Архитектура как идеологическое оружие ХХ в. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Архитектура как идеологическое оружие ХХ в.

Селезнёва М.А. 1, Бобровицкая М.В. 1
1ФБ ВГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Столица мира Германия

Вожди национал-социалистической Германии, а также работавшие под их руководством архитекторы и планировщики пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассицизми национальные германские традиции. В то же время для использования в узких рамках рассматривались также и достижения современных течений в архитектуре. Особое значение имела необходимость считаться с личными взглядами А. Гитлерана зодчество. Категорически отвергалась архитектура модернизма, в том числе и немецкий стиль Баухаус. Представители Баухауса подвергались преследованиям, сам же стиль был заклеймён в нацистской прессе как «культурно-большевистский», «бездушный» и «ненемецкий».

Распределение архитектурных стилей по областям строительства в основном выглядело так:

Национал-социалистский классицизм для государственных и партийных сооружений, залов по проведению агитационно-пропагандистских мероприятий;

Архитектура защиты Отечества для строительства в городских пригородах, поселениях и в СС-Орденсбургах;

Умеренный модерн для жилых и административных зданий;

Функционализм для сооружения казарм, военного строительства, стадионов и других спортивных сооружений

Новая вещественностьдля промышленного строительства, технологических сооружений.

Целью национал-социалистического движения было создание общества нового типа, состоящего из «сверхлюдей», свободных от любых проявлений присущих людям слабостей и завоевания для них «жизненного пространства». При этом в полную силу эксплуатировалась свойственная немцам склонность к романтическому восприятию действительности и, особенно, своей истории.

Пропаганда подобной идеологии требовала создания адекватных зрительных образов, нашедших своё выражение в архитектуре, доведённой до последней стадии гигантизма. Были выбраны архитектурные формы, в наибольшей степени отражающие монументальный характер создаваемого «Тысячелетнего Рейха».

По мнению Гитлера, архитектура была своеобразным посланием не в 1940 и даже не в 2000 год, но её постройки должны были стоять, подобно соборам прошлого, вечно. Грандиозно задуманные для постройки здания должны были олицетворять «мировоззрение в камне». Более того, помещённые в их среду массы людей сами должны были выражать «человеческую архитектуру». Идею Гитлера развил архитектор всего партийного комплексаАльберт Шпеер, который сформулировал «Теорию ценности развалин». Суть её сводилась к тому, что развалины монументов прошлого должны пробуждать героическое вдохновение. Для убедительности он сделал макет трибуны Цеппелинфельда, которая пробыла в заброшенности несколько поколений и поросла плющом. Гитлер счел соображения Шпеера логичными и приказал в дальнейшем

осуществлять важнейшие стройки государства с учетом «Закона развалин».

Welthauptstadt Germania” (Столица мира Германия) и теория величественных руин

О бразцов гитлеровской архитектуры сохранилось не так много, как в свое время было построено. А построено было намного меньше, чем запланировано. Размах, с которым планировалось нацистское строительство, - это первое, что поражает. Так, старый город Берлин должен был практически исчезнуть с лица Земли, уступив место новой столице мира – Германии. План нового города, символа новой власти, разрабатывал лично Гитлер и его архитектор Альберт Шпеер. К счастью, только малая часть гигантского плана была реализована до вступления Германии в войну, которая помешала его воплощению.

Существует множество схем, фотографий и макетов нереализованного проекта «мировой столицы». При взгляде на эти изображения дух захватывает от масштабов задуманного. Тем менее, представить, что Берлин мог бы оказаться таким мрачным и помпезным, каким видели его Гитлер и Шпеер, довольно страшно: идеи, которые, несомненно, оставили свой след в истории мировой архитектуры, противоречат представлениям о городе, созданном для людей. Их город – это манифестация власти, довольно уродливая и бесполезная с точки зрения нормальной жизни попытка создать то, что величественно смотрелось бы даже через тысячелетия – это один из самых важных принципов, который пытался реализовать в своих проектах Альберт Шпеер. Строя здания, он думал о том, как они будут выглядеть в виде руин.

