ТРИЗ и театрализация: вопросы совершенствования игровых технологий в дошкольном образовании - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТРИЗ и театрализация: вопросы совершенствования игровых технологий в дошкольном образовании

Павлова С.Г. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционно так называемая теория решения изобретательских задач была определена автором Генрихом Альтшуллером в технических инженерных науках и была ориентирована на студентов вузов, которые в процессе обучения путём применения определённых методов решали, либо совершенствовали обозначенную техническую задачу. В представлении автора ТРИЗа, по большому счёту итогом применения правил и приёмов должно было стать новое изобретение в отрасли. Концепция и разработки Генриха Альтшуллера, посвятившему своему детищу всю жизнь, отличают сложность и системный инженерный подход. Не смотря на успешную апробацию технологии среди обучающихся в ВУЗах, ТРИЗ оказался в канве жесткой и неоднозначной критики научных исследователей и не получил при жизни автора такого распространения, какой разносторонним резонансом оказался в конце 20-начале21 века. Вероятно, можно предполагать, что создатель смог стать независимым от стандартов и условий своего времени в исследовательском космополитизме, определить независимый статус мышления в проектировании изобретения, в запуске механизма открытия, тем самым шагнув через многие десятилетия.

Дошкольный период детства уникален по своим характеристикам. Восприятие маленьких детей ориентировано не только на активное познание окружающей действительности, но и на стремлении ассоциировать и себя, и свои действия в неизвестном и одновременно притягивающим пространстве: будь то природная среда, мир предметов или животных, либо человеческий социум. Быть вне этой предметно-пространственного ракурса означает остановку, точку, регресс в развитии. Напротив, чем насыщеннее, естественнее, разнообразнее окружающий дошкольника мир, тем шире и глубже будет стремление пробуждения в нём юного познавателя и исследователя. По сути, малыш, проживая свои первые годы жизни, является первооткрывателем мира, а при особенном косвенном участии педагога совершает первые открытия самостоятельно.

В настоящее время весьма активно обсуждаются вопросы организации качественного и эффективного дошкольного образования в различных аспектах, начиная от формы, времени, содержания занятия в детском саду, заканчивая синергетическим и философским подходом в сравнительной характеристике успешного опыта различных стран и своеобразного чудесного результата, основанного на национальной концепции того или иного государства. Однако, безусловным подтверждением приоритетной деятельности дошкольника всемирно признана игра и именно она способна в естественной сущности совершать прогресс в мышлении, физиологии, психологии ребёнка. Стоит отметить, что именно она также может совершить и обратный ход в развитии маленького человека. К сожалению, рынок информационных технологий весьма насыщен, и стремящиеся к так называемому раннему, по их мнению, росту интеллекта и высокой степени обученности горе - родители организуют предметную среду своего чада объёмным комплектом дисков плейстейшн, psp, гаджетов с приложениями. Дети очень быстро осваивают правила и возможности компьютерных игрушек, понимают значимость приближения к поставленной цели в компьютерной игре («поймать как можно больше шариков, чтобы получить кубик», «накормить вовремя куклу, чтобы не пропустить ход», «посадить редиску на грядке, чтобы был огород»). Так же скоро возникает сначала увлечённость, потом зависимость от желания как можно дольше пребывать в виртуальном мире.

Рассмотрим таблицу, где сравнивается процесс пребывания ребёнка в разных видах игр.

Игра естественная

Компьютерная игра

Работа с разными на ощупь предметами развивает мелкую моторику, а, значит, способствует развитию мышления

Движения пальцев при нажатии одним и тех же кнопок статичны и заданы выполнением решения шаблонной задачи

В процессе действия ребёнок фантазирует, придумывает сам способы дальнейшего решения и развития

Не нужно думать, потому что цель задана и одна и та же манипуляция повторяется много раз

Ребёнок активно двигается, совершает действия.

Тело ребёнка находится в одной и той же позе длительное время, развивается гиподинамия

Дошкольник меняет позиции в игре: участник, лидер, инициатор, помощник, друг, артист, танцор, музыкант, математик

Дошкольник запрограммирован как робот, не общается со сверстниками, подчинён выполнению определённой манипуляции, не фантазирует сам, потому что предлагаются готовые варианты

В отношении сказанного, безусловно, представляется важным рассматривать живую игровую деятельность ребёнка в естественных условиях самым эффективным способом развития. Применение ТРИЗ технологии и театрализации является интересным и совсем малоизученным явлением в педагогике. Однако, в ходе апробации на практике авторских методических разработок с применением элементов учения Г. Альтшуллера в нескольких дошкольных группах детских садов г. Орска были отмечены эффективные результаты в процессе образовательной и воспитательной деятельности: повысилась познавательная активность детей, возник интерес к заданной теме, желание участвовать в дальнейших событиях, расширилась социальная коммуникабельность со сверстниками, исчезла психологическая скованность. На занятии дети попадают в известную сказку и становятся активными участниками происходящих событий. Основной ведущий занятия - педагог, но фактически его роль сводится именно к косвенному помощнику дошколят, поскольку в его задачу входит озвучивание и настоящая театральная игра участвующих кукол бибабо (которых дети воспринимают как живых участников), небольшие подсказки.

Алгоритм занятия тесно связан со стандартным композиционным построением русской народной сказки:1)зачин, 2)встреча с героем, 3)обозначение проблемы, 4)поиск решения, 5)путь и препятствия, 6)преодоление, 7)результат, 8)счастливый конец. Иначе говоря, дети встречаются с героем (например, Иван Царевич), который делится с ними проблемой («Царь-батюшка велел найти то, не знаю что, да ещё и музыкальное»), ребята находят и предлагают пути решения и помощь (цепочка различных игровых заданий ТРИЗ и ТРТЛ, предусматривающая самостоятельный коллективный детский поиск), вместе проходят тернистый путь задач и приходят к финалу(выводы, анализируют самостоятельно).

Используемые на занятии приёмы и методы теории решения изобретательских задач:

мозговой штурм (дети совместными усилиями, в ходе обсуждения предполагают как можно помочь Ивану Царевичу, какие есть варианты)

синектика (эмпатия – в ходе путешествия по сказке ребята могут превратиться в цветы, волшебных птиц, исполняющих под музыку красивый танец и т. д.)

метод каталога (дети вместе сочиняют, придумывают сказку или историю из заданных предметов)

метод фокальных объектов (необычное конструирование из заданных предметов)

системный анализ (с помощью кругов Луллия сопоставляют объекты, их действия или свойства, см. «Круги Луллия своими руками. Очень просто» https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/03/krugi_lulliya.pdf)

Такое комплексное занятие(интеграция различных областей-музыка, речевые коммуникации, математика, логика, физкультура) доставляет радость, способствует развитию дальнейшей мотивации, раннему формированию эмоционального интеллекта, творческого воображения, успешности своих действий как толчка к дальнейшему шагу.

Литература:

Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач, Издательство: Альпина Паблишер, 2019

Гин, А.А..ТРИЗ – педагогика. Учим креативно мыслить, Издательство: Вита-Пресс, 2016

Павлова, С. Г. Технологии ТРИЗ в детском саду. Круги Луллия своими руками. Очень просто. [Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/03/krugi_lulliya.pdf], Дата обращения 01.02.2020

Просмотров работы: 17