СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Киричатая Е.В. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Согласно статистике всемирной организации здравоохранения за последние пять лет, в России растет численность людей, страдающих психическими и психологическими заболеваниями [24]. Это может быть следствием частого психоэмоционального напряжения, что выражается в хронической усталости, стрессах, нервных срывах, неврозах и, как следствие, психических заболеваниях [10]. При психоэмоциональном напряжении происходит многоуровневая системная реакция, которая влияет на работу всех органов и системы организма. Согласно статистике, около 80% лиц молодого возраста находятся в состоянии отклонения функционирования их органов и систем от среднестатистических показателей [21]. Это происходит из-за накопления отрицательных эмоций, которые сильно влияют на самочувствие ребенка и отличаются длительным воздействием, даже после устранения раздражающего фактора. При хроническом психоэмоциональном напряжении возникает нарушение слабых участков механизма регуляции и в организме возникают вегетативные нарушения [10].

Известно, что именно младший школьный возраст является значимым периодом для ребенка, влияющим на становление эмоционального здоровья личности, что также выражается в состоянии психоэмоциональных реакций [6]. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность, что является стрессогенными факторами, вызывающими психоэмоциональное напряжение. По данным исследований, около 12% детей младшего школьного возраста имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы [11]. На психоэмоциональное состояние младшего школьника, в первую очередь, оказывает влияние среда [6]. До поступления ребенка в школу, влияние на психоэмоциональное состояние, оказывается, в основном, со стороны родителей. Однако, с поступлением школу, ребенок оказывается в новой среде – образовательной, которая также влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Поэтому в данной проблеме в обществе заинтересованы административный аппарат, родители, учителя, психологи и врачи.

В современной науке под психоэмоциональным состоянием понимают форму психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты [2; 13; 17]; эмоциональное реагирование индивида на какой-либо стимул [19] и т.д. Отметим, что в современной психологии встречается небольшое количество научных работ, посвященных изучению психоэмоционального состояния младших школьников [8; 16; 18]. Тогда как актуальные работы по психоэмоциональному состоянию учащихся начальных классов в различных типах образовательных организаций практически отсутствуют вовсе. Существует незначительное количество работ, посвящённых этой проблеме: чаще всего исследуется влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние школьников [1]; особенности психоэмоционального состояния в течение учебного года [9]; влияние мультимедийных средств и музыки на психоэмоциональное состояние младших школьников [14; 23]. Таким образом, изучение психоэмоционального состояния первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа является актуальным.

Цель исследования: сравнить психоэмоциональное состояние первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа.

Исследование психоэмоционального состояния первоклассников было проведено на базе МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1». Обследовано 147 детей (63 девочки и 84 мальчика) в возрасте 7–8 лет. Для диагностики психоэмоционального состояния была применена методика «Самочувствие. Активность. Настроение» В.А. Доскина [7].

Статистическую обработку результатов осуществляли с применением пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Описательный анализ показателей психоэмоционального состояния первоклассников проводился с помощью описательной статистики. Сравнительный анализ показателей психоэмоционального состояния первоклассников в современных образовательных организаций различного типа осуществлялся с помощью критерия U-Манна-Уитни при достоверности от p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение.

Согласно описательной статистике результатов исследования, было выявлено, что у первоклассников общеобразовательной школы и школы-интернат преобладает хорошее самочувствие (рисунок 1).

Рисунок 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем самочувствия в общеобразовательной школе и школе-интернат

Однако, в школе-интернате санаторного типа у большего количества первоклассников (68%) преобладает хорошего самочувствие, чем в общеобразовательной школе (42%). Хорошее самочувствие, согласно методике «САН», выражается в таких характеристиках, как работоспособность, отсутствие сильной усталости, ощущении себя сильным, здоровым, выносливым и бодрым [7]. Данные характеристики формируются под влиянием среды, в которой воспитывается ребенок [12]. Школа-интернат характеризуется тем, что воспитанник постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, это ведёт к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а более близкие, по типу родственных [20]. Также важно отметить, что в первых классах школы-интерната количество учащихся почти в два раза меньше, нежели в классах государственной общеобразовательной школы. Это позволяет делать вывод о более индивидуальном подходе к ученикам в школе-интернате, что влияет на их самочувствие [20].

