Доброго времени суток, Диана Олеговна! Предлагаю порассуждать на тему Вашей статьи. Меня заинтересовало утверждение - "Краткосрочная умственная деятельность вызывает учащение сердцебиения, а долговременная – замедление". По-вашему мнению, почему организм так реагирует на долговременную умственную деятельность?
Благодарю за актуальный вопрос!
На мой взгляд, организм старается "приберечь" ресурсы для продолжительной работы, так как осознание неодномоментности напряжения есть изначально, либо приходит после этапа срочной кратковременной мобилизации.
Более развернутый ответ приведен ниже.
Диана, скажите, есть ли какие-либо специфические особенности влияния умственной деятельности на системы организма человека, по сравнению, например, с физической?
Диана, ваша статья - это хороший пример, иллюстрирующий адаптивные процессы.
Небольшой комментарий, у вас в первом абзаце написано, что при интеллектуальной деятельности мозг является "работающим органом" - я прекрасно поняла, что вы имеете в виду, однако, предлагаю лингвистически это обыграть несколько по-другому. Все-таки мозг - это орган, который работает всегда, регуляторная функция - это тоже работа.
Как вы считаете, может ли интеллектуальная деятельность привести к срыву адаптации?
Анна Сергеевна, благодарю за очень точное замечание. Поправлюсь: во время интеллектуальной деятельности задействованы более активно определенные области мозга.
На мой взгляд, напряженная интеллектуальная деятельность, особенно, в сочетании с эмоциональными или чувственными переживаниями способна привести к срыву адаптации. Сама по себе умственная деятельность достаточно энергозатратна, также как и эмоциональные переживания. При наложении этих двух сфер деятельности мозга происходит сверхрасходование ресурсов, почему организм и принимает решение о сохранении имеющихся систем и остатку энергии - о срыве адаптации.
Александр Леонидович, благодарю Вас за вопрос!
С моей точки зрения, реакция на краткосрочную умственную нагрузку сопоставима со срочной адаптацией при любом краткосрочном усилии. Так, например, мы увидели нужный нам автобус на другой стороне улицы и нам надо в него попасть: учащается сердцебиение, дыхание, насыщенная кислородом кровь питает мозг, так как надо проанализировать много факторов, и к конечностям, так как надо будет совершить рывок.
Организм понимает, что это будет временным явлением: сели в автобус и можно расслабиться - организм бросает все ресурсы на мобилизацию. Также и в краткосрочной умственной деятельности: задали сложную задачку - все ресурсы к мозгу и конечностям, чтобы, например, быстро все записать чтобы ручка успевала за мыслью. Вы замечали, как порой люди начинают жестикулировать, когда им резко задают сложный вопрос?
В обоих примерах человек осознавал, что задача будет решена в короткий промежуток времени. При длительной активности включение подобного механизма адаптации нерационально: может не хватать сил для завершения начатого задания. Организм сохраняет ресурсы, расходуя их планомерно. Кроме того, увеличение интервалов между вдохами и ударами сердца позволяет лучше сосредоточиться.
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!