Их город – это манифестация власти, довольно уродливая и бесполезная с точки зрения нормальной жизни попытка создать то, что величественно смотрелось бы даже через тысячелетия.

По плану Гитлера и Шпеера, должна была измениться даже сетка улиц старого Берлина: новая столица должна была строиться вдоль двух пересекающихся в районе Бранденбургских ворот осей Север-Юг и Запад-Восток. Эти оси, огромные проспекты, должны были соединять Олимпийский стадион (существующий и сегодня) с центром города, где планировалось построить монструозный Народный Зал, увенчанный куполом, который стал бы самым большим из когда-либо построенных. На юге должна была возникнуть Триумфальная арка высотой сто метров: главное требование фюрера было, похоже, построить «больше, чем где-либо».

Нужно сказать, что Шпееру не повезло: его зданий практически не сохранилось. А строил он исключительно важные правительственные здания – министерство пропаганды, рейхсканцелярию в Берлине. Многое было разрушено во время и сразу после войны, когда победившая сторона пыталась избавиться от идеологической архитектуры нацистов, а многое не было достроено и уже при жизни Шпеера начало разваливаться далеко не так величественно, как ему бы того хотелось.

Современный план территории съездов НСДАП

Пункт 1. Документальный центр (Докуцентр) и Зал собраний

Зал собраний— это самое большое из сохраненных монументальных сооружений эпохи национал-социализма в Германии и сегодня находится под охраной государства.

З акладка состоялась в 1935г., здание, однако, осталось незаконченным. Проект, принадлежащий нюрнбергским архитекторам Людвигу и Францу Руффам , предполагал постройку здания с атриумом для собраний НСДАП, вмещавшем 50.000 человек.

Здание должно было быть накрыто застеклённой крышей без промежуточных опор. Из запланированной высоты примерно в 70м достигли 39м. Самая большая часть здания возведена из кирпичей; фасад облицовывался большими гранитными камнями «из всех областей империи». Архитектура здания в целом и в особенности внешний фасад напоминают Колизейв Риме.

Пункт 2. Внутренний двор дворца съездов

Пункт 3. Площадь народных праздников


Пункт 4. Закладной камень Немецкого стадиона

Задуманный стадион планировался его автором Шпеером как самая большая трибуна в мире (540 х 445 м). Высота 83м. Его вместимость составляла 405 000 человек. Его форма напоминала олимпийский стадион в Афинах.

Это— последнее в ходе планирования территории сооружение, рассматривалось как дополнение к уже составленному проекту. Здесь предполагалось разыгрывать эпизоды военных действий вермахта.

Закладной камень был установлен в 1937 году.
•Пункт 5. Пруд Дутцендтайх
•Пункт 6. Городской стадион

Называвшийся также до 14 марта 2006г. Франкенштадион. Ныне называется Грюндиг-Штадион. Представлял собой построенный в 1928 году муниципальный стадион, который после окончания строительства Немецкого стадиона предполагалось использовать для проведения слётов немецкой молодёжи.

Начиная с 1933г. во время съездов нацистской партиина стадионе проходили партийные митинги гитлерюгендав день съезда, называвшегося «День Гитлерюгенда».
•Пункт 7. Трибуна Цеппелина

Г лавная трибуна Рейха, длиной в 360 и высотой 20м, прообразом для которой послужил Пергамский алтарьиз Малой Азии. Начата в 1935 и закончена в 1937г. Это — единственное крупное сооружение на территории съездов, которое удалось закончить. Автором проекта был Альберт Шпеер. Работы велись в большой спешке, что отразилось на их качестве. В центральном здании трибуна находится «Золотой зал» с выложенным золочёной мозаикой потолком. Рисунок потолка был позаимствован из древних искусств и основным мотивом был меандр, в котором без труда можно было видеть изображение свастики.

Официально зал назывался также «Залом Славы» и предназначался для приёма высокопоставленных гостей. Из зала был возможен выход на центральную кафедру трибуны, выполненный в виде лестницы, по которой возможно было спуститься на «Трибуну (кафедру) фюрера».

