В самом начале XXI века Арктика все еще продолжает оставаться на периферии внимания американских национальных интересов, как это было в прошлом столетии. Однако в связи с климатическими изменениями в данном регионе и попыткой делимитации континентального шельфа со стороны Российской Федерации произошло усиление соперничества между мировыми центрами за пути сообщения и полезные ресурсы. Стремясь занять доминирующее положение, США были вынуждены пересмотреть свою внешнеполитическую направленность в отношении Крайнего Севера.
Интерес США к Арктике также подогревает тот факт, что никаких нормативно-правовых норм, закрепляющих особое положение Северного Ледовитого океана, не существует. Поэтому режим управления этого морского акватория, как и всех остальных вод мирового океана, основывается на международном праве [10]. Пытаясь оказывать значительное влияние на развитие Арктического региона и выступать в качестве гаранта соблюдения международных принципов и правил, США разрабатывают собственную концептуальную составляющую.
Первым прообразом доктринального документа XXI века стала «Директива внутренней и национальной безопасности», подписанная Дж. Буш-мл. в 2009 году. Именно она заложила основные приоритеты арктической политики США и способы ее имплементации.
Согласно данному документу, новыми векторами американской политики стали:
- обеспечение национальной безопасности и внутренней безопасности Арктического региона;
- защита экосистем Арктики и сохранение ее природных ресурсов;
- обеспечение устойчивого управления природными ресурсами и экономического развития в регионе;
- укрепление институтов сотрудничества между восемью арктическими государствами (США, Канадой, Данией, Исландией, Норвегией, Российской Федерацией, Финляндией и Швецией);
- вовлечение коренного населения в процесс управления Арктикой;
- усиление мониторинга экосистемы Арктики на местном, региональном и глобальном уровнях [2].
Директива также обозначила первоочередные интересы национальной безопасности США, заключающиеся в предотвращении террористических актов и развертывании ПРО в Арктическом регионе. Обеспечение свободного водного и воздушного сообщения стали одними из главных национальных приоритетов.
Кроме того, США заявляют о необходимости демаркации границ с арктическими государствами. Поскольку США и Канада имеют неразрешенную границу в море Бофорта, США готовы признать границу в этой области на основе равно удаленности. Что касается США и России, то Вашингтон согласен к выполнению условий соглашения о морской границе, заключенного в 1990 году, после его ратификации российской стороной.
Наконец, в документе отмечается важность международной кооперации и мирного урегулирования конфликтов в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных учреждений. США отмечают высокую роль международного научного сотрудничества и обмен арктическими исследовательскими платформами с другими странами.
Арктические и приарктические страны, как и США, демонстрируют свою приверженность к региональному сотрудничеству, основанному на передовых знаниях. Для того чтобы подчеркнуть важность совместного реагирования на новые вызовы и угрозы в регионе, такие страны, как Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США подписали документ под названием «Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества» от 11 мая 2017 года [1].
На данный момент базовым и основным документом арктической политики США является «Национальная стратегия для Арктического региона», опубликованная в мае 2013 года. Она четко систематизировала национальные интересы США, где экономические и энергетические ресурсы разрабатываются устойчивым образом [3].
Стратегия сохраняет принцип преемственности с Директивой внутренней и национальной безопасности по важнейшим аспектам политики Крайнего Севера. Оба документа выдвигают главные направления политики: продвижение интересов безопасности США, осуществление ответственного управления Арктическим регионом и укрепление международного сотрудничества. Стоит отметить, что хотя в Директиве и Стратегии США выступают в пользу всесторонней кооперации и создания архитектуры безопасности в Арктике, они не исключают и односторонних действий в регионе.
В двух американских документах также декларируется необходимость присоединения США к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Сенат США не ратифицировал. Участие в данной Конвенции позволит США получить преимущества в расширении континентального шельфа и использовании ресурсов мирового океана [8].
Впервые говорится о развитии партнерских отношений с частным сектором, со штатом Аляска и проведении так называемой политики «консультирования племен». Утверждается, что недостаточное картографическое обеспечение арктических территорий и акваторий требует ответственного подхода для лучшего понимания экологических биосистем.
Перед самым окончанием своего президентского срока Барак Обама подписал распоряжение на запрет продажи новых прав на шельфовое бурение в Арктике и Атлантическом океане. Это ограничение было введено для того, чтобы обеспечить экологически безопасные условия для проживания коренных общин и защитить экосистему Крайнего Севера [6]. В знак солидарности к данному «запрету» присоединилась Канада.