Как показали результаты исследования, в обеих школах отмечается одинаково количество учащихся с плохим самочувствием: 37% в общеобразовательной школе и 32% в школе-интернат. Это может быть связано с тем, что первый класс – это период адаптации ребенка к новым условиям, требованиям. Как показывают исследования М.М. Безруких (2006), около 30% учащихся первоклассников физиологически и психологически адаптируются к школе лишь к концу первого полугодия [4]. Так, учителям рекомендуется обратить особое внимание на таких детей, а также стараться использовать на четвёртых уроках не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Психологам рекомендуется отслеживать уровень психологической адаптации детей в течение учебного года.

Важно отметить, что у первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа отмечается в большинстве случаев хорошее настроение (рисунок 2).

Рисунок 2 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем настроения в общеобразовательной школе и школе-интернат

Показатель «настроение» в проведенной методике выражается в различных характеристиках эмоционального состояния (веселый-грустный; счастливый-несчастный; жизнерадостный-мрачный; радостный-печальный; оптимистичный-пессимистичный; полный надежд-разочарованный; довольный-недовольный). Согласно результатам, частота встречаемости количества первоклассников школы-интерната (63%) с хорошим настроением встречается чаще, чем у учеников первых классов общеобразовательной школы (49%). Настроение у первоклассников тесно связано с уровнем адаптации к школе [3]. В школе-интернате дети совместно не только обучаются, но проживают, что способствует лучшей адаптации, эмоциональной стабильности, защищённости, когда группа сверстников выступает как аналог семьи [20].

Нами выявлено, что в обеих школах отмечается одинаково количество учащихся с плохим настроением: 38% в общеобразовательной школе и 33% в школе-интернат. Мы предположили, что плохое настроение также может быть связано с социальной и психологической дезадаптацией первоклассников [5]. Поэтому родителям важно обращать внимание на эмоциональное состояние своих детей, беседовать с ними, выявлять причины плохого настроения.

Проведенное нами исследование позволило выявить, что большинство первоклассников (62% в общеобразовательной школе и 79% в школе-интернат) имеют высокий уровень активности. Количество активных учащихся в школе-интернат больше, чем в общеобразовательной школе, в то время как малоактивных меньше (рисунок 3).

Рисунок 3 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем активности в общеобразовательной школе и школе-интернат

Активность выражается как подвижность, скорость и темп протекания различных психических функций [7]. Высокая активность воспитанников, обучающихся в школе-интернате, может быть обусловлена большим разнообразием деятельности, связанным с более индивидуальным подходом к учащимся и, как следствие, их развитием активности и самостоятельности. В школах, где в классе учится много учеников, учителю не хватает времени на то, чтобы отследить инициативность каждого ученика, проявить индивидуальный подход, поэтому дети могут быть менее активными [15]. У учащихся с низкой активностью могут возникнуть трудности, связанные с учебной деятельностью: потеря интереса к учебе, безынициативность, отсутствие творческой направленности и самостоятельности и т.д. [15]. Так, учителям рекомендуется стараться поощрять активность учеников, поддерживать интерес к учебной деятельности, использовать разнообразные виды и формы деятельности во время уроков.

Как показали результаты сравнительного анализа показателей психоэмоционального состояния первоклассников в современных образовательных организаций различного типа, между учениками общеобразовательной школы и школы-интерната санаторного типа существует значимое различие по показателю «активность» (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты сравнительного анализа показателей психоэмоционального состояния первоклассников в современных образовательных организаций различного типа

Показатели психоэмоцио-нального состояния

Ранги показателей

психоэмоционального состояния

Критерий U-Манна Уитни

Достоверность (р)

Общеобразовательная школа

Школа санаторного типа

Самочувствие

72,47

80,81

1436

0,357

Настроение

73,23

77,43

1527,5

0,643

Активность

62,39

125,59

227

0,000

Из приведенных данных становится очевидным, что наиболее значимым показателем психоэмоционального состояния, отличающим детей общеобразовательной школы и школы санаторного типа, является «активность». Учащиеся санаторной школы достоверно более активны, чем ученики общеобразовательной школы. Это говорит о том, что в школах существует существенное отличие в разнообразных видах деятельности, индивидуальных подходах к обучающимся и, как следствие, их развития активности и самостоятельности.

