Введение.
Согласно статистике всемирной организации здравоохранения за последние пять лет, в России растет численность людей, страдающих психическими и психологическими заболеваниями [24]. Это может быть следствием частого психоэмоционального напряжения, что выражается в хронической усталости, стрессах, нервных срывах, неврозах и, как следствие, психических заболеваниях [10]. При психоэмоциональном напряжении происходит многоуровневая системная реакция, которая влияет на работу всех органов и системы организма. Согласно статистике, около 80% лиц молодого возраста находятся в состоянии отклонения функционирования их органов и систем от среднестатистических показателей [21]. Это происходит из-за накопления отрицательных эмоций, которые сильно влияют на самочувствие ребенка и отличаются длительным воздействием, даже после устранения раздражающего фактора. При хроническом психоэмоциональном напряжении возникает нарушение слабых участков механизма регуляции и в организме возникают вегетативные нарушения [10].
Известно, что именно младший школьный возраст является значимым периодом для ребенка, влияющим на становление эмоционального здоровья личности, что также выражается в состоянии психоэмоциональных реакций [6]. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность, что является стрессогенными факторами, вызывающими психоэмоциональное напряжение. По данным исследований, около 12% детей младшего школьного возраста имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы [11]. На психоэмоциональное состояние младшего школьника, в первую очередь, оказывает влияние среда [6]. До поступления ребенка в школу, влияние на психоэмоциональное состояние, оказывается, в основном, со стороны родителей. Однако, с поступлением школу, ребенок оказывается в новой среде – образовательной, которая также влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Поэтому в данной проблеме в обществе заинтересованы административный аппарат, родители, учителя, психологи и врачи.
В современной науке под психоэмоциональным состоянием понимают форму психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты [2; 13; 17]; эмоциональное реагирование индивида на какой-либо стимул [19] и т.д. Отметим, что в современной психологии встречается небольшое количество научных работ, посвященных изучению психоэмоционального состояния младших школьников [8; 16; 18]. Тогда как актуальные работы по психоэмоциональному состоянию учащихся начальных классов в различных типах образовательных организаций практически отсутствуют вовсе. Существует незначительное количество работ, посвящённых этой проблеме: чаще всего исследуется влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние школьников [1]; особенности психоэмоционального состояния в течение учебного года [9]; влияние мультимедийных средств и музыки на психоэмоциональное состояние младших школьников [14; 23]. Таким образом, изучение психоэмоционального состояния первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа является актуальным.
Цель исследования: сравнить психоэмоциональное состояние первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа.
Исследование психоэмоционального состояния первоклассников было проведено на базе МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1». Обследовано 147 детей (63 девочки и 84 мальчика) в возрасте 7–8 лет. Для диагностики психоэмоционального состояния была применена методика «Самочувствие. Активность. Настроение» В.А. Доскина [7].
Статистическую обработку результатов осуществляли с применением пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Описательный анализ показателей психоэмоционального состояния первоклассников проводился с помощью описательной статистики. Сравнительный анализ показателей психоэмоционального состояния первоклассников в современных образовательных организаций различного типа осуществлялся с помощью критерия U-Манна-Уитни при достоверности от p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение.
Согласно описательной статистике результатов исследования, было выявлено, что у первоклассников общеобразовательной школы и школы-интернат преобладает хорошее самочувствие (рисунок 1).
Рисунок 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем самочувствия в общеобразовательной школе и школе-интернат
Однако, в школе-интернате санаторного типа у большего количества первоклассников (68%) преобладает хорошего самочувствие, чем в общеобразовательной школе (42%). Хорошее самочувствие, согласно методике «САН», выражается в таких характеристиках, как работоспособность, отсутствие сильной усталости, ощущении себя сильным, здоровым, выносливым и бодрым [7]. Данные характеристики формируются под влиянием среды, в которой воспитывается ребенок [12]. Школа-интернат характеризуется тем, что воспитанник постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, это ведёт к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а более близкие, по типу родственных [20]. Также важно отметить, что в первых классах школы-интерната количество учащихся почти в два раза меньше, нежели в классах государственной общеобразовательной школы. Это позволяет делать вывод о более индивидуальном подходе к ученикам в школе-интернате, что влияет на их самочувствие [20].
