В 21 веке, в условиях внедрения компьютерных технологий, степень влияния СМИ на человека значительно выросла. К примеру, открытый доступ детей к порнографии, видео, показывающим убийства, живодерство, неуважительное отношение к людям, нецензурную брань. По статистическим данным, 9 из 10 детей сталкивались с порнографией в Сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5% готовы претворить увиденное в жизнь[2]. Отсюда следует, что контроль над качеством информации никто не осуществляет.
Тенденции общественного развития напрямую зависят от эффективности прохождения ступеней социализации. Влияние СМИ на человека оказывается фактически с рождения (мультфильмы, телепередачи). Отличительные особенности средств массовой информации- публичность, мгновенная скорость донесения информации, изменяющийся объем аудитории в зависимости от интереса к какому-либо явлению. Качество информации, поступающей из СМИ, способно повлиять на представления индивида о себе, других людях и окружающем мире. Согласно социологическим исследованиям, по силе воспитательного воздействия телевидение как мощный фактор социализации входит в тройку лидеров, совместно с семьей и школой. [2]
В печатных изданиях занимают значительное место молодежные журналы. Их разделами являются: музыка, мода, шоу-бизнес, анекдоты. Не ставится цели повысить уровень знаний, речевой культуры молодежи, развить мышление. Научная познавательность- не характерная черта для подобного рода журналов. Подросток- грань между ребенком и взрослым. Именно у подростков психика наиболее восприимчива. Они не способны произвести анализ качества информации, поступающей из всемирной паутины.
Повышенный интерес к находящимся в открытом доступе сцен насилия, жестокости, бесчеловечности особенно пагубно влияет на психическое здоровье детей и подростков. При этом могут прививаться вредные для общества склонности, привычки, действия. Примерами подобного рода нарушений могут служить: неуважительное отношение к родителям, окружающим людям и их правам, хамство, грубость, оскорбления личности, курение в общественных местах, проявление эгоизма, издевательство над людьми и животными, несоблюдение законодательно закрепленных обязанностей, алкогольная, наркотическая зависимость. Иными словами, начинают проявляться различные формы отклоняющегося (девиантного) поведения.
Основная цель работы - выявление негативных факторов СМИ, представляющих наибольшую опасность для усвоения детьми и подростками норм и ценностей, эффективного включения в социальную среду в настоящее время.
Задачами являются:
-Определить роль и место СМИ в жизни подростков
-Рассмотреть СМИ как институт социализации
-Выявить слабые стороны СМИ, препятствующие эффективной социализации
-Проанализировать негативные факторы влияния СМИ на формирование личности детей и подростков, рассмотреть их как систему
2. Социализация как процесс формирования зрелой личности
Под социализацией будем подразумевать двусторонний процесс вступления индивида в структуру общества, процесс усвоения норм культуры, ценностей, образцов должного поведения в обществе, процесс превращения индивидов в достойных членов общества и граждан государства. Первая сторона- усвоение личностью опыта общества путем вступления в социальную среду. Вторая сторона - зарождение и развитие социальных отношений с другими членами общества благодаря собственной, внутренней активности. [1]
Под социальной зрелостью я понимаю максимальную степень приспособления к условиям социума и обособления человека. Что же подразумевается под термином «личность»? Под личностью мы будем понимать устойчивую совокупность качеств, определяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.
Каковы же признаки зрелой личности? Первый, основополагающий критерий- это ответственность, причем как за свои действия, так и за действия других. Социально зрелый человек умеет прогнозировать свое поведение в определенных ситуациях, умеет объективно оценивать свои мысли и поступки, извлекать урок из собственного опыта и опыта окружающих, с целью избегания ошибок в будущем, умеет адекватно реагировать на различные ситуации, в том числе конфликтные. Зрелая личность объективно оценивает собственные силы. Никогда и никому социально зрелый человек не дает ложных обещаний, попросту говоря- не играет роли всезнайки. Он не пройдет мимо нуждающегося в помощи. Проявляет заинтересованность к участию в жизни общества, желает интегрироваться с людьми для достижения поставленных целей. Зрелая личность не отвечает на зло злом, умеет прощать ошибки. Толерантность, то умение относиться с пониманием к другим, без проявления агрессии, самокритичность-умение видеть в себе и анализировать слабые стороны, поиск путей решения их ликвидации - также являются характерными признаками социальной зрелости.
