МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ ПРОЕКТОВ

Морозова З.М. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В концепции модернизации российского образования четко прослеживается мысль о том, что предстоящая существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования будет осуществляться в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Но области техники, искусства, архитектуры, науки и развитие экономики в целом сегодня не способны сделать перспективные шаги в собственном развитии без дизайнерского сопровождения, потому что эти области генетически связаны с областью дизайна. Временем продиктована гармонизация среды и культуры. Широка сфера функционирования этого прогрессивного явления, многогранна роль дизайна во всех аспектах человеческой жизни.

Современный дизайн - это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, повышенной функциональности, четкой социальной ориентации.

Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь посредством интеграции профессионального становления, основанного на овладении профессиональными знаниями и умениями, развитие творческой и практической направленности личности, оказывающих влияние на формирование проектной культуры.

Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь на основе соединения профессионального становления, основанного на овладении знаниями, умениями, навыками, и личностного развития, предусматривающего самореализацию и способность к творчеству, через всестороннее развитие индивидуальных склонностей и способностей. Высший уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры». Проектная культура, так называемая «третья культура», реальная проектность, как ценность и содержание многих видов деятельности человека, и как особый тип его мышления.

Культура как система ценностей ориентирует человека на постижение законов красоты и гармонии объектов культурного наследия, на опытное освоение профессиональных тайн посредством декодирования композиционно-структурных классических произведений, на самосовершенствование себя как профессионала. Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Дизайн является одним из условий для эффективной реализации процесса формирования проектной культуры.

Обратим внимание на то, что в настоящее время в теории и практике дизайна накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения художественно-конструкторского образования и профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Поэтому нами был проанализирован широкий спектр научных исследований с целью совершенствования системы обучения профессиональному мастерству специалистов данного профиля, в соответствии с целью и требованиями государственного стандарта.

В.И. Андреева, Е.А. Климова, И.А. Зимней, И.Я. Лернер, А.К. Марковой - эти авторы затрагивают вопросы организации подготовки современного специалиста.

В основе научного обоснования исследуемой проблемы лежат труды в области общей возрастной и педагогической психологии (Б.Ю. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); в области дидактики (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвя-зинский, И.Я. Лернер и др.); вузовской педагогики (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); психологии искусства и психологии восприятия (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); исследования по проблеме формирования приемов учебной деятельности (О.Б. Пишева, В.И. Крупич и др.)

Данное исследование опирается на общепедагогическую концепцию проблемного обучения (A.M. Матюшкина, М.И, Махмутова, В.О. Окуня, В.Г. Разумовского, И.М. Фейнберга, Т.Н. Шамовой, И.С. Якиманской и др.).

Общетеоретический подход к раскрытию сущности художественного творчества, проблемы отражены в работах Г.В. Беды, А.С. Близнюка, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Ю.Ф.Катхановой, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковеш-никовой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К, Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.

Анализ имеющихся в этой сфере исследований и личный опыт соискателя позволили обнаружить противоречия в проблеме формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки:

между высокими требованиями, предъявляемыми современным обществом к личности дизайнера и недостаточно высоком уровне его профессиональной подготовки;

между необходимостью и важностью формирования художественно-конструкторских умений у будущих дизайнеров и отсутствием методической системы их формирования;

между научно-теоретическими знаниями в области дизайна и отсутствием разработанной программы методической системы, направленных на формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров.

Анализ исследований и указанных противоречий показали, что эта проблема, имеющая важное значение для гармоничного развития личности будущего дизайнера, формирования у него художественно-конструкторских умений до сих пор всесторонне не исследовалась.

Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество профессионального образования и эстетического воспитания будущего дизайнера, у них слабо развиваются творческие способности, эмоционально-оценочное отношение к действительности; потребность созидать прекрасное в профессиональной деятельности. Отсутствие образности, целостности, стройности композиционного и цветового решения в объектах дизайна снижает к ним интерес. Часто дисгармоничными представляются дизайн ландшафтной среды и современной архитектуры. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности художественно-конструкторских умений самих дизайнеров, которые должны закладываться у них в период профессиональной подготовки.

Объектом данного исследования, является учебный процесс, направленный на формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в их профессиональной подготовке.

В соответствии с объектом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

Проанализировать литературу по эстетике, искусствознанию, психологии, педагогике, диссертационные исследования по данной проблеме.

