ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Анисовец Е.В. 1, Шарыпова Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по биологии 6 класса показал, что наибольшее количество ошибок ученики совершают в заданиях, где есть практический выход, в заданиях, которые ориентированы на приобретение опыта использования методов биологической науки (наблюдать и описывать биологические объекты и процессы) и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека; проведения экологического мониторинга в окружающей среде. Примерами таких заданий могут служить: отметить на рисунке микроскопа определённые части, указав их роль; описать изображение объекта под микроскопом; постановка опыта прорастания семян и другие [2].

Получить дополнительные навыки работать с биологическим оборудованием, различными видами наглядности и обобщить биологическое содержание возможно в рамках внеклассных занятий, исследовательских практикумов [1]. В процессе разработки практикумов речь идёт о внедрений в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных инструментов, позволяющих научить детей способам работы с информацией в ходе решения поставленных в практических заданиях проблем, проявлять себя как индивидуально, так и в группе, пробовать свои силы, применять свои знания, умения, приносить пользу, показывать публично достигнутый результат.

Разработанные исследовательские задания практикума с постановкой простых опытов и экспериментов, направленные для 6 класса, на наш взгляд, способствуют не только повторению изученного материала, но и осмыслению, углублению, уточнению и связыванию всей информации в единое целое.

В качестве примера приведём работу с гербарными экземплярами листьев растений, в рамках которой обучающиеся должны сравнить листовую пластинку, найти простые и сложные листья, отметить части листа и т.д., сделав вывод и заполнив таблицу о сходстве и различии представленных экземпляров. Микроскопирование спор папоротника будет развивать практические навыки работы с микроскопом [1]. Приготовление микропрепарата инфузории-туфельки и наблюдение за живыми объектами под микроскопом будет способствовать формированию исследовательских умений.

Таким образом, исследовательские практикумы направлены на проверку достоверности определения научных закономерностей. Результатом обобщающего исследовательского практикума в школьном биологическом образовании является знание учащимися растений и животных, обитающих рядом, их сохранение и создание благоприятных условий для жизни.

Список литературы:

Анисовец Е.В. Обобщающий исследовательский практикум в школьном биологическом образовании // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки. В 2 ч. Ч. I : материалы Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Ипполитова. – Шадринск : ШГПУ, 2018. – 346 с. – С.217.

Демоверсия ВПР по биологии 6 класс [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vpr-ege.ru/zagruzki/vpr2018-bio-6-demo.pdf – Загл. с экрана. – 12.01.2019

Просмотров работы: 23