городской Думы. 37-е заседание городской Думы: Ростов может стать центром внутрироссийского и международного туризма. – Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону, 18.06.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rostov-gorod.ru/press_room/news/8879/74730/, свободный (дата обращения: 25.12.2019);

Постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 г. № 653 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» (в ред. От 23.09.2019 г.) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/550226722, свободный (дата обращения: 25.12.2019);

Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.06.2019 г. № 697 «О работе Департамента экономики города Ростова-на-Дону по популяризации туристского потенциала города, модернизации системы продвижения туристского бренда города Ростова-на-Дону» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553386794, свободный (дата обращения: 25.12.2019);

Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 №1369 (ред. От 17.10.2019) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики города Ростова-на-Дону» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550327086, свободный (дата обращения: 25.12.2019).

1Цуциев М.А. Территориальный брендинг сегодня и завтра [Электронный ресурс]: электронный журнал / М.А. Цуциев. – Издательский дом «Бюджет». – № 6. – от 02.06.2016. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/301746.php, свободный (дата обращения: 25.12.2019)

2 Пресс-служба Ростовской-на-Дону городской Думы. 37-е заседание городской Думы: Ростов может стать центром внутрироссийского и международного туризма. – Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону, 18.06.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rostov-gorod.ru/press_room/news/8879/74730/, свободный (дата обращения: 25.12.2019)

3 Постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 г. № 653 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» (в ред. от 23.09.2019 г.) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/550226722, свободный (дата обращения: 25.12.2019)

4 Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.06.2019 г. № 697 «О работе Департамента экономики города Ростова-на-Дону по популяризации туристского потенциала города, модернизации системы продвижения туристского бренда города Ростова-на-Дону» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553386794, свободный (дата обращения: 25.12.2019)

5 Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 №1369 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики города Ростова-на-Дону» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550327086, свободный (дата обращения: 25.12.2019)

Просмотров работы: 40