С приходом новой администрации президента Дональда Трампа вопрос о возобновлении продажи новых прав на бурение нефтяных и газовых скважин в водах Арктики не стоял. Уже в первый год исполнения своих полномочий Д. Трамп подписал распоряжение о сокращении ограничений на добычу природных ископаемых. Свою позицию он аргументировал тем, что подобное решение создаст огромное количество рабочих мест и послужит развитием нефтегазовой промышленности [5].
Однако данная инициатива находит поддержку далеко не у всех. Так, некоторые законодательные органы штатов, в частности Калифорнии, Орегона и Вашингтона, выступают против бурения арктического шельфа. Значительный вклад в приостановку бурения в Северном Ледовитом океане внес Европейский союз, когда ввел санкции против американских и российских компаний.
Что касается институциональных основ, то в формировании ключевых направлений Арктической политики Белого дома участвуют Правительство и Администрация президента США. Именно данный государственный аппарат, исходя из международной обстановки и национальных интересов, вправе определить целевую установку в американской политике Заполярья.
Помимо формальных органов, занимающихся определением внешнеполитического курса, на разработку Арктической политики США оказывают опосредованное влияние группы давления. Лоббистские группы интересов представлены коренными жителями Арктики, лицами и организациями, обеспокоенными экологическим состоянием региона, и промышленными предприятиями, заинтересованными ресурсной базой Арктики. В основном лоббистские структуры продвигают свои интересы через представителей Конгресса США, а также через представителей от штата Аляска.
Реализацию и мониторинг американской Арктической политики осуществляют военно-морские силы США (ВМС), Береговая охрана (БОХР) и Министерство обороны (МО). Данный ряд силовых структур обладает собственными арктическими стратегиями, которые не должны противоречить доктринальной составляющей внешнеполитической деятельности руководства США.
Самым многочисленным в мире по боевому составу являются ВМС США. В структуру ВМС входит два подразделения – флот и морская пехота. Основной боевой состав представляют подводные лодки с баллистическими ракетами, атомные авианосцы и авиация. Однако, несмотря на столь мощный морской милитаризм, США значительно отстают в «арктической гонке» против России. Лишь в 2018 году впервые за 27 лет США удалось испытать авианосец «Гарри Трумэн», который пересек Северный полярный круг. Данный проход был осуществлен в рамках боевых учений Организации Североатлантического договора (НАТО) [9].
Наиболее многофункциональной военной структурой США является БОХР. В комплекс поставленных перед ней задач входит: защита природных ресурсов и уязвимых морских экосистем, обеспечение безопасности международных морских путей, береговой линии и портов, содействие коренному населению, навигационная помощь, борьба с морской контрабандой, контрабандой наркотиков и международным терроризмом. Однако хотя данная служба выделяется в отдельное самостоятельное подразделение, в случае объявления военного положения БОХР переходит под контроль ВМС США [7].
В связи с тем, что ледокольный флот США значительно отставал от России, в 2017 году был издан закон «Защита безопасности США в Арктике». Одной из целей данного законопроекта стало обеспечение надлежавшего финансирования для наращивания морской мощи. Теперь БОХР могла заключать контракты на закупку до трех тяжелых ледоколов береговой охраны для защиты интересов США в Арктическом регионе [4].
Наконец, реализацией Арктической политики занимается такой федеральный орган исполнительной власти, как МО. Его возглавляет Министр обороны США, который назначается действующим американским президентом. В обязанности Министерства входит: проведение спасательных операций в экстремальных условиях, защита природы Северного Ледовитого Океана, регулирование международных водных путей, урегулирование спорных приграничных вопросов, проведение восстановительных работ после чрезвычайных ситуаций. Наиболее эффективное продвижение своих национальных интересов в Арктике возможно при участии США в международных институтах и организациях. К ним относятся Арктический совет и Международная морская организация (ИМО).
Арктический совет содействует устойчивому развитию на основе комплексного согласования трех его основных компонентов: экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды. Для США он является важнейшей площадкой для продвижения своих национальных интересов. Так, начало председательства США в Арктическом совете на период 2015-2017 гг. позволило определить ключевые направления работы данного органа. США выдвинули программу, состоящую из следующих направлений:
1. Улучшение экономической и социальной ситуации в арктических общинах.
2. Обеспечение безопасности в Северном Ледовитом океане и рациональное использование его ресурсов.
3. Решение глобальной проблемы изменения климата[12].
Для выработки, реализации и представления позиции США в Арктическом совете были созданы следующие межведомственные институты – Группа арктической политики в Госдепартаменте, которая отстаивает интересы США в Арктическом совете, и Оперативная группа по океанской политике, которая осуществляет контроль за водными маршрутами. При Совете национальной безопасности создан Межведомственный комитет по арктической политике, который курирует арктическую политику США в целом [11].