Провести анализ принципов, методов, условий, средств обучения, способствующих эффективному формированию художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров.

Разработать, обосновать и экспериментально проверить методическую систему, способствующую формированию художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров.

Разработать и апробировать научно-обоснованную методику трехуровневого формирования художественно-конструкторских умений.

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применяется комплекс методов, основными из которых являются:

аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный метод;

изучение педагогического опыта преподавания теории и практики дизайна в других учебных заведениях;

обобщение личного опыта;

эмпирический метод;

наблюдение и анализ художественно-творческой, практической работы студентов;

беседы, тестирование и анкетирование абитуриентов и студентов;

статистико-математический метод обработки экспериментальных данных.

Процессу формирования проектной культуры в системе: деятельность, процесс, проектирование, объективно присущ педагогический потенциал, поскольку, являясь комплексной деятельностью, параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) она обеспечивает усвоение личностью новых знаний, формирование новых представлений о проектируемом объекте.

Результатом проектной деятельности, является соблюдение дидактических законов, где выражены нормативные основы организации целостного процесса обучения и воспитания.

В данном исследовании отражены, следующие этапы организации процесса:

рафинирование субъектно-творческого импульса, т.е. проявление у образовательного субъекта индивидуальных особенностей проектного мышления, уровня проектной культуры, побуждение его к поиску, узнаванию, формированию образа своего «Я»;

погружение в проектно-культурологическую среду, т.е. создание определенных условий для образовательного субъекта, позволяющих ему вступить в деятельностный диалог с существующей проектной культурой, обогащая при этом собственный культурный запас;

экстраполяция в меональное пространство, т.е. перенос в социальную практику обогащенного культурного запаса для формирования и преобразования социокультурной действительности. Данные этапы, индивидуализирующие процесс проектной деятельности адаптированы к существующей системе учебных дисциплин, не нарушая ее целостности. В процессе выполнения заданий у студентов формируются следующие компоненты проектной культуры:

эмоционально-ценностный компонент находит выражение в умении избирать и изображать эстетические качества предложенного объекта, выражать свои впечатления в целостном образе;

когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой деятельности; - деятельностный компонент обеспечивает проявление других потенциальных творческих особенностей его личности, способствует творческой организации им образовательного процесса в качестве важнейшей составляющей данного компонента выступают творческие способности.

Прежде всего, опираясь на изученные материалы, собственные исследования и профессиональный опыт, мы выделяем в деятельностном компоненте творческого потенциала личности следующие способности: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути. Свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, плодотворное с позиции творчества. Итак, использование актов общения, продуктивное использование «эффекта зеркал» (отражение творчества педагога в творчестве студента и творчества студента в творчестве педагога), частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых творческих решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная речь. Каждый из названных элементов может существовать в отдельности и с успехом активизироваться в практике, научной деятельности, но вместе они не только усиливают друг друга, но, главное, расширяют сам творческий потенциал личности и придают ему дополнительную значимость.

Также необходимо давать для студентов даются задания на формирование творческого компонента проектной культуры в процессе реализации проектов культурологического содержания: студенты самостоятельно избирают основу для проектирования средства воплощения замысла, возможность реализации в материале (примеры: открытка, плакат, календарь). На этом этапе происходит реализация индивидуальных и групповых проектов. При отсутствии возможностей воплощения проекта в материале проводится презентация проектов.

Следовательно, устойчивая тенденция усиления гуманистической составляющей образовательного процесса в последние годы связана с широким применением технологий, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, помогают учащимся легче усваивать учебный материал, стимулируют их к повседневной работе над учебным материалом, создают условия для творческого развития и самовыражения личности.

По результатам нашего исследования можно заключить, что в процессе профессиональной подготовки студентов органическое соединение ретроспективных методов и инновационных технологий способствуют формированию у них проектной культуры, что выражается в поступательном развитии когнитивных, эмоционально-ценностных и творческих ее компонентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2010.

Педагогическая энциклопедия «Актуальные понятия современной педагогики» / под ред. Н.Н Тулькибаевой, Л.В Трубайчук – М.: Восток, 2003.

Генисаретский, О.И. Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М.: Изд-во Школы культурной политики, 2004.

Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Дизайн: история, современность, перспективы. /Под ред. И.В.Голубятникова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2011.

Просмотров работы: 10