Само появление фюрера перед многотысячной толпой народа было оформлено как торжественное театрализованное зрелище, сопровождаемое световыми эффектами, музыкой и барабанным боем. Ритуал позволял достигнуть эффекта ощущения единства партии в лице фюрера и народа.

Одной из первых впечатляющих находок режиссуры этого мероприятия стал «световой храм», созданный в темноте зенитными прожекторамичислом 152, посылавших свои лучи вертикально вверх. Так создавалась иллюзия присутствия в «величайшей постройке всего мира».

24 апреля 1945г., на четвёртый день оккупации города американскими войсками, у трибуны был проведён военный парад победы. «Гвоздём» состоявшегося торжества было произведённое путём взрыва уничтожение скульптурного изображение свастики, венчавшей фасад центрального здания.

С 1961и до 1992г. эта трибуна продолжала использоваться при проведении различных общественных мероприятий на открытом воздухе: празднований профсоюзами праздника Первого Мая, дня судетских немцев, массовых церковных мероприятий, а с 1970г. концертов рок-групп, созывавших значительное количество участников.

C 1947г. пространство между трибуной и Полем Цеппелина использовалось как гоночная авто- и мото- трасса Норисринг, центральной частью которой и была эта трибуна.

Использованный при постройке материал оказался весьма недолговечным, благодаря чему уже к 1966г. возникла реальная угроз разрушения колоннады. В июле 1967г. колоннада главной трибуны по решению Муниципального Строительного комитета была взорвана. В 1970-х годах вдвое была уменьшена высота боковых башен.

С 1973г. постройка была поставлена под защиту как памятник истории.

В 1984г. потолочная мозаика Золотого зала и каменные лестницы подверглись реставрации.
•Пункт 8. Поле Цеппелина

Часть территории оставалась полем, на котором 28 августа 1909г. высадился граф Фердинанд фон Цеппели, это поле с тех пор называется Полем Цеппелина.

В 1935—1937гг. Вокруг Поля Цеппелина по проекту Альберта Шпеера выстраиваются трибуны и возникает строение общим размером 362 на 378м, оставшееся свободное поле имеет размеры 290 на 312м. В целом на поле, площадь которого равнялась 12 футбольным полям, могло разместиться до 320.000 человек, в том числе 70.000 зрителей на трибунах. Трибуны членятся 34 башнями, на которых стояли флагштоки и прожекторы зенитных пушек.

Пункт 9. Закусочная Ваннер

П опулярное у населения здание, разрушенное в ходе боевых действий. Восстановлено в 2006 году.

Пункт 10. Зал Люитпольда

Находившееся на этом месте ранее крупное здание размером 180×49м из стали и стекла было построено как один из павильонов Баварской государственной выставки 1906 для демонстрации крупных машин, изготовляемых фирмой MAN. Фасад здания был выполнен в стиле Модерн и оно было названо по имени Баварского принца-регента Луитпольда Зал Луитпольда или Зал собраний и использовалось как выставочный павильон и после.

Фасад зала, выполненный в стиле модерн, был перелицован в монументальном стиле Арены Луитпольда. Именно в этом здании происходили партийные съезды. Зал вмещал до 16.000 человек.

В ночь на 29 августа 1942г. здание было полностью разрушено при бомбардировке. После войны было принято решение здание не восстанавливать. Его территория используется под парковку.

Пункт 11. Люитпольдарена

М естность была частично благоустроена в 1906 году. Именно здесь происходили собрания членов НСДАП в 1927 и 1929 годах. Территория парка Роща Луитпольда была в 1933 году переоборудована для проведения массовых мероприятий с участием до 150 000 членов SA и SS в инсценировке освящения новых знамён и штандартов у «Зала славы», построенном в честь павших участников путча 1923г. Для зрителей были построены трибуны на 50 000 человек. Парк был заменен на строго размеченную площадь для демонстрации, т.н. Арену Луитпольда общей площадью 84.000 м². Против Зала Почета соорудили гранитную трибуну, связанную с залом мощёной дорогой шириной 18м и длиной 240м. Эта дорога символизировала связь между духом нации и памятью о погибших героях. Во время этого ритуала Гитлер приносил клятву памяти, стоя перед залом. После войны арену вновь сделали парком, сохранился только Зал Почета.