3.Проведение анкетного опроса и его результаты. Построение «лестницы» факторов СМИ, сдерживающих развитие личности в процессе социализации
Анкетный опрос - метод сбора информации, основные характеристики которого: самостоятельная интерпретация сути вопросов, отсутствие давления на опрашиваемых, необязательность указания личных данных, публикация результатов в обобщенном виде. В предложенной мной анкете была предложена система факторов СМИ, препятствующих гармоничному включению в социальный мир. Рассматривается именно система. Ни один элемент (фактор) нельзя оставить без внимания. Очень важно – оценить степень влияния каждого из них и составить так называемую иерархическую лестницу проблем средств массовой коммуникации, тормозящих развитие человечества. В опросе приняли участие 107 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Респондентам был предложен 1 закрытый вопрос: какие факторы СМИ больше всего замедляют становление личности? (с вариантами ответов, в качестве них были представлены стороны деструктивного влияния СМИ на социализацию). Респондентам нужно было выбрать два наиболее опасных отражения СМИ на поведении лиц детского и подросткового возрастов. Срок проведения опроса – 1 день, место проведения- социальная сеть «Вконтакте». Этап подростковой (маргинальной) социализации у группы респондентов завершен. Базовый перечень моральных, этических, правовых норм усвоен. Каждый из них знает, что значит СМИ в жизни современного ребенка. Из каких же ступеней состоит лестница препятствий, не позволяющих достигнуть этапа социальной зрелости, развить задатки, способности, выйти из мира иллюзий и начать объективно оценивать происходящее вокруг? В какой степени каждый фактор-преграда выражен во всемирной паутине? Результаты опроса представлены в таблице, располагающейся ниже.
Таблица 1. Факторы СМИ, препятствующие развитию личности
Фактор-преграда |
% голосов |
Отсутствие контроля над качеством и достоверностью информации |
49 |
Недостаток живой коммуникации |
30 |
Падение уровня устной речевой культуры |
22 |
Показ сцен насилия, жесткости |
22 |
Приоритет Интернета над посещением музеев, театров, чтением книг |
15 |
Снижение темпов физической активности |
14 |
Таким образом, в процессе социализации человек овладевает социальными нормами, ценностями, должными моделями поведения, взглядами, принятыми внутри данного общества. Человек усваивает социальный опыт и приобретает навыки поведения, соответствующе требованиям, предъявляемым индивиду обществом.
Именно в подростковом возрасте стремительными шагами идет формирование личности, задание вектора-направления будущей трудовой деятельности и жизненного пути. Главная черта постиндустриального общества- развитие и внедрение информационных технологий в разные сферы жизни. В связи с этим зародился интерес к значительной роли СМИ в формировании общественного мнения, как на групповом, так и на личностном уровне.
Дети и подростки не имеют достаточного жизненного опыта и объема знаний для определения степени достоверности. Поэтому не могут глубоко анализировать информацию, которую воспринимают, и давать объективную оценку действительности. Человек приобретает социальную природу, подключается к активному участию в социальной жизни.
Особенно важной является социализация в период детства. Родители с раннего детства учат уважать старших, иметь собственное мнение и в то же время не игнорировать чужую точку зрения, помогать другим людям, не проходить мимо чужой беды. На процесс эффективной социализации личности оказывает влияние система факторов: семья, учебные заведения, средства массовой информации, культурные образцы поведения. Каждый из факторов в большей или меньшей степени играет определенную роль в рождении из индивида личности. Поэтому исключать из перечня хоть один из них нецелесообразно.
Основная задача агентов, или движущих сил социализации, заключается в создании атмосферы, в которой на приоритетных позициях будут гуманные отношения, доверие, возможности личностного роста.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007
2. Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 162-164. https://moluch.ru/archive/189/47856/
3. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования : учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 256 с. : табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 212-214. - ISBN 978-5-394-02248-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452578
4. Козлов О.С., Кисляков П.А. Проблемы информационной безопасности подростка в интернет-пространстве // В сборнике: Студенческий научный форум Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции: электронная научная конференция (электронный сборник). Российская Академия Естествознания. 2013.