ОБРАЗ БОЖЕСТВА-ПОКРОВИТЕЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЭНЬ-ЧАНА В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБРАЗ БОЖЕСТВА-ПОКРОВИТЕЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЭНЬ-ЧАНА В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ

Кирпикова В.В. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вэнь-чанбожество-покровительпросвещениявКитае. Появившись в качестве народного божества – защитника определенной области, он вскоре стал одним из многочисленных божеств даосского пантеона, а также персонажем, которому поклонялись конфуцианцы и все образованные люди китайской империи.

Количество божеств-патронов в старом Китае невероятно велико, обуславливается это разнообразием социальных групп, каждой из которых требовался свой патрон. Важность самого патрона и его культа зависели от профессии, которой он покровительствовал. Вэнь-чан же стоял наравне с Конфуцием и принимал подношения от ученых мужей. Его популярность среди простого народа также была довольно велика, так как стремление к получению знаний и высокого социального статуса всегда являлось неотъемлемой частью ценностных ориентиров китайского общества, как древнего, так и современного.

Пантеон божеств был велик и разнообразен, так как является продуктом слияния различных культурных традиций – буддизма, даосизма, древней мифологии и локальных культов. Он отличался многообразием божеств и сложной структурой. В сочинении минского времени «Сань цзяо со шэнь да цюань» («Полный свод известий о богах трех религий») официальное признание получили всего лишь 129 божеств, однако разные исследователи насчитывают от 400 до 600 официально не признанных божеств.

Для религиозного сознания китайцев был характерен перенос принципов бюрократической иерархии на устройство мира божественного: в Китае обитатели небесных дворцов-канцелярий отождествлялись с земными государственными чиновниками, их делили также как и земных чиновников на две категории: гражданских и военных. Точно также переносились и принципы устройства армии и семьи; например, в народе божеств представляли доблестными воинами и почитали их наряду с их женами, а подчас даже наложницами [3, с.101].

Главенствующее положение в небесной иерархии занимали божества, осуществляющие надзор за общим моральным порядком. Своей популярностью они были во многом обязаны даосизму и даосским проповедникам. Так с XI в. признание получил образ Яшмового императора (Юй-хуан玉皇), который впоследствии стал главой божественного пантеона [3, c.102].

Особую группу составляли божества природы, которые также можно разделить на несколько групп. Первая группа – это божества небесных светил – солнца, луны, звезд и т.д. Главой этих божеств являлся Цзывэй да-ди (Великий император области Пурпурно мельчайшего), также популярностью пользовались богиня Доу-му (Матушка Ковша), божества Северного и Южного полюсов небесной сферы и созвездия Большой Медведицы. Другая группа – это божества явлений природы: божество грома Лэй-гун, богиня молнии – Матушка Лэй-му (Лэй-му нян-нян), божества ветра, облаков, дождя и т.д. Отдельные группы составляли семейство драконов-повелителей вод (Лун-ван) и духи гор.

Третья и самая многочисленная группа – это божества-покровители. Таковы, в частности и божественные покровители государственности – различные мифические цари, ученые мужи и герои древности. Условно всех божеств-покровителей можно разделить на несколько групп. Первая группа – это «покровтители городов» чэн-хуаны, божественные правители отдельных административных территорий. В их обязанности входило оберегать вверенные им города, а также чинить суд над грешниками, которые не получили воздаяния при жизни. В минское время поклонение чэн-хуанам было исключительно прерогативой чиновников. Со времени правления династии Тан в подчинение чэн-хуанам были переданы локальные божества Туди-гуны (покровители местности). Они представляли низшую инстанцию загробного суда, чиновниками Иного мира, которые препровождали души умерших к властям ада. На Юге аналогичные локальные божества были известны под именем Фу-дэ чжэнь-шэнь («Истинные божества, дарующие счастье и добродетель») и считались в основном защитниками определенной местности [3, c.102].

