Содержание регулятивных ууд на уроках биологии в 5 классах - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Содержание регулятивных ууд на уроках биологии в 5 классах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В образовательной политике РФ происходят значительные перемены. Инновации коснулись многих аспектов процесса обучения и воспитания, без которых невозможно дальнейшее развитие образования.

Ключевой реформой становится переход на новые образовательные стандарты на всех ступенях обучения. В 2010 году начинается внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для основного образования, далее ФГОС ООО.

Достижения учащихся в новом стандарте рассматриваются не как сумма знаний, умений и навыков, а как личностные, метапредметные и предметные результаты. Особого внимания заслуживают именно метапредметные достижения, которые, по мнению педагога, методиста Александра Григорьевича Асмолова предполагают «умения учиться». Эти умения позволят школьнику активно, самостоятельно, осмысленно добывать, перерабатывать и самое главное применять не только, полученные знания, но присваивать новый социальный опыт.

Метапредметные результаты достигаются формированием системы универсальных учебных действий (ууд).

В психологии УУД рассматриваются как комплексность способов действия учащегося, ведущие его к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В дидактике универсальные учебные действия обеспечивают выполнение следующих функций:

- осуществлять (учащимся) самостоятельно деятельность учения, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечить успешное усвоение знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В пределах универсальных учебных действий выделяют четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные ууд включают в себя следующие действия: смыслообразование, самоопределение, нравственно-этические ориентации. Коммуникативные учебные действия направлены на развитие навыков сотрудничества, личностного взаимодействия, коммуникативно-речевой деятельности. Самая обширная группа ууд, направленная на развитие понятийного мышления, является группа познавательных ууд, которая включает: общеучебные умения, логические действия, действия требующие постановки и решения проблем.

Знакомство учащихся со школьным предметом «Биология», начинается с 5 класса.

Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальныхучебных действий, обеспечивающих развитие личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных качеств личности.

Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Рассмотрим содержание регулятивных ууд на примере учебно-методического комплекса В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс».

Так, в темах «Биология - наука о живой природе» и «Методы исследования в биологии» (предполагается по одному часу на изучение), учитель организует деятельность по развитию навыков: составлять план текста; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, делать выводы и умозаключения.

В разделе «Клеточное строение организмов» (7 часов) предусматривается выполнения лабораторных работ «Устройство микроскопа», «Рассматривание препарата кожицы чешуи лука», при выполнении которых учащиеся учатся работать по плану, сравнивать свои действия с целью работы, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их.

Знакомство с царством бактерии осуществляется при изучении темы «Царство Бактерии» (3 часа), учащиеся учатся планировать свою работу с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

При выполнении лабораторных работ: «Строение плодовых тел шляпочных грибов», «Плесневый гриб мукор» в разделе «Царство Грибы» (6 часов) у школьников появляется возможность не только планировать свою самостоятельную деятельность, соотносить тему и цель работы, но и оценить полученные теоретические знания в конкретных ситуационных заданиях (например, организация взаимопроверки при выполнении задания на распределение шляпочных грибов на группу пластинчатые и трубчатые).

В разделе «Царство Растения», на изучение которого предполагается 12 часов, предусмотрены не только работа по составлению плана текса учебника, планирование самостоятельной работы с рабочей тетрадью и дидактическими материалами, но и составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Выполнение лабораторных работ: «Строение одноклеточных зеленых водорослей», «Строение мха», «Строение спороносного хвоща», направлены на развитие умения ставить цель работы, прогнозировать выводы по работе, осуществлять само и взаимопроверку.

Таким образом, для реализации глобальной цели обучения «научить учиться», необходимо обратить внимание на развитие регулятивных ууд, которые обеспечивают организацию учебной деятельности. В раздел регулятивных УУД входят действия:

целеполагание (постановка учебной задачи и соотнесение «что известно - что пока ещё неизвестно»)

планирование (составление плана)

прогнозирование («предвкушение» результата)

коррекция (внесение каких-либо поправок в план или в действия)

оценка (осознание того, что сделали учащиеся и как сделали).

Список литературы:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Лобастова Л. Г. Формирование УУД на уроках биологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-biologii-v-klasse-1005257.html - 2019

5. Романова С. Р. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/11/23/formirovanie-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na - 2018

Просмотров работы: 13