Существует ли взаимосвязь между эмоциональным состоянием и успеваемостью у студентов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Существует ли взаимосвязь между эмоциональным состоянием и успеваемостью у студентов

Григорьева А.А. 1
1Ставропольский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гений – это способность обновлять свои эмоции в ежедневном опыте.

Поль Сезанн

Любое событие в жизни человека окрашено какими-либо переживаниями и эмоциями.

Время окончания школы и поступления в выбранный ВУЗ всегда характеризуется особым периодом связанным с волнением, страхами, новыми до этого момента ощущениями, чувствами.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что проблема изучения эмоциональных состояний является одной из интереснейших проблем современного человечества. Эта тема обширна и многогранна и далеко не все связаные с ней вопросы на сегодняшний день являются решенными.

Студенческий возраст — это особый период жизни каждого человека который остается в памяти у него на всю жизнь.

Кто же такой студент?

Слово «студент» - латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями.

Молодой человек, окончив общеобразовательную школу и поступив в ВУЗ, вступает в самостоятельную жизнь, но по существу он еще не стал самостоятельным, так как экономически и психологически зависим от родителей.

Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане».

Поступив в ВУЗ, бывший школьник сталкивается с рядом трудностей, которые по-разному влияют на его деятельность.

Какие же трудности возникают на пути студента во время учебы?

На успешность обучения влияют многие факторы: материальное положение, состояние здоровья, уровень довузовской подготовки, планирование и контроль своей деятельности, мотивы, уровень квалификации преподавателей и многое другое…Не малую роль в успешном обучении играют ЭМОЦИИ.

Эмоции определяют качество жизни любого человека, в том числе и студента. Люди проявляют свои эмоции на работе, учебе, при общении с друзьями, родственниками, близкими людьми т.е. во всем, что им дорого и о чем они искренне заботятся.

Давайте вспомним, что происходит с нами во время учебы???

Когда есть успехи в обучении, мы гордимся собой, мы открыты к диалогу с преподавателем и сокурсниками, мы светимся от счастья излучая радость и ликование. Если же, наоборот, успеха нет, то мы злимся и расстраиваемся. Что же такое эмоции и как их не спутать с чувствами.

Эмоция – это кратковременная реакция на какую-либо ситуацию. А чувства  не исчезают под потоком эмоций или сложившихся ситуаций, они стабильны и чтобы их разрушить, надо сильно постараться.

Пример: Девушка увидела своего молодого человека с другой. Она взбешена, расстроена и обижена. Но после разговора с парнем, выяснилось, что это его двоюродная сестра, которая сегодня приехала погостить. Ситуация разрешилась, эмоции прошли, а чувство – любовь, никуда и не девалось, даже в момент самого сильного накала страстей.

Надеюсь, что разницу между чувствами и эмоциями вы уловили.

Кроме того, эмоции лежат на поверхности. Вы всегда увидите, когда человеку смешно, грустно или он изумлен.  А чувства лежат глубоко, до них так просто не доберешься. Часто ведь бывает, когда презираешь человека, но в силу сложившихся обстоятельств вынужден с ним общаться, при этом изображая положительный настрой.

Но как же наши эмоции влияют на обучение?? Чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним какими они бывают!

Эмоций насчитывается несколько десятков. Все мы рассматривать не будем, остановимся только на самых основных.

Можно выделить три группы:

Положительные.

Отрицательные.

Нейтральные.

В каждой из групп присутствует довольно много эмоциональных оттенков, поэтому  точное количество посчитать практически нереально. Список эмоций человека, представленный ниже, не полный, поскольку есть множество промежуточных чувств, равно как и симбиоз нескольких эмоций одновременно.

Самая большая группа – это отрицательные, на втором месте – положительные. Нейтральная группа самая маленькая.

Вот с нее и начнем.

Нейтральные эмоции—не влияют на настроение и здоровье, но также побуждают к дей­ствиям, удовлетворяющим стремление к знаниям, новым научным открытиям.

К ним относятся:

Любопытство,

Изумление,

Безразличие,

Созерцание,

Удивление.

Стенические (активные - положительные) эмоции представляют собой переживания, которые можно охарактеризовать повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема и волнения.

В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск. Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости.

К ним относится все, что связано с ощущением радости, счастья и удовлетворения. То есть с тем, что человеку приятно и очень хочется продолжения.

Непосредственно радость.

Восторг.

Гордость.

Доверие.

Уверенность.

Восхищение.

Нежность.

Благодарность.

Ликование.

Блаженство.

Спокойствие.

Любовь.

Симпатия.

Предвкушение.

Уважение.

Это не полный перечень, но, по крайней мере, мы вспомнили самые основные положительные человеческие эмоции.

