В современном мире, в условиях бурного развития новых технологий, механизации многих процессов производства товаров и услуг и стремительного научно-технического процесса в целом, значительна роль человека с точки зрения осуществления мыслительного процесса. С течением времени люди в силу отсутствия прямой необходимости в физическом труде всё больше осваивают умственную деятельность и целенаправленный мыслительный процесс в рамках своих профессиональных обязанностей. Особенностью интеллектуальной работы является то, что мозг в данном случае имеет не только регулирующую функцию, как при физических нагрузках, но и одновременно является работающим органом. Кроме того, в интеллектуальном труде превалирует информационный компонент, но также немаловажна и психологическая составляющая, что определяет сложность и разнообразие процессов и изменений [3, 6].
В развитии и становлении адаптационных механизмов выделяется два этапа: срочная или незавершенная адаптация, в процессе которой развивается система функциональных изменений в организме, и долговременная (этап стабильности), когда в результате количественного закрепления функциональных изменений организм приобретает новое качество, адаптируется к воздействующему фактору. Срочная адаптация переходит в долговременную при многократной активизации существующей или формирующейся в процессе системы функциональных отклонений [6].
В большей степени умственный труд задействует различные участки коры головного мозга и подкорковых образований и в первую очередь будет влиять на функционирование центральной нервной системы [2, 3, 8]. В целом, интеллектуальная работа связана с деятельностью нервных клеток головного мозга, что требует значительных затрат энергии. Как известно, для обеспечения растущих энергозатрат необходимо поступление дополнительно объема кислорода, что обеспечивается, в частности, учащением дыхания [7]. Некоторые исследования отмечают незначительное повышение показателей газообмена в процессе умственной работы [3]. При этом кислород должен быть доставлен в наиболее активные при мыслительной деятельности области головного мозга, что происходит благодаря регуляции сердечно-сосудистой системы [4]. Так, в частности, во время умеренной мышечной работы, при незначительном изменении общей величины кровоснабжения мозга, кровоток в области непосредственной работы возрастает на 50% по отношению к уровню покоя. Отметим, что велика вариативность возможных сдвигов в работе сердца и сосудов, что объясняется индивидуальными особенностями каждого организма. Специфичность особенностей реагирования могут формироваться в результате неодинаковости вовлечения психофизиологических, психологических и вегетативных систем, ответственных за адаптацию к воздействиям внешних раздражителей [6].
Также, происходит изменение показателей биоэлектрической активности головного мозга. В силу специфичности и непростой организованности психических функций, инструментальные исследования чрезвычайно сложны. Не существует общепринятых взглядов на то, каким образом головной мозг и центральная нервная система обеспечивают процесс мышления и принятия решений [8]. Организм человека, занятого умственной деятельностью, также не претерпевает изменений, поддающихся визуальной регистрации и оценке.
Как отмечалось ранее, адаптивные механизмы различны и зависят от физического развития испытуемого, его преобладающей деятельности [4, 6, 7], возраста [5], пола [2, 7], времени суток проведения исследований, а также этапа произведения тех или иных работ, предшествовавших проведениям экспериментов [1]. Краткосрочная умственная деятельность вызывает учащение сердцебиения, а долговременная – замедление [3]. Наблюдение данных явлений не всегда зависит от структуры самого теста или его продолжительности [2]. Это может быть связано, в частности, с преобладающей деятельность испытуемого или этапа его работы: основной деятельностью студентов является интеллектуальная работа [6] и при проведении исследований в середине их учебного процесса, результат будет соответствовать продолжительной умственной нагрузке. Данные исследования подтверждаются собственными наблюдениями автора: при проведении краткосрочных тестов после продолжительной мыслительной деятельности наблюдается сокращение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 7-12 единиц. Кроме того, значительным является и суточная динамика индивидуальных изменений организма: отмечается истощение адаптивных резервов (что отражается на динамике ЧСС при проведении исследования в дневное время и нормальная реактивность в ответ на нагрузки в ночное время). Отметим также возможность формирования комплекса сдвигов и адаптационных изменений при проведении систематических исследований [1], особенностях умственной работы.
Умственная деятельность, включающая в себя значительный эмоциональный компонент, определяет вовлечённость симпатико-адреномедуллярной, гипоталамо-гипофизальной и адренокортикальной систем, играющих ведущую роль в обеспечении эмоций, в систему регуляции организма [3].
Таким образом, умственная деятельность оказывает значительное влияние на организм через систему адаптивных механизмов. Она отлична от физической работы особенностями изменений нейрофизиологических и психических процессов. Многочисленные исследования подчеркивают реактивность сердечно-сосудистой системы, что определяет схожесть адаптации организма к умственным и физическим нагрузкам. При этом существуют как комплексные исследования, стремящиеся охватить весь комплекс происходящих в организме мыслящего человека изменений, так и узкоспециализированные, направленные на точный анализ специфики какого-то одного сдвига или адаптации отдельной системы организма. В последние годы наблюдается тенденция более широкого использования инструментальных методов, что определяет развитие узкоспециализированных исследований. Кроме того, отдельный интерес представляет собой работа с разными возрастными группами и отслеживание полового диморфизма адаптации к умственной деятельности.
Библиографический список:
Бобко Н.А. Влияние стресса на работу сердечно-сосудистой системы операторов преимущественно умственного труда в разное время суток и рабочей недели//Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – № 3. – С. 55-62;
Влияние различных видов информации на вероятностную нейродинамическую структуру ЭЭГ полушарий и умственную деятельность студентов/Л.Н. Гондарева, А.Б. Ивочкин, Е.В. Кологреева//Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье. – 2011. – № 2. – С. 12-15;
Гора Е.П. Экология человека: учебное пособие для вузов/Е.П. Гора. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.;
Динамика вегетативной регуляции проявления умственной деятельности у студентов с разным уровнем физической активности/
О.Б. Кузнецова, Н.П. Горбунов//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2006. – № 7-1. – С. 57-59;
Динамика функциональной межполушарной асимметрии и особенности вариабельности сердечного ритма у детей 7-8 лет в условиях информационной нагрузки/М.А. Парамонова, О.А. Ведясова, А.И. Лукина,Е.С. Карпова//Вестник СамГУ — Естественнонаучная серия. – 2013. - №3(104). –С. 168-176;
Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности/Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье,О.В. Булатова//Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. – № 1 (45). – С. 141-147;
Физиологическая стоимость как фактор результативности умственной деятельности человека/ Р.А. Зорин, М.М. Лапкин, Е.А. Трутнева,Ю.О. Митина//Доктор.Ру. – 2012. – № 10 (78). – С. 24-28;Электрофизиологические корреляты умственной деятельности человека. Вейвлет-анализ/Н.Б. Суворов, С.В. Божокин,Ю.З. Полонский//Информационно-управляющие системы. – 2012. – № 3 (58). – С. 71-76.