•Пункт 12. Храм Памяти (Эренхалле) и Памятник погибшим

Построен в 1929г. В этом же году был использован нацистами в интересах создаваемого ими культа погибших за Родину солдат, а также убитых участников Нацистского движения во время проводимых в 1933—1936 годах «Дней СА и СС» . Памятник установлен с тыльной стороны Зала почёта (Храма Памяти) и посвящён от жителей Нюрнберга и Фюрта «Нашим погибшим товарищам» в Первую (1914—1918) и Вторую (1939—1945) мировые войны. Надпись на памятнике гласит: «живым в назидание».

Пункт 13. Бывший вокзал Дутцентайх

Пункт 14. Задний двор трибуны Цеппелина

Здесь находился построенный в 1871г. «Дутцендтайхстадион» расширенный в 1934—1936 годах и входивший в составе четырёх стадионов, использовавшихся при проведении съездов. Здесь же размещался до 1940 г обслуживающий персонал. Его дома находились на идущей параллельно трибуне Регенсбургской улице. Здесь во время праздника были установлены около ста зенитных прожекторов, направленных вверх и создавших впечатляющее зрелище «светового храма».

•Пункт 15. Здание обслуживающего персонала и силовая подстанция

Здание трансформаторной подстанции было построено по проекту Альберта Шпеера в 1936г.для обеспечения электроэнергией многочисленных осветительных установок Территории, потребление которых было сравнимо с потреблением крупного города. Во время войны здесь же размещались военнопленные и принудительно депортированные рабочие. Во время бомбардировок часть этих зданий была разрушена. Сейчас в сохранившихся помещениях размещены благотворительные учреждения.

Организация КДФ («Сила через радость») была весьма многочисленна и популярна среди немецкого населения. Здесь же находился и пивной зал, возведённый в 1937 году и служивший отдыху участников съезда. Разрушен в 1942г.
•Пункт 17. Бассейн

Один из двух крупных противопожарных водоёмов, входивших в состав территории. Оборудован в 1928г. Существует до настоящего времени как бассейн для купания молодёжи.
•Пункт 18. Большая улица

Работы велись здесь в 1935 — 1939 и были доведены на дороге практически до конца. Однако намеченный постройкой здесь же «Дворец выставок» не был даже начат. В послевоенное время построенная в районе Лангвассеравыставочная зона «Мессе» к началу XXI века расширилась и вышла своей восточной границей на Большую улицу.

Большая улица образует главную ось всей композиции и имеет длину около 2км и ширину в 60м, облицована гранитом и окружена трибунами. Улица ориентирована на Кайзербург, что должно было иметь символическое значение. Была закончена в 1939г., предназначалась, в том числе, для размещения зрителей, наблюдающих за парадом войск, направляющихся на Марсово поле . С этой целью почти по всей длине улицы расположены гранитные ступени, сохранившиеся до настоящего времени. В годы американской оккупации улица использовалась в качестве аэродрома.
•Пункт 19. Остатки сооружений Мартовского (Марсова) поля

Название Марсово поле— намек на римского бога войны Марса и возобновление общей воинской повинности в марте 1935. Поле должно было стать местом маневров вермахтаво время съездов партии (величина 955×610м, то есть больше 80 футбольных полей).

Строительство начато в 1938г. и не окончено. Поле должны были обрамлять 24 башни (было закончено 11 башен, взорваны в 1966 г.) и трибуны на 250 тыс. зрителей; все это должно было производить впечатление монументальной крепости. На средней трибуне была задумана колоссальная композиция с богиней победы и воинами. В настоящее время территория частично застроена.
•Пункт 20. Бывший вокзал Марсова поля

Построен в 1938г. Вокзал известен тем, что отсюда в 1941—1942 годах было депортировано около 2000 евреев.