Астенические эмоции (отрицательные) – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональной тоном.
В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, личность отказывается от борьбы с трудностями, проблемами, отходит от преодоления конфликтно-проблемных ситуаций. Перманентное переживание астенических эмоций может привести к формированию неадекватных поведенческих стратегий. Примером астенического переживания может выступать ощущение печали.

Группа обширная. Казалось бы, для чего они нужны. Ведь хорошо, когда все только положительно, нет никакого гнева, злости и обиды. Зачем человеку отрицательные? Могу сказать одно – без отрицательных эмоций мы бы не ценили положительные. И, как следствие, совершенно иначе относились бы к жизни. И, как мне кажется, были бы черствыми и холодными.

Оттеночная палитра отрицательных эмоций выглядит следующим образом:

Горе.

Печаль.

Гнев.

Отчаяние.

Тревога.

Жалость.

Злоба.

Ненависть.

Скука.

Страх.

Обида.

Испуг.

Стыд.

Недоверие.

Отвращение.

Неуверенность.

Раскаяние.

Угрызения совести.

Растерянность.

Ужас.

Негодование.

Досада.

Это также далеко не полный перечень, но уже даже на основании этого видно, насколько мы богаты на эмоции. Буквально каждую мелочь мы воспринимаем мгновенно и выдаем свое отношение к ней в виде эмоций. Причем, очень часто это происходит неосознанно. Спустя мгновение мы уже можем совладать с собой и спрятать эмоцию, но поздно – кто хотел, тот уже заметил и сделал вывод.

Давайте остановимся и посмотрим, как эмоции влияют на обучение.

У любого мыслящего существа есть потребность постигать что-то новое.

Познание — весьма объемный по своему содержанию, многозначный термин. Наиболее часто под ним понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

В психологии - это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. Понятия «познание» и «знание» всегда соседствуют друг с другом, поскольку последним обозначаются цель и результат всего процесса познания.

Познавательные психические процессы: мотивация, внимание, память, восприятие - составляют основу успешного обучения.

Мотивация.

Самое главное для студента - это мотивация. Она является толчком при следовании к цели как к конечному результату, и не может обойтись без эмоций. Мотивация служит как бы аккумулятором, который заряжает энергией при интенсивной деятельности во время получения знаний.

Психологи провели исследования, которые показали, что при положительных эмоциях люди прилагают большие усилия для достижения цели. При отрицательных эмоциях мотивация очень слаба или вовсе отсутствует.

Пример: Студент во время сессии обладающий положительными эмоциями: уверенность, спокойствие, самообладание достигнет своей цели (сдачи экзаменов) гораздо легче, чем студент с отрицательными эмоциями: тревога, страх, неуверенность, растерянность.

Восприятие.

На заре человеческой эволюции существовал только один способ обучения – устный рассказ. Благодаря ему древний человек передавал и получал знания, моральные ценности и другую информацию, необходимую для выживания. С тех пор привычка рассказывать и слушать, видимо, закрепилось у нас на генетическом уровне.

Восприятие информации студентом на лекции тем успешнее, чем больше положительных эмоций задействовано в данный момент. Эмоции как бы раскрашивают ее в яркие цвета, меняют привычный угол зрения, рассматривают окружающий нас мир под различными, часто необычными ракурсами.

Люди с положительным настроем готовы к получению и восприятию новой информации. Они обладают такой аурой, что даже собеседник готов добровольно делиться с ними знаниями. Напротив, люди с негативными эмоциями воспринимают окружающий мир через множество фильтров, отсекающих определенную информацию. К тому же обратная связь с окружающими у них также как правило, отрицательная.

Внимание

Внимание – это концентрация на определенном предмете даже при воздействии помех от окружающей среды. Если студент испытывает во время лекции скуку, раздражение или неудовлетворенность от учебного материала, его внимание рассеивается, он отвлекается на посторонние мысли и действия. Положительные эмоции, такие как интерес или увлеченность, помогут ему сохранить концентрацию на теме занятия.

Память

Множество исследований показывают, что положительные эмоции могут улучшить работу памяти и помочь долгосрочному запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. Когда эмоции лежат в основе опыта, полученного в процессе обучения, это повышает способность студента к его запоминанию. Эмоции улучшают усвояемость информации и делают процесс обучения значительным и запоминающимся.

Когда сильнодействующие зрительные образы или ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями, являются частью учебного процесса, они могут также улучшать запоминание материала. Ясные, осмысленные воспоминания останутся скорее об эмоционально окрашенной ситуации, чем об аналогичной ситуации, не связанной с эмоциями.

Давайте рассмотрим все на примерах.

Студенты, переживающие активные эмоции в адрес своей учебы вовремя приходят на занятия, активно работают на семинарах и лекциях, вовлечены в научно исследовательскую деятельность, участвуют в жизни вуза; посвящают много времени подготовке к учебным занятиям. Кроме этого, студенты, переживающие активные эмоции в адрес учебно-профессиональной деятельности, удовлетворены ею, также удовлетворены выбором вуза и профессии.