Вторая группа – божества дома и семьи. Самый популярный представитель этой группы – Цзао-ван, который, согласно народным поверьям, каждый год отправлялся с докладом ко двору Небесного владыки о поведении и деяниях вверенной ему семьи. Также почитались божества жилища, шести сторон дома, дверей, колодца, семейного ложа и т.д. Особое значение имели богини-чадоподательницы, которых называли Матушками (нян-нян), их различалось несколько разновидностей, а главную среди Матушек нередко именовали Шэн-му, или Совершенной своей мудростью матушкой. В религиозной культуре провинции Фуцзянь такое божество было известно под именем Линьшуй фу-жэнь (Госпожа из Линьшуя), в Гуандуне – как Шиэр гунян (Двенадцатая девушка). В роли подательницы материнства почиталась и богиня Гуань-инь, буддийское божество милосердия [3, c.103].

Третья группа представляет собой божественных патронов различных ремесел и наук. Своих патронов имели решительно все профессии, начиная с чиновников, поклоняющихся Вэнь-чану, покровителю учености и литературы, и заканчивая нищими, ворами и проститутками [3, c.103].

Здесь мы подходим к главной проблеме данной работы, покровителю ученых и литературы Вэнь-чану и зарождению его культа. Прежде всего, более подробно рассмотрим культ божеств-патронов, его суть и место Вэнь-чана в нем.

Количество божеств-патронов в старом Китае было невероятно велико, это было обусловлено многими причинами. Во-первых, разнообразием социальных групп, желающих иметь собственного патрона-защитника. Во-вторых, легкостью деификации патрона, любой группе людей было достаточно собраться вместе, а патрон «найдется» сам. Это мог быть древний мудрец, герой даосского пантеона или обычный человек, прославившийся при жизни или после смерти. Наконец, свою роль играла большая территория страны и кардинальная несхожесть ее районов. Это означает, что одно божество могло существовать в разных провинциях под разными именами и с разными «биографиями».

Разумеется, самые известные и значительные божества-патроны имели всекитайское распространение и почитались по всей стране. К таким божествам можно отнести Цзян-тайгуна, основателя царства Ци, славившегося своими рыбными промыслами. Вскоре он был провозглашен покровителем рыбаков. Патроном плотников, архитекторов и мастеров по лаку стал знаменитый мастер древности Лу Бань. Его статус высок и среди представителей божественного пантеона, так как он занимает пост одного из министров общественных работ при Нефритовом императоре [1, c.395].

Л.С.Васильев отмечает, что важность патрона и степень распространения его культа зависели от профессии, которой они покровительствовали. Так, всем чиновникам и ученым приходилось поклоняться и Конфуцию, и Вэнь-чану, и даже Гуан-ди, которые в равной степени почитались как их покровители. Патронами врачевателей считались Яо-ван (врач VII в. Сунь Сы-мяо) и знаменитый врач эпохи Троецарствия Хуа То. Патронами магов-гадателей выступали мудрец Фуси и один из восьми даосских бессмертных Ли Те-гуай. Также следует отметить, что почти все из восьми бессмертных стали божествами-патронами [1, c.396].

Вэнь-чан являлся одним из самых популярных и высокопоставленных патронов, покровителем литературы и ученых. Вэнь-чан относится к тем божествам, которые ведут свою родословную от реально существовавших людей. Считалось, что он родился в эпоху Тан и с юности выделялся выдающимися способностями, занимая высокие посты. После смерти он стал божеством литературы и учености. В эпоху Сун к этому прибавили еще несколько титулов, и вскоре Вэнь-чан стал божеством-покровителем всех образованных людей и чиновников, почитавших его наравне с Конфуцием. Храмы в честь Вэнь-чана и его сподручных, Чжу-и и Куй-сина, были возведены почти во всех городах страны [1, c.397-398].

Вместе с тем китайский ученый Юань Кэ, ссылаясь на комментарии Хун Син-цзу к антологии «Чуские строфы», указывает, что культ божества по имени Вэнь-чана начинает формироваться задолго до эпохи Сун. Юань Кэ, как и многие современные исследователи, подчеркивает, что Вэнь-чан - это созвездие из шести звезд, находящееся недалеко от ковша Большой медведицы. Первая – Шанцзян, вторая – Цыцзян, третья – Гуйсян, четвертая – Сылу, пятая – Сымин, шестая – Сыкоу [7, c.99]. Легенда гласит, что на одной из звезд этого созвездия находится резиденция покровителя просвещения Чжана из города Цзы-тун. Эта небесная управа была дарована ему самим Нефритовым императором. На этой звезде находится великолепный дворец, в одном из залов которого восседает цзытунский Вэнь-чан [6, c.106].

