В целях снижения выбросов парниковых газов (CO2, CH4 и N2O) от автомобильного транспорта для предотвращения негативных последствий изменения климата оценивалась эффективность различных мероприятий в Калининградском транспортном узле на перспективу до 2020 года. Предлагаемыми мероприятиями являются:
Ограничения движения личного транспорта в городе низких экологических классов.
Обновление автопарка более экологичными и энергоэффективными транспортными средствами.
Разработка сети велодорог.
В первом мероприятии рассматривалось 2 варианта по ограничению движения с учетом строительства транспортно-пересадочных узлов: запрет въезда для автомобилей категории Евро-2 и ниже; ограничение въезда для транспорта категории Евро-3 и ниже.
Расчет выбросов парниковых газов при осуществлении пассажирских автомобильных перевозок для всех предлагаемых мероприятий оценивался с использованием подходов уровня 2 и 3 МГЭИК с помощью программы COPERT 4 (v.11.4) [1]. Структура автопарка региона определена по базе данных ГИБДД МВД РФ (форма №1-БДД) за 2017 год. По оценкам мэрии г. Калининграда ежедневно из области в центр города въезжает порядка 75 тыс. автомобилей, из которых 80% класса Евро-3 и ниже и 65% класса Евро-2 и ниже. Результаты выбросов для 2 сценариев представлены в таблице 1.
Таблица 1. Эффект от ограничения движения на въезд в Калининград
Выбросы, т |
Базовый сценарий |
Ограничение < Евро-3 (снижение) |
Ограничение < Евро-2 (снижение) |
CO2 |
257800 |
37000 (- 86%) |
80870 (- 69%) |
CH4 |
40 |
2,1 (- 95%) |
6,8 (- 83%) |
N2O |
1780 |
4 (- 99%) |
23 (- 98,5%) |
Во втором мероприятии сравнивались выбросы парниковых газов от автотранспорта в 2017 г. и прогноза структуры парка по типу энергоустановки на 2020 г. [2]. При выполнении расчетов принималось допущение о том, что количество и структура парка подвижного состава на 2020 г. не изменится по сравнению с существующей ситуацией. На основании этих данных по методике EMEP/EEA [2] был произведён расчёт суммарного годового объёма выброса CO2 в транспортной системе Калининградской агломерации с учетом обновления парка транспортных средств региона, представленный в таблице 2.
Таблица 2. Выбросы CO2 по второму мероприятию
Масса выбросов, т |
2017 |
2020 (сокращение) |
CO2 |
1125614,9 |
996908,9 (- 11,5%) |
Предлагается в качестве третьего мероприятия по сокращению углеродного следа осуществить строительство и обустройство велодорожек протяженностью 25,6 км, проходящих по территории центральной части Калининграда (улиц: Александра Невского, Тельмана, Верхнеозерской, Дзержинского и др.) для замещения личного транспорта в последующие годы. Прогноз изменения характеристик передвижений населения Калининградской агломерации дает снижение суточного количества элементарных передвижений легкового индивидуального транспорта в пользу значительного увеличения как пассажиропотока, так и средней дальности передвижения по велосети. При реализации мероприятия 3 годовое снижение выбросов ПГ при замещении велотранспортом личного пассажирского транспорта на территории Калининграда может составить 39562 т СО2-экв.
Наиболее эффективным из предлагаемых элементом снижения выбросов ПГ является ограничение въезда в город автотранспорта категории Евро-3 и ниже, что может быть реализовано вместе с этапом строительства транспортно-пересадочных узлов.
Список литературы
COPERT Versions [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. – Электрон. текст. и граф. дан. – URL: http://www.emisia.com/utilities/copert/versions/ (дата обращения: 28.01.2019)
Trofimenko Yu.V., Komkov V.I., Grigoyeva T.Yu. Forecast of the vehicle fleet size and Structure in Russian Federation by ecological class, a type of Power installations and a fuel type for the period up to 2030 / Proceedings of the Sixth International Environmental Congress (Eighth International Scientific-Technical Conference) "Ecology and Life Protection of Industrial-Transport Complexes" ELPIT 2017. – 2017. – С. 311-326.