Переживание пассивных эмоций (печаль, разочарование, страх), наоборот, приводит к негативным показателям учебно-профессиональной деятельности. Студенты находят массу причин неучастия в своей учебно-профессиональной деятельности.

Они постоянно опаздывают на занятия, не работают на семинарах и лекциях;

читают, играют в компьютерные игры, переговариваются или тихо дремлют на последних столах. Такие студенты неохотно участвуют в научно-исследовательской деятельности, отдавая приоритет вневузовским мероприятиям. Иногда они могут участвовать в мероприятиях вуза, но делают это без интереса и из «под палки». Свободное время тратят на социальные сети, просиживают в них много часов.

Студенты, переживающие пассивные эмоции в адрес учебно-профессиональной деятельности, не удовлетворены ею, а также не удовлетворены выбором вуза и профессии.

Переживание нейтральных эмоций (удовольствие и равнодушие) приводит студента к средним показателям результативности деятельности. Активность студента под влиянием нейтральных эмоций носит преимущественно хаотичный характер. В определенный период времени такие студенты дисциплинированны и ответственны, в другой - опаздывают на занятия, не работают на семинарах и лекциях. Такие студенты охотно берутся участвовать в научно-исследовательской деятельности: пишут контрольные, рефераты, курсовые работы, но быстро теряют к ним интерес, часто не доводят свои исследования до логического конца.

Под влиянием нейтральных эмоций студенты могут посещать занятия, готовиться к семинарам, но делают это по инерции. Это своего рода компенсация за потерю интереса к учебе. Активная вовлеченность в «около вузовскую» деятельность является для них способом обретения целесообразности учебно-профессиональной деятельности. Свободное время тратится на художественные книги, просиживание в социальных сетях, иногда на занятия спортом.

Студенты, переживающие нейтральные эмоции в адрес учебно-профессиональной деятельности, удовлетворены ею средне, также средний балл они выставляют удовлетворенности выбором вуза и профессии.

Эмоции являются мотивами, побуждающими поведение человека и определяющими некоторые важные аспекты деятельности, которой человек занят. Мотивационные возможности эмоций объясняются тем, что при переживании злости, печали или радости создается напряжение, которое приводит поведение человека к активности, направленное в сторону предмета, явления, деятельности. В адрес этого предмета или деятельности эмоции разворачивают непреднамеренные (неосознаваемые) действия, приводящие к повышению эффективности деятельности или понижению этой эффективности.

Мы провели ряд исследований на студентах с 1 по 3 курс направления «Клиническая психология» в ходе которых выяснилось, что связь между эмоциональным состоянием и успеваемостью у обучающихся непременно существует.

Для достижения поставленной цели мы использовали методику диагностики самооценки Спилберга-Ханина, которая является валидным и информативным способом самооценки уровня тревожности.

В эксперименте приняли участие 30 студентов гуманитарного и медико биологического факультета направления “ Клиническая психология”.

Проведенное исследование показало, что среди обучающихся 1 курса большинство студентов(60%) имеют повышенную тревожность, что говорит о том, что закончив школу и попав в высшее учебное заведение, студент сталкивается с большим количеством сложностей: адаптироваться в коллективе, привыкнуть к новому расписанию, подготовиться к первой сессии и тд. Студенты, которые учатся на оценки 4 и 5 обладают наиболее повышенной трневожностью, так как они больше уделяют внимания и времени учебе и переживают, что у них может что-то не получится, нежели студенты, учащиеся на оценку 3, которые обладают средней степенью тревожноси и не так тяжело переносят неудачи в обучении.

По результатам проведенной методики, все студенты 2 курса (100%) имеют повышенную тревожность. Это связано с высокой нагрузкой . За первый семестр обучения студенты должны своевременно готовиться к занятиям, впервые написать курсовую работу, что оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние обучающегося, также студенты учатся писать научные статьи и обязательно участвуют в жизни университета.

У студентов 3 курса результаты показали, что обучающиеся имеют среднюю(70%)и низкую степень тревожности(30%). Проучившись 2 годаь, они уже адаптированы к учебной деятельности и не имеют высокой степени тревожности.

Подводя итоги можно сказать, что обучаясь с желанием и удовольствием, можно преодолеть множество препятствий (в том числе так называемое отсутствие способностей) с помощью внутренних резервов, доступ к которым возможен лишь через радость.

Человек – существо обучающееся, и стремление познавать является одной из насущнейших его потребностей. Так что самое важное – не погасить тот огонек любопытства, удивления и радости, которым сопровождается обучение всему новому, и постараться поддержать его на протяжении всего процесса обучения только положительными эмоциями.

Мы описали свою точку зрения на данную проблему и уверены, что эта тема нуждается в обсуждении.

А как думаете вы? Существует ли взаимосвязь между эмоцинальным состоянием и успеваемостью у студентов?

Просмотров работы: 207