Обычно Вэнь-чан изображался сидящим в одеянии именитого чиновника со скипетром в руке, символизирующим исполнение желаний. Рядом изображались двое его помощников Куй-син и Чжи-у.

В своей статье «Покровитель просвещения Вэнь-чан на народной картине няньхуа» доцент Кафедры китаеведения АмГУ Ю.Г. Лемешко отмечает: «Практически на всех няньхуа цинского периода Вэнь-чан представлен в костюме чиновника, на нём свободный «правозапашный» халат и конфуцианская шапка учёного (жугуань 儒冠). На некоторых картинках на Вэнь-чане парадный головной убор ушамао (乌纱帽); такая чёрная атласная  шапка с «крыльями» символизирует в китайском искусстве чиновничью должность и чиновничью карьеру. Как известно, в традиционном Китае декорирование чиновничьего костюма (узор, орнамент, украшения и т.д.), его отдельные элементы играли роль социальной дифференциации. В большинстве случаев на рассматриваемых нами иконах на Боге литературы стандартный чиновничий костюм, не осложнённый особым декорированием, в орнаментах на халатах не прослеживается единой символики». Также Ю.Г. Лемешко обращает внимание на то, что помимо Куй-сина и Чжу-и на лубочных картинках Вэнь-чана могут окружать два мальчика-слуги, которых ему в помощь направил, как считалось, Нефритовый император. «Тянь-лун 天聋не слышит, Ди-я 地哑был нем от рождения, и это, по мнению Нефритового императора, гарантировало неразглашение имён победителей на государственных экзаменах» [2].

Чжи-у считался земным представителем Вэнь-чана. Получение ученой степени напрямую зависело от Чжи-у. Он подглядывал через плечо экзаменующемуся и кивал головой, подсказывая, что следует написать в сочинении [5, c.412].

Другой помощник Вэнь-чана, Куй-син, отождествляется с первой звездой созвездия Большой медведицы. Он изображается с синим лицом, красными волосами. Единственная его одежда – это повязка на бедрах и шарф на шее. Его часто можно увидеть стоящим на спине огромной рыбы ао, которая, по преданию, спасла его от гибели. Согласно легенде, когда Куй-син первым выдержал экзамен на ученую степень, ему полагалась аудиенция у императора, но император, увидев его, отказался. В отчаянье Куй-син бросился в море, но рыба ао вынесла его на поверхность [5, c.483].

Изначально Вэнь-чану поклонялись исключительно конфуцианцы, ставя его наравне с Конфуцием. Позднее данное божество было включена в даосский пантеон и приобрело популярность среди простого народа, так как обретение знаний и стремление к высокому социальному статусу являлось неотъемлемой частью ценностных ориентиров китайского социума.

Даосы называли это божество по-разному, чаще всего - просто Вэнь-чаном или Владыкой Цзы-туном. Когда требовалось выразить к нему глубокое почтение, его именовали Великим императором, охраняющим добродетель и простирающим человеколюбие (Бао-дэ хун-жэнь да-ди) либо Небесным достопочтенным, обновляющим жизнь и продлевающим судьбу (Гэн-шэн юн-мин тянь-цзунь). Под каждым именем скрывается божество-покровитель просвещения и любителей высокой словесности, защитник всех тех, кто встал на путь изучения книжной мудрости [6, c.104].

В даосизме Вэнь-чан воспринимается как астральное божество, культ которого соединился с локальным культом реального исторического персонажа по имени Чжан Я-цзы. Он жил в области Шу в период династии Цзинь и героически погиб на войне. Он был удостоен почитания своими земляками в особой кумирне, построенной специально в его честь. Культ Вэнь-чана получил широкое распространение сначала в Сычуани, а потом и за ее пределами [6, c.104-105].

Впоследствии появилось множество легенд, рассказывающих о появлении Вэнь-чана в мире людей и его перевоплощениях. Одна из таких легенд гласит, что он появился на свет во времена династии Хань под именем Чжао-ван Жу-и. Находясь в горах Сюэ-шань, он видел страдания народа, войны и упадок Циньской династии, он обратился с мольбой к Великому владыке, чтобы он позволил ему перевоплотиться и спасти Китай от страданий. Вскоре он вселился в утробу Ци-цзи, наложницы первого императора династии Хань Гао-цзу. После рождения он получил имя Жу-и, отец очень любил его и доровал ему титул князя Чжао. Впоследствии он и его мать были убиты императрицей Люй.

