Анализ практики разработки туристских маркетплейсов и их применения: зарубежный и отечественный опыт - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ практики разработки туристских маркетплейсов и их применения: зарубежный и отечественный опыт

Перепечаева Е.А. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из приоритетных направлений в сфере туризма России является развитие внутреннего и въездного туризма.

В реалиях текущего времени следует уделить особое внимание лицам с ограниченными возможностями. В России количество человек, имеющих инвалидность или ограничения по здоровью, составляет более 12 миллионов. Также не следует забывать о пожилых людях, число которых растет. Создание наиболее благоприятной среды для представленной категории граждан, задает новое для России направление. Что, будет способствовать не только социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, но и экономическому росту.

Развитие инклюзивного туризма в Ростовской области для людей, страдающих различными заболеваниями, окажет влияние по созданию положительного имиджа региона, привлечению потенциальных клиентов, увеличению доходов от внутреннего и въездного туризма, а также, что немаловажно, способствовать построению и расширению доступной среды.

«Инклюзивный туризм» — это такая форма туризма, которая обеспечивает полную доступность туристской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Под туристской инфраструктурой обычно понимается совокупность средств размещения, организаций общественного питания, перевозчиков, предприятий по экскурсионному обслуживанию и пр.

В настоящее время особую актуальность в России приобрело такое направление, как цифровая экономика. На данный момент разработана программа до 2035, которая внедряется в различных сферах экономики. Подписанным 20 сентября 2019 года №2129-р распоряжением, утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия) [2].

Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.

Целью данной программы является: модернизация традиционных производственных отраслей и отраслей услуг, организации торгово-закупочных процедур, смежных финансовых и логистических операций, преобразование структуры потребления на фоне сквозного проникновения информационных технологий и цифровизации экономических процессов. Тем самым происходит создание базы для образования новых рынков и новых условий функционирования рынка. Что, также дает возможность использования новых подходов в аналитике, прогнозировании и в принятии управленческих решений. Формируемые в результате модернизации экономики «большие данные», наряду с технологиями их анализа, становятся одним из ведущих активов государства, бизнеса и гражданского общества. При этом отсутствие физических границ в цифровом пространстве открывает доступ к существенному массиву таких данных многочисленным участникам глобального экономического пространства. Таким образом, можно сказать, что происходит глобальная цифровизация.

Но, что же подразумевает под собой понятие цифровизация. Цифровизация (цифровая трансформация, диджитализация) – изменение формы бизнеса в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация – в первую очередь это новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации – Data Governance – стратегическое управление данными [6].

Цифровизация помимо технологий Big Data находит применение в цифровой реальности, блокчейне и так далее. На данный момент, компании можно разделить по двум направлениям: условно виртуальные и условно реальные. Условно виртуальный сегмент включающий сотовых операторов, СМИ, медиа проекты, а также все виды компаний новой цифровой экономики (онлайн-магазины, маркетплейсы, агрегаторы), организации финансового сектора. В туризме цифровизация значительно широко применяется. Для того, чтобы организовать свое путешествие, туристскую поездку обычному обывателю достаточно воспользоваться платформами туристских «маркетплейсов» или агрегаторами, такими как букинг, островок, авиаселс и другие. Однако, люди с ограниченными возможностями в России, здесь сталкиваются с трудностями. Не достаточно информационных ресурсов, таких как «карта доступности туристских и гостиничных объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья». Маркетплейсы и агрегаторы не учитывают осебеености здоровья людей с инвалидностью.

«Маркетплейс» (в e-commerce) – это онлайн-площадка, собирающая, систематизирующая информацию о товарах и услугах разных компаний, зарегистрированных в системе и предоставляющая такую информацию по запросу покупателя в структурированном виде, пригодном для сравнения, выбора и осуществления покупки выбранного товара.

«Туристский маркетплейс» - информационная система на базе цифровой платформы по предоставлению информации, бронированию и приобретению туристских продуктов на территории Российской Федерации, объединяющая значительное число участников рынка туристских услуг на территории Российской Федерации[2].

Задача «маркетплейсов» – увеличить оборот продаж в связи с оптимизацией коммуникации между продавцом и покупателей и реализации потенциала места продажи, знакомого и удобного всем рыночным игрокам. Сегодня «маркетплейсы» – агрегаторы, торговые площадки предоставляющие возможность размещения разнородных товаров и услуг продавцов, структурированные и удобные для покупателей.

Виды «маркетплейсов»:

Супермаркет (гипермаркет, онлайн-магазин) – место продажи товаров различного назначения, разделенных на категории, мультибрендовый магазин;

Прайсовый агрегатор – собирает, группирует товары и цены на них из разных источников, объединяет данные из нескольких источников в один с единым пользовательским интерфейсом;

Для разработки и применения «маркетплейсов» для людей имеющих ограничение возможностей здоровья, на Российском рынке, будет целесообразно провести анализ зарубежного опыта и применения данного вида платформ.