Как показали результаты исследования, в обеих школах отмечается одинаково количество учащихся с плохим самочувствием: 37% в общеобразовательной школе и 32% в школе-интернат. Это может быть связано с тем, что первый класс – это период адаптации ребенка к новым условиям, требованиям. Как показывают исследования М.М. Безруких (2006), около 30% учащихся первоклассников физиологически и психологически адаптируются к школе лишь к концу первого полугодия [4]. Так, учителям рекомендуется обратить особое внимание на таких детей, а также стараться использовать на четвёртых уроках не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Психологам рекомендуется отслеживать уровень психологической адаптации детей в течение учебного года.
Важно отметить, что у первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа отмечается в большинстве случаев хорошее настроение (рисунок 2).
Рисунок 2 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем настроения в общеобразовательной школе и школе-интернат
Показатель «настроение» в проведенной методике выражается в различных характеристиках эмоционального состояния (веселый-грустный; счастливый-несчастный; жизнерадостный-мрачный; радостный-печальный; оптимистичный-пессимистичный; полный надежд-разочарованный; довольный-недовольный). Согласно результатам, частота встречаемости количества первоклассников школы-интерната (63%) с хорошим настроением встречается чаще, чем у учеников первых классов общеобразовательной школы (49%). Настроение у первоклассников тесно связано с уровнем адаптации к школе [3]. В школе-интернате дети совместно не только обучаются, но проживают, что способствует лучшей адаптации, эмоциональной стабильности, защищённости, когда группа сверстников выступает как аналог семьи [20].
Нами выявлено, что в обеих школах отмечается одинаково количество учащихся с плохим настроением: 38% в общеобразовательной школе и 33% в школе-интернат. Мы предположили, что плохое настроение также может быть связано с социальной и психологической дезадаптацией первоклассников [5]. Поэтому родителям важно обращать внимание на эмоциональное состояние своих детей, беседовать с ними, выявлять причины плохого настроения.
Проведенное нами исследование позволило выявить, что большинство первоклассников (62% в общеобразовательной школе и 79% в школе-интернат) имеют высокий уровень активности. Количество активных учащихся в школе-интернат больше, чем в общеобразовательной школе, в то время как малоактивных меньше (рисунок 3).
Рисунок 3 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем активности в общеобразовательной школе и школе-интернат
Активность выражается как подвижность, скорость и темп протекания различных психических функций [7]. Высокая активность воспитанников, обучающихся в школе-интернате, может быть обусловлена большим разнообразием деятельности, связанным с более индивидуальным подходом к учащимся и, как следствие, их развитием активности и самостоятельности. В школах, где в классе учится много учеников, учителю не хватает времени на то, чтобы отследить инициативность каждого ученика, проявить индивидуальный подход, поэтому дети могут быть менее активными [15]. У учащихся с низкой активностью могут возникнуть трудности, связанные с учебной деятельностью: потеря интереса к учебе, безынициативность, отсутствие творческой направленности и самостоятельности и т.д. [15]. Так, учителям рекомендуется стараться поощрять активность учеников, поддерживать интерес к учебной деятельности, использовать разнообразные виды и формы деятельности во время уроков.
Как показали результаты сравнительного анализа показателей психоэмоционального состояния первоклассников в современных образовательных организаций различного типа, между учениками общеобразовательной школы и школы-интерната санаторного типа существует значимое различие по показателю «активность» (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты сравнительного анализа показателей психоэмоционального состояния первоклассников в современных образовательных организаций различного типа
Показатели психоэмоцио-нального состояния |
Ранги показателей психоэмоционального состояния |
Критерий U-Манна Уитни |
Достоверность (р) |
||
Общеобразовательная школа |
Школа санаторного типа |
||||
Самочувствие |
72,47 |
80,81 |
1436 |
0,357 |
|
Настроение |
73,23 |
77,43 |
1527,5 |
0,643 |
|
Активность |
62,39 |
125,59 |
227 |
0,000 |
Из приведенных данных становится очевидным, что наиболее значимым показателем психоэмоционального состояния, отличающим детей общеобразовательной школы и школы санаторного типа, является «активность». Учащиеся санаторной школы достоверно более активны, чем ученики общеобразовательной школы. Это говорит о том, что в школах существует существенное отличие в разнообразных видах деятельности, индивидуальных подходах к обучающимся и, как следствие, их развития активности и самостоятельности.