Вовлеченность США в ИМО связанно с членством государства в ООН. Именно эта межправительственная организация несет ответственность за управление арктическими водными путями в соответствии с принятыми международными стандартами. США активно действуют через ИМО для достижения целей повышения безопасности морских перевозок, а также защите экосистем в Арктическом регионе.
В последнее время США настаивают на предложении сделать НАТО главном альянсом в обеспечении безопасности арктической зоны. Они аргументируют это тем, что практически все циркумполярные государства, исключая Российскую Федерацию, являются членами НАТО. Несомненно, данное институциональное изменение «развяжет руки» СШАв проведении политики в отношении как своего арктического сектора, так и Северного Ледовитого океане в целом.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что современная концептуально-доктринальная база арктической политики США заключаются в международной кооперации и в поиске консенсуса, создании архитектуры безопасности в Арктике. Важным приоритетом политики для США является свобода в использовании морского и воздушного трафика. Большое внимание уделяется научному и экономическому интересу США, созданию благоприятной экосистемы в регионе и вовлечение коренного населения в процесс управления.
Что касается институциональных основ, то на внутригосударственном уровне разработкой политики Крайнего Севера занимается Правительство и Администрация президента США, а ее реализацией – ВМС США, БОХР и МО. На формирование внешнеполитического курса также оказывают влияния лоббистские структуры. В мировом масштабе главенствующим органом по вопросам арктической внешнеполитической деятельности является Арктический совет. США остаются активными членами данного международного института; и основное влияние на выстраивании линии арктической политики осуществляется именно через этот орган.
Библиографическийсписок:
1 Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation [Электронный ресурс] // U.S. Department of State: офиц. cайт. – 2019. – Режим доступа:
https://www.state.gov/e/oes/rls/other/2017/270809.htm
2 National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive [Электронныйресурс] // FAS: офиц. cайт. – 2016. – Режимдоступа:
https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm
3 National Strategy for the Arctic Region [Электронныйресурс] // The White House president Barack Obama: офиц. cайт. – 2013. – Систем. требования : Adobe Acrobat Reader. – Режимдоступа:
https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf
4Protect United States Security in the Arctic Act of 2017 [Электронныйресурс] // Сongress.gov : офиц. сайт. – 2016. – Режимдоступа:
https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3247?q=%7B%22search%22%3A%5B%22arctic%22%5D%7D&s=1&r=4
5 Remarks by President Trump at Signing of Executive Order on an America-First Offshore Energy Strategy [Электронный ресурс] // The White House president Barack Obama: офиц. cайт. – 2016. – Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-signing-executive-order-america-first-offshore-energy-strategy/
6 Stop Arctic Ocean Drilling Act of 2017 [Электронныйресурс] // Сongress.gov: офиц. сайт. – 2016. – Режимдоступа: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1784?q=%7B%22search%22%3A%5B%22arctic%22%5D%7D&s=1&r=1
7 Overview [Электронныйресурс] // United States Coast Guard : офиц. сайт. – 2019. – Режимдоступа: https://www.dcms.uscg.mil/Our-Organization/Assistant-Commandant-for-Acquisitions-CG-9/About-Us/
8 United Nations Convention on the Law of the Sea of 10 December 1982 [Электронныйресурс] // United Nations: офиц. cайт. – 2013. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режимдоступа:
http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_e.pdf
9 Авианосец ВМС США впервые почти за 30 лет вошел в Арктику [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ: офиц. сайт. – 2014. – Режим доступа:
https://ria.ru/20181019/1531086007.html
10 Декларация Конференции по вопросам Северного Ледовитого океана, Илулиссат, Гренландия, 27–29 мая 2008 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. – 2019. – Режим доступа:
http://www.mid.ru/web/guest/sovet-gosudarstv-barenceva/evroarkticeskogo-regiona-sber-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/336068
11 Конышев, В. Н., Сергунин, А. А. Арктическая стратегия США и национальные интересы России [Электронный ресурс] / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – С. 1-10 // НЭБ eLIBRARY.RU: офиц. сайт. – 2000. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/arkticheskaya-strategiya-ssha-i-natsionalnye-interesy-rossii%20(15).pdf
12 Журавель, В. П. Что привнесут в своё председательство в Арктическом совете Соединённые Штаты Америки [Электронный ресурс] / В. П. Журавель // Арктика и Север. – 2015. – № 21. – С. 5-16 // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/chto-privnesut-v-svoyo-predsedatelstvo-v-arkticheskom-sovete-soedinyonnye-shtaty-ameriki