Руины вокзала со стороны парка метро

•Пункт 21. Зильбербук («Серебряный холм»)

Так называется искусственный холм, образованный вывезенными сюда остатками разрушенной бомбардировками центральной части города, которыми загружалась южная часть гигантского котлована, выкопанного ранее для строительства Немецкого стадиона. Работы начаты были в 1946г. и продолжались несколько лет. Для вывоза остатков довоенного Нюрнберга была построена железнодорожная ветка, по которой ходил грузовой поезд, названный «Руинным экспрессом». Затем остатки города были засыпаны землёй и на ней посажены деревья. На вершине образовавшегося холма была оборудована площадка обозрения, с которой открывается вид на южную часть города.

•Пункт 22. Зильберзее («Серебряное озеро»)

Весьма живописное озеро, образовавшееся на месте северной части котлована, выкопанного под Немецкий стадион. Со временем его вода накопила большое количество соединений серы, вынесенных в водоём водой, проникающей в массив холма. Это сделало озеро непригодным для купания, о чём говорят предупреждающие надписи на его берегах.

Пункт 23. Бывшие казармы СС

Построены в 1937 — 1939 гг. по проекту Франца Руффа к западу от сооружений территории съездов. Представляют собой один из наиболее крупных комплексов размещения войск в Германии . Казармы представлены комплексом, состоящим из центрального здания с торжественно оформленным главным («Почётным») порталом, двух боковых флигелей и внутреннего двора, на котором находились дополнительные помещения и боксы для техники.

Для облегчения доступа посетителей на территорию комплекса идущая к казармам трамвайная линия проложена под землёй.

Во время войны в этих казармах находились курсанты — радисты. Кроме того, здесь работали заключённые из концлагерей Даухауи Флоссенбюргчислом около 150, которые использовались на различных работах, в том числе офисах компаний и как работники городской администрации.

Странное очарование национал-социализма

Т ем не менее, все «остатки» приманивают каждый год сотни туристов, которых завораживает масштабность нереализованных планов, мрачная необычность зданий рейха. Десятки путеводителей и фотоальбомов, продающихся в магазинах Берлина, говорят об этом неугасающем интересе приезжих – которым интересен не столько внешний вид зданий, сколько скрывающийся за ними ореол вселенских амбиций, которым не суждено было реализоваться.

С помощью своей архитектуры Гитлер (а именно под его вкусы подстраивались и Шпеер, и Пауль Троост, бывший главным архитектором до Шпеера) пытался доказать себе и всем свое главенство и главенство Рейха на мировой арене, заворожить и завоевать души людей, превратить их в восторженно испуганную массу. Не он первый понял, что архитектура является мощным идеологическим оружием, но в его руках этот инструмент заиграл особенно ярко. Очевидно, что аналоги Гитлера того же времени – Сталин – пользовался примерно такими же техниками создания имперского блеска и массового восхищения. Сталин перекроил Москву, практически в том же духе, как Гитлер хотел поступить с Берлином – меняя сетку улиц, снося старые, мешающие новому строительству здания, нарушая исторически сложившийся облик и структуру города.

Эти методы самоутверждения власти, пусть и в меньших масштабах, но продолжают применяться и сегодня. Строительство единичных, но небывалых по величине (или по другим характеристикам) новых зданий – это давно испытанное средство краткосрочного одурманивания публики и заграничных соседей. Но так ли это эффективно в долгосрочном планировании? Опыт показывает, что не очень.

Сталинская архитектура - социалистический реализм России.

Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называемая социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом и 1955 годом. Эта архитектурная политика способствовала становлению классического монументального стиля. В 1920 - е годы советские архитекторы были в курсе всех мировых тенденций, относительно свободен был выезд за рубеж,была возможность выписывать интересующие иностранные издания. Приглашались иностранные архитекторы.

Краткая характеристика направления

Отличительные черты стиля: комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики.

Ансамблевая застройка улиц и площадей;

синтез архитектуры, скульптуры и живописи;

разработка традиций русского классицизма;

использование архитектурных ордеров, позднее — их вольная трактовка (например, добавление в капители звёзд);

барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти (фасции, ликторские топорики, венки, копья и т. д.);

оптимистический настрой всего произведения;

использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров;

нависающие объёмы.