При Ханьском императоре Сюань-ване он явился в образе золотистой змеи. Произошло это следующим образом: после смерти от руки императрицы Люй его дух долгое время бродил по пустыне и, в конце концов, задумал отомстить ей. Так он вскоре оказался в Сычуани, где встретил свою мать, а также императрицу Люй и ее сподвижников, прошедших перерождение. Его перевоплотившаяся мать была замужем за бедным землевладельцем и не имела сына. Поэтому однажды утром, сделав надрез на руке, она окропила кровью камень, после этого она пообещала, что если под этим камнем появится какое-либо живое существо, она признает его своим наследником. Вэнь-чан, увидев это, вселился в кровь и превратился в золотую змейку. Мать стала относиться к этой змейке как к своему ребенку. Через год у змейки вырос рог на голове, а под брюхом ножки, и змейка превратилась в настоящего дракона. Дракон, мстя императрице Люй, убил всех ее сподвижников. Деревенские жители, видя эти бесчинства, потребовали, чтобы родители выдали им дракона, но они отказались. Тогда они посадили приемных родителей дракона в тюрьму. Дракон же, разозлившись, вызвал ливень и устроил потоп. Таким образом, он спас своих родителей, но две тысячи жителей этой местности утонули. Небесный владыка, разгневанный гибелью стольких невинных людей, покарал дракона, велев ему быть повелителем высыхающего озера. Когда последняя капля воды иссякла, дракон, оказавшись на сухом дне и не имея пещеры, в которой можно было укрыться, стал терпеть ужасные мучения, которые ему причиняли черви, поселившиеся под каждой из его 84 000 чешуек. Вскоре, однако, дракон был спасен Буддой Шакьямуни [4, c.16-17].

Подобных легенд существует великое множество. Все они указывают на то, что культ Вэнь-чана был популярен не только среди образованной части китайского общества, но и среди простого народа.

Комплекс популярных верований всегда был тесно связан с государственной политикой китайской империи в сфере верований и ритуалов, а сама организация популярных верований может рассматриваться как манифестация всей традиционной системы социальных отношений в Китае. Культ Вэнь-чана занимал одно из ведущих мест в религиозной жизни императорского Китая. Хотя на определенной стадии своей эволюции он критиковался представителями государственной идеологии, а также представителями буддизма и даосизма, однако это не мешало ему пользоваться широкой популярностью среди простого народа. Причины возникновения и развития этого культа являются одной из важных и малоизученных тем в отечественном синологическом религиоведении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1 Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. / Л.С. Васильев. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 488 с.

2 Лемешко, Ю.Г. Покровитель просвещения Вэнь-чан на народной картине няньхуа [Электронный ресурс] // Синология. Ру – Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Покровитель_просвещения_Вэнь-чан_на_народной_картине_няньхуа – 15.10.2017.

3 Малявин, В.В. Народный пантеон // Духовная культура Китая. Т 2: Мифология и религия / редакторы тома М. Л. Титаренко, С. М. Аникеева, О. И. Завьялова, М. Е. Кравцова, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов, В. Ф. Сорокин. – М.: Восточная литература, 2008. – С. 101-104.

4 Попов, П.С. Китайский пантеон / П.С. Попов. – СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1907. – 88 с.

5 Рифтин, Б.Л. Вэнь-чан // Духовная культура Китая. Т 2: Мифология и религия / редакторы тома М. Л. Титаренко, С. М. Аникеева, О. И. Завьялова, М. Е. Кравцова, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов, В. Ф. Сорокин. – М.: Восточная литература, 2008. – С. 412.

6 Филонов, С.В. Введение в даологию: уч. пособие / С.В. Филонов. – Благовещенск: АмГУ, 2010. – 184 с.

7 Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд) – Шанхай цышу чубаньшэ, 1985. – 540 с. 袁珂。中国神话传说词典。 – 上海辞书出版社,1985。– 540页。

Просмотров работы: 48