Рассматривая зарубежный опыт можно увидеть, что здесь дела обстоят намного лучше. Помимо общеевропейского портала доступного туризма AccessiblEurope (общеевропейский портал), который предлагает услуги по размещению, транспортному сопровождению, аренде оборудования, индивидуальные и групповые экскурсии, путешествия с доступом к диализу и пр., также, в различных странах существуют свои собственные сайты и цифровые платформы туристской доступности [1]. Кроме информации о маршрутах, способах передвижения, перечисления доступных средств размещения, существуют единые базы доступных объектов показа. Например, в Великобритании AccessAble – специальный сайт-гид, при помощи которого можно найти доступные отели, рестораны, магазины, туалеты, туристские развлечения и другое [2]. Благодаря таким ресурсам, туристы могут самостоятельно спланировать свое путешествие.

Для людей предпочитающих предложения турфирм, специализирующихся на организации отдыха клиентов с ограниченными возможностями в США существует 13 туроператоров. Также разработано порядка 30 онлайн-ресурсов, призванных облегчить путешествия людей с ограниченными возможностями.

Лучшей в мире по национальным стандартам и уровню доступности туристских объектов считается Великобритания. Traveleyes, спецификация которой, организация туров для слабовидящих и слепых людей по всему миру. Во Франции, Испании, Италии, Германии и Израиле тоже есть свои крупные фирмы в этой нише турбизнеса.

В Германии успешно развивается проект Wheelmap. Интерактивная карта представляет собой по принципу открытую базу данных. Любой желающий может изменить или дополнить ее в режиме реального времени. Выбранному объекту можно присвоить один из трёх цветов: зелёный — место полностью оборудовано для маломобильных (пандус, лифт, большие помещения, специальная уборная), жёлтый — частично адаптировано и может потребоваться посторонняя помощь и красный — в это место инвалиду не попасть. В проекте используется бесплатная OpenStreetMap. За три года существования Wheelmap собрал сведения более чем о 340 000 мест по всему миру, хотя большинство из них всё же находятся в Германии, где проект сегодня наиболее известен.

Многие из них являются некоммерческими организациями. Страны с высоким экономическим и социальным развитием вкладывают не малые вливания в организацию таких туристских услуг, путем выделения грантов, финансирования разработок новых туристских маршрутов и приложений. Рассмотрим и проанализируем типологию некоторых из них в таблице (табл.1).

Таблица 1

Специфика интерфейса «маркетплейсов»

Типология интерфейса

Название проекта

Возможности

AccessiblEurope

размещение;

транспортное сопровождение;

аренде оборудования;

индивидуальные и групповые экскурсии;

путешествия с доступом к диализу

AccessAble

размещение;

университеты;

рестораны;

туристские развлечения;

магазины;

доступные туалеты

Traveleyes

путеводитель по миру;

гид по достопримечательностям

Wheelmap

путеводитель по доступности объектов;

гид по достопримечательностям;

Accomable

Размещение

Следует отметить, что агрегаторы включают довольно разнообразные сферы туристской индустрии, а также карты доступности и путеводители с возможностью внесения онлайн изменений, для получения информации о доступности туристских объектов. Популяризация данного вида диджитал продуктов, в сфере инклюзивного туризма благотворно повлияет на возможности путешествий для маломобильных туристов.

В связи с глобальной цифровизацией, будет целесообразно разработка аналогичных зарубежным цифровых проектов, как на уровне отдельно взятого региона, так и по всей России. Необходимо провести анализ объектов туризма, трансфер, а также сертификацию отельной базы, что позволит разработать приложение, которое будет включать, карту доступности, возможности трансфера, а также различные мероприятия и услуги для людей с ограничениями по здоровью. Разработке отдельных приложений для регионов России, а в последующем времени целесообразно объединение данных приложений в «маркетплес» всех территорий Российской Федерации.

Список литературы:

1.Доступный европейский туризм. Европейский туристский интернет портал. [Электронный ресурс]: - URL: http://www.accessibleurope.com/ (дата обращения: 15.11.2019).

2. Информационный правовой портал. Гарант.ру Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. [Электронный ресурс] - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/#1000 (дата обращения 15.11.2019).

2. Руководство по доступности. Британский туристский интернет портал. [Электронный ресурс] - URL: обращения: 15.11.2019).

3. Статистика Туризма/ Всемирная туристская организация. [Электронный ресурс] - URL: https://www.e-unwto.org/toc/unwtotfb/current (дата обращения: 15.11.2019).

4. Федеральная Государственная Информационная Система. Федеральный Реестр Инвалидов. [Электронный ресурс] - URL: https://sfri.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).

5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». [Электронный ресурс]: Проект Постановления Правительства Российской Федерации (подготовлен Ростуризмом – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/ (дата обращения 15.11.2019).

6. Центр изучения Цифровой (электронной) экономики. Программа развития Цифровой (электронной) экономики в РФ до 2035 года. [Электронный ресурс]: - URL: http://aetp.ru/news/item/410256 (дата обращения 15.11.2019).

7. Возможности и перспективы использования технологий smart city для развития туризма территории. Жертовская Е.В., Якименко М.В. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» статья в журнале - Номер: 2 Год: 2018 Страницы: 83-89 УДК: 338.48 [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=32607175 (дата обращения 17.11.2019)

Просмотров работы: 564