Выводы.
1. Установлена значимость формирования психоэмоционального состояния младших школьников в зависимости от типа учебного заведения.
2. Показано, что наиболее благоприятное психоэмоциональное состояние отмечается у детей санаторной школы интернат, чем общеобразовательной школы.
3. Наиболее значимым показателем психоэмоционального состояния, отличающим детей общеобразовательной школы и школы санаторного типа, является «активность». Учащиеся санаторной школы достоверно более активны, чем ученики общеобразовательной школы.
Заключение
По всем исследуемым показателям психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение и активность), в санаторной школе-интернате у большего количества учеников психоэмоциональное состояние в норме, нежели у учеников общеобразовательной школы. Санаторная школа-интернат имеет ряд отличительных характеристик: количество воспитанников в группе намного меньше, чем в классах общеобразовательных школ; воспитанник постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, это ведёт к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а более близкие, по типу родственных; режим дня для воспитанников санаторной школы-интерната предусматривает более длительное пребывание на открытом воздухе (помимо прогулок на свежем воздухе проводятся перемены, некоторые уроки или кружки); физические нагрузки рассматриваются как средство профилактики и восстановления функций отдельных систем и всего организма в целом [20; 22]. Так, можно рекомендовать изучать психоэмоциональное состояние первоклассника, учитывать данные характеристики при организации образовательного процесса в общеобразовательных школах, чтобы своевременно предупредить эмоциональную дезадаптацию в школе.
Список литературы:
1. Аршинская Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №4. – С. 15-24.
2. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – №4. – С. 23-28.
3. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – №1. – С. 7-12.
4. Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. – 2006. – №3. – С. 5-8.
5. Березняк Е.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников с различным уровнем произвольной регуляции // Вестник СПбГУ. – 2014. – №12. – С. 18-26.
6. Владимирова М.В. К проблеме эмоционального здоровья младшего школьника // Международный студенческий научный вестник. – 2013. – №4. – С. 37-41.
7. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие / Под ред. М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 64 с.
8. Жулина Г.Н., Кулишова Н.В. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников // Творческий научный обозреватель. – 2016. – №5. – С. 16-25.
9. Зорина И.Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Российский педиатрический журнал. – 2013. – №2. – С. 47-50.
10. Кузнецова Н.С., Жаркова И.В., Кабирова М.Ф. и др. Психоэмоциональное состояние лиц молодого возраста со стоматологической и соматической патологией // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С. 76-83.
11. Куликова Т.И. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Концепт. – 2017. – №7. – С. 1-5.
12. Курбанова А.Б. Условия влияния педагогической поддержки на свободное развитие младших школьников // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – №6. – С. 51-64.
13. Петровский А.В. Психология и время. – СПб.: «Питер», 2006. – 368 с.
14. Пупышева А.В. Результаты внедрения методики педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников средствами музыки в условиях общеобразовательной школы // Вестик МГУ. – 2013. – №4. – С. 48-53.
15. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы // Траектория науки. – 2016. – №12. – С. 16-20.
16. Рябухина Д.А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации // Символ науки. – 2016. – №11. – С. 183-187.
17. Самадова М.Ф. Психоэмоциональное состояние специалиста по социальной работе как показатель эффективности деятельности // Academy. – 2018. – №6. – С. 87-92.
18. Сергеева Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Концепт. – 2017. – Т.34. – С. 62-70.
19. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. – 2014. – №1. – С. 1-13.
20. Соломатина С. Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – №12. – С. 168-171.
21. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. – Москва: Медицина, 2010. – 232 с.
22. Сурнина Т.В. Оздоровительная школа-интернат как воспитательная организация // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – №14. – С. 10-15.
23. Тимошкина Н.В. Влияние мультимедийных технологий обучения на психоэмоциональное состояние младших школьников // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – №4. – С. 16-19.
24. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/en (дата обращения: 11.12.2018).
Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № РФФИ № 19-013-00348 (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа»