ФАКТОРЫ СМИ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФАКТОРЫ СМИ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Черемисин М.М. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 21 веке, в условиях внедрения компьютерных технологий, степень влияния СМИ на человека значительно выросла. К примеру, открытый доступ детей к порнографии, видео, показывающим убийства, живодерство, неуважительное отношение к людям, нецензурную брань. По статистическим данным, 9 из 10 детей сталкивались с порнографией в Сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5% готовы претворить увиденное в жизнь[2]. Отсюда следует, что контроль над качеством информации никто не осуществляет.

Тенденции общественного развития напрямую зависят от эффективности прохождения ступеней социализации. Влияние СМИ на человека оказывается фактически с рождения (мультфильмы, телепередачи). Отличительные особенности средств массовой информации- публичность, мгновенная скорость донесения информации, изменяющийся объем аудитории в зависимости от интереса к какому-либо явлению. Качество информации, поступающей из СМИ, способно повлиять на представления индивида о себе, других людях и окружающем мире. Согласно социологическим исследованиям, по силе воспитательного воздействия телевидение как мощный фактор социализации входит в тройку лидеров, совместно с семьей и школой. [2]

В печатных изданиях занимают значительное место молодежные журналы. Их разделами являются: музыка, мода, шоу-бизнес, анекдоты. Не ставится цели повысить уровень знаний, речевой культуры молодежи, развить мышление. Научная познавательность- не характерная черта для подобного рода журналов. Подросток- грань между ребенком и взрослым. Именно у подростков психика наиболее восприимчива. Они не способны произвести анализ качества информации, поступающей из всемирной паутины.

Повышенный интерес к находящимся в открытом доступе сцен насилия, жестокости, бесчеловечности особенно пагубно влияет на психическое здоровье детей и подростков. При этом могут прививаться вредные для общества склонности, привычки, действия. Примерами подобного рода нарушений могут служить: неуважительное отношение к родителям, окружающим людям и их правам, хамство, грубость, оскорбления личности, курение в общественных местах, проявление эгоизма, издевательство над людьми и животными, несоблюдение законодательно закрепленных обязанностей, алкогольная, наркотическая зависимость. Иными словами, начинают проявляться различные формы отклоняющегося (девиантного) поведения.

Основная цель работы - выявление негативных факторов СМИ, представляющих наибольшую опасность для усвоения детьми и подростками норм и ценностей, эффективного включения в социальную среду в настоящее время.

Задачами являются:

-Определить роль и место СМИ в жизни подростков

-Рассмотреть СМИ как институт социализации

-Выявить слабые стороны СМИ, препятствующие эффективной социализации

-Проанализировать негативные факторы влияния СМИ на формирование личности детей и подростков, рассмотреть их как систему

2. Социализация как процесс формирования зрелой личности

Под социализацией будем подразумевать двусторонний процесс вступления индивида в структуру общества, процесс усвоения норм культуры, ценностей, образцов должного поведения в обществе, процесс превращения индивидов в достойных членов общества и граждан государства. Первая сторона- усвоение личностью опыта общества путем вступления в социальную среду. Вторая сторона - зарождение и развитие социальных отношений с другими членами общества благодаря собственной, внутренней активности. [1]

Под социальной зрелостью я понимаю максимальную степень приспособления к условиям социума и обособления человека. Что же подразумевается под термином «личность»? Под личностью мы будем понимать устойчивую совокупность качеств, определяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Каковы же признаки зрелой личности? Первый, основополагающий критерий- это ответственность, причем как за свои действия, так и за действия других. Социально зрелый человек умеет прогнозировать свое поведение в определенных ситуациях, умеет объективно оценивать свои мысли и поступки, извлекать урок из собственного опыта и опыта окружающих, с целью избегания ошибок в будущем, умеет адекватно реагировать на различные ситуации, в том числе конфликтные. Зрелая личность объективно оценивает собственные силы. Никогда и никому социально зрелый человек не дает ложных обещаний, попросту говоря- не играет роли всезнайки. Он не пройдет мимо нуждающегося в помощи. Проявляет заинтересованность к участию в жизни общества, желает интегрироваться с людьми для достижения поставленных целей. Зрелая личность не отвечает на зло злом, умеет прощать ошибки. Толерантность, то умение относиться с пониманием к другим, без проявления агрессии, самокритичность-умение видеть в себе и анализировать слабые стороны, поиск путей решения их ликвидации - также являются характерными признаками социальной зрелости.

