ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Орешкина В.И. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека. Дети старшего дошкольного возраста имеют определенные особенности развития. В данном возрасте дети стремятся познать себя и других людей, постепенно начиная осознавать взаимосвязи социального мира и взаимоотношения людей [1, с.47-50].

Как отмечает Л. С. Выготский, к пяти годам дети уже обладают определенным запасом представлений об окружающем мире, которые они получили, благодаря своей познавательной активности. У детей данного возраста улучшается устойчивость памяти. Внимание также становится устойчивым и произвольным. Через накопление детьми социального опыта, взаимодействие со взрослыми и правильно организованный процесс обучения и воспитания у детей формируются представления о малой Родине.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о малой Родине используются методы и средства нравственного воспитания.

Эффективными средствами формирования представлений о малой Родине являются: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, природа родного края, деятельность детей, общение, а также созданная вокруг ребенка среда (атмосфера).

Художественная литература, музыка, изобразительное искусство способствуют эмоциональной окрашенности формируемых представлений, так как дети очень впечатлительны. Природа родного края помогает приобщить ребенка к окружающему миру, почувствовать свою сопричастность. В процессе взаимодействия с природой дети знакомятся с ее особенностями, учатся ухаживать за ней.

В деятельности детей выражаются уже приобретенные представления о малой Родине: дети передают в игре характерные особенности своего края, в художественной деятельности изображают то, что произвело впечатление, в труде дети отражают умения ухаживать за природой и охранять ее. В игре происходит воспитание определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. В процессе игры ребенок приобщается к событиям современности [2, с.187-188].

Через общение и окружающую среду дети получают представления, связанные с ближайшим окружением, историей родного края и своей семьи.

Также эффективным средством формирования представлений о малой Родине может послужить фольклор, как одно из средств патриотического воспитания. В фольклоре отражаются чувства любви и привязанности народа к родной земле, культуре [2, с.185].

Для формирования представлений о малой Родине используются следующие формы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, организация продуктивной деятельности и др. [3, с.70].

В.И. Логинова предлагает использовать в работе с детьми определенные методы, которые она объединяет в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание) [4, с.38].

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в различных нормативных документах Российской Федерации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") в пункте 2.6 познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [5].

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493) одной из задач является углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов[6].

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р) говорится о том, что патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания[7].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) в статье 64 «Дошкольное образование» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности [8].

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста происходит в рамках реализации комплексных и парциальных вариативных образовательных программ дошкольного образования интегрировано по всем областям.

На сайте Федерального института развития образования представлены вариативные образовательные программы дошкольного образования: «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», «Я – человек», «Детский сад 2100» и др.

Так как формирование представлений о малой Родине происходит в рамках патриотического воспитания, в приведенных в пример программах можно выделить существенные компоненты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Я-человек» под редакцией С.А. Козловой направлена на социальное развитие детей дошкольного возраста. В разделе программы «Земля – наш общий дом» ставится цель воспитания чувства патриотизма. В подразделе «Твоя страна, твой народ» предполагается, что дети должны знать свой адрес, своё место жительства, своё село: почему оно так называется, почему так названы улицы, чем знаменито, какие известные люди жили или живут сейчас, какое село было раньше, какое будет в будущем [9].

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой патриотическое воспитание раскрывается очень подробно. Патриотическая направленность программы является одной из особенностей программы, так как уделяется большое внимание воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим [10].

В разделе программы «Ознакомление с социальным миром» в образовательной области «Познавательное развитие» ставится задача формирования представлений о малой Родине: расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край[10].

В программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой в рамках образовательной области «Познавательное развитие» у детей старшего дошкольного возраста задачами по формированию представлений о малой Родине являются следующие:

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).

Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города [11].

В программе «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой в рамках области «Познавательное развитие», начиная с пятого года жизни, ставятся задачи по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. В процессе реализации данной задачи педагог начинает знакомить детей с их малой Родиной, достопримечательностями того места, где они живут: небольшими музеями, красивыми зданиями, памятниками (литературным героям, животным и т.п.) и др.; обсуждает с детьми, какие праздники празднуются в разное время года; объясняет, как к ним нужно готовиться, какие традиции существуют. На шестом году жизни в программе продолжает решаться задача по формированию представлений о малой Родине и Отечестве. Однако, работа педагога становится обширнее: воспитатель начинает знакомить детей с историческим прошлым Родины: представляет в разных формах несколько наиболее ярких и важных событий из ее истории, которые могут запомниться детям,обсуждает с детьми некоторые важные общественные события, о которых говорят все вокруг (например, празднование определенной исторической даты, проведение спортивных соревнований, день города и т.п.). При этом воспитатель организует деятельность детей так, чтобы они чувствовали сопричастность происходящему (рисовали, организовывали свои соревнования, сочиняли истории, устраивали парад или карнавал — в зависимости от содержания и характера события)[12].

В программе «Детский сад 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, в разделе социально-коммуникативное развитие предполагается, что познавательно-исследовательская деятельность детей может быть связана с решением задач по формированию у ребёнка элементарных представлений о семье, малой Родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; элементарные представления о государстве [13].

Таким образом, проведя анализ нормативных документов и программ дошкольного образования, можно сделать вывод, что процесс формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста связан с формированием представлений о населенном пункте, в котором проживает ребенок, знакомством с достопримечательностями данного места, традициями и праздниками малой Родины, а также связан с чувствами гордости и уважения к малой Родине.

Список использованной литературы:

Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер. – 2016. – С. 464.

Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадринск. – Шадр. гос. пед. инс-т. – 2-е изд., испр. и доп. – 2011. – С. 217.

Шаламова, Е.И. Патриотическое воспитание [Текст]/Е.И. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. - №6.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2010. –С. 416.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/6261

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. №1493 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102425098&backlink=1&&nd=102388353

Приказ Минобрнауки России от 17.02.2017г. №162 «Об утверждении качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/9557

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/2974

Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2010. – С.160.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – С. 336.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – С. 528.

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамонова. – М.: ТЦ «Сфера». - 2014. – С. 161.

Детский сад 2100: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Р.Н. Бунеева. – М.: Баласс. - 2016. – С. 528.

Просмотров работы: 661