Описываемое прижимное устройстве ленточного конвейера содержит пневматическую камеру давления и пневмотолкатель, полости которых сообщены между собой и с источником сжатого воздуха. Пневматическая камера давления имеет боковые стенки и сферическое днище, оснащена опорными роликами и выполнена в виде поршня, свободно размещенного в полости пневмотолкателя, площадь поперечного сечения полости которого больше площади поперечного сечения полости пневматической камеры давления. Опорные ролики установлены с возможностью вращения на коромыслах, размещенных на боковых стенках пневматической камеры и соединенных пружинами со сферическим днищем. Обеспечивается надежность работы и снижается расход сжатого воздуха.
Установка относится к подъемно-транспортным машинам, а именно к приводам ленточных конвейеров.
Известно устройство для прижатия ленты конвейера к барабану, включающее охватывающую барабан камеру, установленную на пневмотолкателе и сообщенную с источником сжатого воздуха [1,9].
Однако это устройство не обеспечивает регулируемое поджатие камеры к барабану в зависимости от изменения в ней давления.
Известно также устройство для прижатия ленты конвейера к барабану, включающее пневматическую камеру давления, установленную на одном плече двуплечего рычага, другое плечо которого соединено с пневмотолкателем, при этом полости пневматической камеры давления и пневмотолкателя сообщены между собой и с источником сжатого воздуха [2,10-11].
Недостатком этого устройства является то, что оно имеет большие габариты и сложную конструкцию, так как включает дополнительный самостоятельный узел — пневмотолкатель и рычаг.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является устройство для прижатия ленты конвейера к барабану, включающее пневматическую камеру давления и пневмотолкатель, полости которых сообщены между собой и с источником сжатого воздуха, при этом пневматическая камера давления имеет боковые стенки и сферическое днище, оснащенна опорными роликами и выполнена в виде поршня, свободно размещенного в полости пневмотолкателя, площадь поперечного сечения, полости которого больше площади поперечного сечения полости пневматической камеры давления[3-5].
Недостатком данной конструкции является отсутствие эффективного прижатия движущейся ленты конвейера к барабану при контактировании ее с опорными роликами из-за наличия стыковочных швов и налипшего материала, в результате чего увеличивается расход сжатого воздуха.
Задачей разработки установки является повышение надежности и снижение расхода сжатого воздуха, путем обеспечения эффективного прижатия движущейся ленты конвейера к барабану при контактировании её с опорными роликами [4,6].
Поставленная задача достигается тем, что в прижимном устройстве ленточного конвейера, включающем пневматическую камеру давления и пневмотолкатель, полости которых сообщены между собой и с источником сжатого воздуха, при этом пневматическая камера давления имеет боковые стенки и сферическое днище, оснащена опорными роликами и выполнена в виде поршня, свободно размещенного в полости пневмотолкателя, площадь поперечного сечения, полости которого больше площади поперечного сечения полости пневматической камеры давления, новым является то, что опорные ролики установлены с возможностью вращения на коромыслах, размещенных на боковых стенках пневматической камеры и соединенных пружинами со сферическим днищем [7-8].
Рисунок 1. Прижимное устройство ленточного конвейера.
Прижимное устройство ленточного конвейера (рис.1) имеет охватывающую барабан 1, огибаемый лентой 2, пневматическую камеру давления 3, рабочая полость которой обращена к ленте 2, имеет боковые стенки 4, 5 и сферическое днище 6. При этом на боковых стенках 4, 5 пневматической камеры давления 3 установлены с возможностью вращения опорные ролики 7, 8, размещенные на коромыслах 9, 10 и соединенных пружинами 11, 12 со сферическим днищем 6. Тыльная сторона камеры давления 3 со стороны сферического днища 6 имеет пневмотолкатель 13, в котором свободно установлена камера давления 3, выполненная в виде поршня с уплотнителями 14. В сферическом днище 6 выполнено отверстие 15 для сообщения рабочей полости пневматической камеры давления 3 с полостью пневмотолкателя 13, который имеет штуцер 16, соединенный с источником сжатого воздуха.
Прижимное устройство ленточного конвейера работает следующим образом.
При подаче сжатого воздуха в полость пневмотолкателя 13 камера давления 3 поджимается к ленте 2, опираясь на нее опорными роликами 7,8. В полости камеры давления 3 создается воздушная подушка, прижимающая ленту 2 к поверхности приводного барабана 1, с которого передается повышенное тяговое усилие на ленту 2. При этом дополнительное усилие на прижатие ленты к барабану осуществляется также и за счет пружин 11,12. Так как поперечное сечение пневматической камеры давления 3 меньше поперечного сечения полости пневмотолкателя 13, то камера давления 3 постоянно поджата к ленте 2. Изменение объема полости обеспечивает перемещение камеры 3 в соответствии с изменением бегущего профиля ленты 2, вследствие чего потери сжатого воздуха сводятся до минимума.
Предлагаемое прижимное устройство ленточного конвейера позволяет обеспечить надежность работы и снизить расход сжатого воздуха за счет установки опорных роликов с возможностью вращения на коромыслах, размещенных на боковых стенках пневматической камеры и соединение коромысел пружинами со сферическим днищем.
Список литературы
Заявка Франции № 2275396, кл. В 65 Н 23/10, 1976.
Заявка № 2485131/03, кл. В 65 G 23/04., 06.05.1977.
А.С. № 658046 заявл.08.08.77, 2513786/29-03, опубликовано 25.04.1979. Бюл. № 15.
Малыбаев С. К., Акашев З. Т., Балабаев О. Т. Совершенствование методики прочностного расчета отклоняющих барабанов тяжелых ленточных конвейеров //Горный журнал. – 2012. – №. 4. – С. 59-61.
Лагерев А. В., Бословяк П. В. Универсальная методика оптимального проектирования металлоконструкций конвейеров с подвесной лентой //Вестник Брянского государственного технического университета. – 2014. – №. 1. – С. 31.
Ставицкий В. Н., Ставицький В. М. Динамика нагрузки регулируемого привода ленточного конвейера. – 2012.
Гончаров К. А. Вероятностный подход к определению отклонений скольжения электродвигателей приводов ленточных конвейеров //Приводы и компоненты машин. – 2016. – №. 4-5. – С. 13-16.
Давыдов С. Я. и др. Предпосылки создания энергосберегающих конструкций трубчатых ленточных конвейеров //Новые огнеупоры. – 2017. – №. 10. – С. 22-26.
Реутов А. А. Особенности применения дополнительных лент в приводах ленточных конвейеров //Известия Уральского государственного горного университета. – 2014. – №. 1 (33).
Касаткин А. А. Сравнительная оценка крутонаклонных ленточных конвейеров для горной промышленности //Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2007. – №. 9.
Кожушко Г. Г., Лукашук О. А. Расчет и проектирование ленточных конвейеров: учебно-методическое пособие. – 2016.