3.Проведение анкетного опроса и его результаты. Построение «лестницы» факторов СМИ, сдерживающих развитие личности в процессе социализации

Анкетный опрос - метод сбора информации, основные характеристики которого: самостоятельная интерпретация сути вопросов, отсутствие давления на опрашиваемых, необязательность указания личных данных, публикация результатов в обобщенном виде. В предложенной мной анкете была предложена система факторов СМИ, препятствующих гармоничному включению в социальный мир. Рассматривается именно система. Ни один элемент (фактор) нельзя оставить без внимания. Очень важно – оценить степень влияния каждого из них и составить так называемую иерархическую лестницу проблем средств массовой коммуникации, тормозящих развитие человечества. В опросе приняли участие 107 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Респондентам был предложен 1 закрытый вопрос: какие факторы СМИ больше всего замедляют становление личности? (с вариантами ответов, в качестве них были представлены стороны деструктивного влияния СМИ на социализацию). Респондентам нужно было выбрать два наиболее опасных отражения СМИ на поведении лиц детского и подросткового возрастов. Срок проведения опроса – 1 день, место проведения- социальная сеть «Вконтакте». Этап подростковой (маргинальной) социализации у группы респондентов завершен. Базовый перечень моральных, этических, правовых норм усвоен. Каждый из них знает, что значит СМИ в жизни современного ребенка. Из каких же ступеней состоит лестница препятствий, не позволяющих достигнуть этапа социальной зрелости, развить задатки, способности, выйти из мира иллюзий и начать объективно оценивать происходящее вокруг? В какой степени каждый фактор-преграда выражен во всемирной паутине? Результаты опроса представлены в таблице, располагающейся ниже.

Таблица 1. Факторы СМИ, препятствующие развитию личности

Фактор-преграда

% голосов

Отсутствие контроля над качеством и достоверностью информации

49

Недостаток живой коммуникации

30

Падение уровня устной речевой культуры

22

Показ сцен насилия, жесткости

22

Приоритет Интернета над посещением музеев, театров, чтением книг

15

Снижение темпов физической активности

14

Таким образом, в процессе социализации человек овладевает социальными нормами, ценностями, должными моделями поведения, взглядами, принятыми внутри данного общества. Человек усваивает социальный опыт и приобретает навыки поведения, соответствующе требованиям, предъявляемым индивиду обществом.

Именно в подростковом возрасте стремительными шагами идет формирование личности, задание вектора-направления будущей трудовой деятельности и жизненного пути. Главная черта постиндустриального общества- развитие и внедрение информационных технологий в разные сферы жизни. В связи с этим зародился интерес к значительной роли СМИ в формировании общественного мнения, как на групповом, так и на личностном уровне.

Дети и подростки не имеют достаточного жизненного опыта и объема знаний для определения степени достоверности. Поэтому не могут глубоко анализировать информацию, которую воспринимают, и давать объективную оценку действительности. Человек приобретает социальную природу, подключается к активному участию в социальной жизни.

Особенно важной является социализация в период детства. Родители с раннего детства учат уважать старших, иметь собственное мнение и в то же время не игнорировать чужую точку зрения, помогать другим людям, не проходить мимо чужой беды. На процесс эффективной социализации личности оказывает влияние система факторов: семья, учебные заведения, средства массовой информации, культурные образцы поведения. Каждый из факторов в большей или меньшей степени играет определенную роль в рождении из индивида личности. Поэтому исключать из перечня хоть один из них нецелесообразно.

Основная задача агентов, или движущих сил социализации, заключается в создании атмосферы, в которой на приоритетных позициях будут гуманные отношения, доверие, возможности личностного роста.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007

2. Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 162-164. https://moluch.ru/archive/189/47856/

3. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования : учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 256 с. : табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 212-214. - ISBN 978-5-394-02248-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452578

4. Козлов О.С., Кисляков П.А. Проблемы информационной безопасности подростка в интернет-пространстве // В сборнике: Студенческий научный форум Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции: электронная научная конференция (электронный сборник). Российская Академия Естествознания. 2013.

Просмотров работы: 33