Периодизация

В советской архитектуре 1918—1955гг. выделяется два периода:

Период с 1918по 1932 годыбыл временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. В это время существовал активный обмен идеями и проектами между западными и российскими архитекторами, отталкивавшимися от архитектурного наследия предшествующих эпох.

После этого произошёл переход к отчетливо ретроспективной архитектуре, которую можно условно именовать «советским монументальным историзмом» (по выражению А. Ю. Броновицкой). Границей перехода к новой архитектуре стал, во-первых, конкурс на проектирование Дворца Советов. В 1934 годусоздаётся Академия архитектуры СССРи Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами.

Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. «Советский монументальный историзм» в целом обрёл окончательные черты к концу 1930-х годов. В главных чертах, это архитектурное направление сформировалась в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советови павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Парижеи 1939 года в Нью-Йорке.

Уже в период Великой Отечественной войныархитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы. В 1945 годустрана приступила к восстановлению разрушенных городов.

Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства.

Переходный период

Переход от авангарда к «монументальному классицизму» (1931—1938гг.) не был одномоментным: некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко.

Примером архитектуры переходного периода является здание Фрунзенского универмагав Ленинграде.

Ихорошо известный «Дом на набережной»в Москве.

Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.

Закат монументального историзма

Завершение периода архитектуры «советского монументального историзма» произошло после выхода инициированного Н. С. Хрущёвым. После этого началась коренная перестройка советской архитектуры и строительной отрасли, связанная с переходом на широкую индустриализацию, стандартизацию и унификацию, необходимую для скорейшего удовлетворения населения страны жильем и общественно-бытовыми учреждениями. Сталинская архитектура к этому времени по ряду оценок достигла своего кризиса, наметилась тенденция к «тиражированию» одних и тех же декоративных решений, часто не только ухудшавшая художественный уровень исполнения отделки фасадов, но и удорожавшая работы по сооружению зданий, что оценивалось особенно негативно в свете запланированного перехода к массовому жилищному строительству. Новая архитектура более аскетична, «функциональна», опиралась на сравнительно небольшой круг типовых проектов и предполагала массовое строительство с использованием произведенных на строительных заводах стандартных блоков и конструкций. Это обусловило полную смену парадигмы советского градостроения, переход к качественно иной структуре жилых районов, появление новых методов проектирования и строительства. Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, реализация этой программы привела к массовому упрощению проектов, снижению их эстетических качеств и фактическому сужению простора для творчества архитекторов по сравнению с «тоталитарным» сталинским периодом.

Элементы различных стилей в сталинской архитектуре

Ар-деко

В сталинской архитектуре ар-декозанимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли в Москве — библиотека им. В. И. Ленина, довоенные павильоны ВСХВ и станции Московского метрополитена, а также высотные здания 1940-50-х гг — по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям несут в себе черты стиля ар-деко. В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт», «Маяковская» и др. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР.

С танция «Маяковская» Московского метрополитена

Неоклассицизм

В сталинской архитектуре неоклассиказанимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Советский неоклассицизм основывался на наследии античности и ренессанса, и развивался благодаря активной позиции еще дореволюционных мастеров.

Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года.

К сталинской неоклассике относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек, именуемых в народе «немецкими» домами, которые, вопреки слухам, являются произведениями советских архитекторов. Уже к началу 1950-х годов неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.

Ампир

Здания в стиле ампир(так называемый «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизмас привкусом ар-деко.

А вообще сталинская архитектура это эзотерика - все объекты созданы таким образом чтобы воздействовать на подсознание людей определенным образом-это достигается путем символов, чего даже в избытке было во всех объектах архитектуры, так в мистических учениях, к которым Сталин относился довольно серьезно, число "9" - являлось числом бога войны Марса.

В предвоенные годы было принято решение о полной перестройке Москвы. План был рассчитан до конца 1950 - х годов, и включал в себя: планы в отношении водных артерий столицы, знаменитые "высотки", и проект - московское метро.

"Сталинские высотки" представляют собой группу небоскребов в Москве, разработанных в сталинском стиле. Знаковое отличие построенных зданий - наличие шпилей. Есть версия, что высотки с высоты птичьего полета должны были образовывать пентакль, изначально планировалось строительство девяти высоток, по итогом построили семь.