Выводы.

1. Установлена значимость формирования психоэмоционального состояния младших школьников в зависимости от типа учебного заведения.

2. Показано, что наиболее благоприятное психоэмоциональное состояние отмечается у детей санаторной школы интернат, чем общеобразовательной школы.

3. Наиболее значимым показателем психоэмоционального состояния, отличающим детей общеобразовательной школы и школы санаторного типа, является «активность». Учащиеся санаторной школы достоверно более активны, чем ученики общеобразовательной школы.

Заключение

По всем исследуемым показателям психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение и активность), в санаторной школе-интернате у большего количества учеников психоэмоциональное состояние в норме, нежели у учеников общеобразовательной школы. Санаторная школа-интернат имеет ряд отличительных характеристик: количество воспитанников в группе намного меньше, чем в классах общеобразовательных школ; воспитанник постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, это ведёт к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а более близкие, по типу родственных; режим дня для воспитанников санаторной школы-интерната предусматривает более длительное пребывание на открытом воздухе (помимо прогулок на свежем воздухе проводятся перемены, некоторые уроки или кружки); физические нагрузки рассматриваются как средство профилактики и восстановления функций отдельных систем и всего организма в целом [20; 22]. Так, можно рекомендовать изучать психоэмоциональное состояние первоклассника, учитывать данные характеристики при организации образовательного процесса в общеобразовательных школах, чтобы своевременно предупредить эмоциональную дезадаптацию в школе.

Список литературы:

1. Аршинская Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №4. – С. 15-24.

2. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – №4. – С. 23-28.

3. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – №1. – С. 7-12.

4. Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. – 2006. – №3. – С. 5-8.

5. Березняк Е.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников с различным уровнем произвольной регуляции // Вестник СПбГУ. – 2014. – №12. – С. 18-26.

6. Владимирова М.В. К проблеме эмоционального здоровья младшего школьника // Международный студенческий научный вестник. – 2013. – №4. – С. 37-41.

7. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие / Под ред. М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 64 с.

8. Жулина Г.Н., Кулишова Н.В. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников // Творческий научный обозреватель. – 2016. – №5. – С. 16-25.

9. Зорина И.Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Российский педиатрический журнал. – 2013. – №2. – С. 47-50.

10. Кузнецова Н.С., Жаркова И.В., Кабирова М.Ф. и др. Психоэмоциональное состояние лиц молодого возраста со стоматологической и соматической патологией // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С. 76-83.

11. Куликова Т.И. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Концепт. – 2017. – №7. – С. 1-5.

12. Курбанова А.Б. Условия влияния педагогической поддержки на свободное развитие младших школьников // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – №6. – С. 51-64.

13. Петровский А.В. Психология и время. – СПб.: «Питер», 2006. – 368 с.

14. Пупышева А.В. Результаты внедрения методики педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников средствами музыки в условиях общеобразовательной школы // Вестик МГУ. – 2013. – №4. – С. 48-53.

15. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы // Траектория науки. – 2016. – №12. – С. 16-20.

16. Рябухина Д.А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации // Символ науки. – 2016. – №11. – С. 183-187.

17. Самадова М.Ф. Психоэмоциональное состояние специалиста по социальной работе как показатель эффективности деятельности // Academy. – 2018. – №6. – С. 87-92.

18. Сергеева Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Концепт. – 2017. – Т.34. – С. 62-70.

19. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. – 2014. – №1. – С. 1-13.

20. Соломатина С. Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – №12. – С. 168-171.

21. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. – Москва: Медицина, 2010. – 232 с.

22. Сурнина Т.В. Оздоровительная школа-интернат как воспитательная организация // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – №14. – С. 10-15.

23. Тимошкина Н.В. Влияние мультимедийных технологий обучения на психоэмоциональное состояние младших школьников // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – №4. – С. 16-19.

24. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/en (дата обращения: 11.12.2018).

Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № РФФИ № 19-013-00348 (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа»

Просмотров работы: 62