Семь сталинских высоток в Москве

Сталинские высотки – это семь высоких зданий, построенных в 1940-1950 годах.

В 1947 году городу Москве исполнялось 800 лет, к этому торжественному событию правительством было решено возвести 9 высотных зданий. Они должны были олицетворять мощь великой страны и советского народа. По приказу Сталина было издано и подписано Постановление Совета Министров СССР, согласно которому архитектурный облик российских городов, и в частности Москвы, должен был обновиться.

8 московских высоток были заложены в день 800-летия Москвы. Началась активная работа по строительству, которой сопутствовала некоторая секретность. Именно поэтому грандиозное строительство не вызвало большой резонанс в обществе и протекало относительно спокойно.

К сожалению, одна из сталинских высоток не была закончена из-за финансовых трудностей. Позже на фундаменте восьмой высотки была построена гостиница «Россия». Тем не менее, в 2006 году компанией «Дон-Строй» была возведена высотка, представляющая классический архитектурный сталинский стиль 50-х годов.

Здание на Кудринской (Восстания) площади

Высота 156 м.

Построена в 1954 году.

Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.

Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано "Дом авиаторов", из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище.

За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.

Главное здание Московского Государственного Университета

Высота 236 м.

Построено в 1953 год.

Архитекоры Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насоно.

Главный корпус МГУ (Сталинская высотка) - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ - самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства.

Поселение было названо "Солнцево" и позже стало одним из районов Москвы.

Гостиница Украина

Высота 198 м. Построено в 1957 год.

Архитектор А.Г. Мордвинов

Гостиница "Украина" расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Драгомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница "Украина" является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятиста номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница "Украина" закрылась на реставрацию. Реконструкция и постоянные задержки с открытием гостиницы продлились до 2010 года. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница "Radisson Royal Hotel" начала свою работу.

Здание на Котельнической набережной

Высота 176 м.

Построено в 1952 год.

Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.

Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. Высотное здание является жилым, на данный момент в нем расположено более пятисот квартир, магазины, музей, почта и кинотеатр. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, но он так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки на Котельнической набережной был отчасти засекречен. В этой связи, для строительства были привлечены заключенные, которые отстраивали здание под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах - "строили зеки".

Здание МИД РФ на Смоленской-Сенной площади

Высота 172 м.

Построено в 1953 год.

Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.

М ИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. В плане строительства отсутствовал шпиль здания, так как по расчетам специалистов здание могло не выдержать нагрузки. Было принято решение установить декоративный шпиль, сделанный из стальных листов. Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху вниз, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.

Гостиница Ленинградская

Высота 136 м.

Построено в 1954 год.

Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Комсомольская и называется Гостиница "Ленинградская". Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно не большие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов. Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.

Здание на площади Красных ворот

Высота 240 м.

Построено в 1953 год.

Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.

Н а площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.

Не построенные высотки

Дворец Советов

В 1922 годуна Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932—1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого он делал совместно с архитекторами В. Щукои В. Гельфрейх. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

Административное здание в Зарядье

275-метровое 32-этажное административное здание в Зарядьебыло последним, самым центральным и высотным из восьми сталинских небоскребов, заложенных в день 800-летнего юбилея Москвы.

Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобатак весне 1953 годауспели практически завершить. Под стилобатомскрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 годуже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства, которые в виде сталинских высоток были отменены как «архитектурные излишества». В 1964—1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».

Список литературы:

"Имперская тектоника. Архитектура в Третьем рейхе" Андрей Васильченко

«Архитектура Сталина. Психология и стиль .» Д. Хмельницкий

Википедия

Болотских Л. В., к. т. н., доцент, директор филиала Воронежского государственного технического университета в городе Борисоглебске,и г. Борисоглебск

Селезнёва М. А., студентка, Richa.22.08@yandex.ru , филиал Воронежского государственного технического университета в городе Борисоглебске, г. Борисоглебск, Российская Федерация

Просмотров работы: 40