Актуальность. Актуальность данной работы обусловлена значимостью изучения развития формирования турпродукта в условиях экономики впечатлений с помощью нейромаркетинга.
Индустрия туризма непрерывным образом осваивает уход от массового туризма благодаря развитию современных технологий и средств коммуникации, которые позволяют значительным образом перестроить её. Переход к инновационным формам туристского продукта в новых условиях экономики впечатлений и цифровизации в туризме обуславливается одними из главных тенденций в современном туризме. Это в первую очередь использование информационно-коммуникационных технологий и использование уникального местного туристического потенциала.
В современном мире, который насыщен однообразными услугами и товарами, постановка впечатлений дает самые большие возможности для создания ценности. Впервые в 1999 г. американскими маркетологами Джеймсом Гилмором и Б. Джозефом Пайном II был употреблен термин «экономика впечатлений» в книге «Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена». Авторы доказали, что в настоящее время приходит четвертая фаза в виде экономики впечатлений на смену первым трем стадиям развития мировой экономики, это сырьевая, товарная экономика и экономика услуг. Они раскрыли суть экономики впечатлений, которая ориентирована на ощущения потребителя. Авторы в контексте этой экономики предлагают компаниям стать «режиссерами впечатлений», а клиентам - «зрителями» или «гостями». Принципы успешной постановки впечатлений и театральные приемы, к которым может прибегать компания так же рассмотрены в работе [2].
В потребности пополнении своего опыта путешествий новыми эмоциями и впечатлениями испытывают абсолютно все современные категории туристов. Поэтому требуется выводить на совершенно новый уровень создание турпродукта в современных условиях. Повысить ценность своего экономического предложения компаниям призваны помочь в деятельности по разработке туров постановка впечатлений, массовая персонализация любого экономического предложения или же курирование трансформаций. Стремление удовлетворить ожидание потребителя, по мнению доктора У. Эдвардса Деминга, это самое малое, что может сделать компания. [4]. К сожалению, на сегодняшний день чтобы удержать клиента этого уже не достаточно. Теперь правилом грамотного маркетинга следует руководствоваться профессионалам турбизнеса. Согласно правилу, производителя запоминает потребитель лишь в двух случаях, если им поставили очень хороший товар, либо плохой. Ожидаемый, средний уровень качества не оставляет особых следов в умах потребителей. Чтобы потребитель восторгался, компания должна стремиться к тому, чтобы предоставить ему даже больше того, чем он мог ожидать [1]. В современном мире очень много техник продвижений, но многие из них очень затратны и в большинстве случаев неэффективны. Чтобы создать действительно действенный продукт, возможно, обратиться к нейромаркетингу, ведь к нему обращаются при создании и продвижении нового продукта. Он помогает с научной точностью определить, какой цвет, образ, звук, слово, запах и вкус оказывает максимальное воздействие на подсознание и привлекает целевую аудиторию. Этот метод менее затратен, но более эффективен, так как позволяет посмотреть на потребителя со стороны когнитивной психологии и нейрофизиологии.
Целью нейромаркетинга является понимание истинной реакции потребителя на определенные маркетинговые раздражители, которые помогают разрабатывать максимально эффективные рекламные коммуникации на основе полученных данных. В отличие от фокус-групп, анкетирования и опросов, в которых люди далеко не всегда честны в своих ответах, по причине чувства социального давления, методы исследования в нейромаркетинге зрят прямо в мозг человека. Нейромаркетинг использует в своих целях методы нейронауки. К ним можно отнести измерение гальванической реакции кожи, окулографию, электромиографию, анализ частоты сердечных сокращений и давления. То есть, проще говоря, как на те или иные раздражители реагирует тело и мозг человека. Электрическую активность мозга инструменты фиксируют, отмечают и контролируют изменение неврологической функции, происходящее в течение миллисекунд. Инструменты, устанавливающие метаболическую активность мозга, помогают обеспечить высокую степень пространственных измерений, которые позволяют выявить активность в определенных структурах мозга, как правило, с точностью до миллиметров (функциональная магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография) [3]. Так же, возможно использование инструментов разных групп одновременно для получения более точных данных.
Таким образом, нейромаркетинг будет являться неотъемлемой частью экономики впечатлений, ведь он более эффективный и менее затратный, что в современном мире позволит еще более успешно развиваться туристической индустрии. Благодаря нейромаркетингу есть возможность выявить какие эмоции вызывает тот или иной турпродукт, созданный для того чтобы удовлетворить и оставить приятные впечатления у туриста.
Список литературы
1. Ермилова Д.В., Сеселкин А.И. Экономика впечатлений и туризм в обществе мечты // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015.
2. Пайн Д.Б., Гилмор Х.Д. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / Д.Б. Пайн, Х.Д. Гилмор. - М.: Вильямс, 2005. - 304 с.
3. S. Aishwarya and Dr. K. Malik Ali. Neuromarketing and neuroethics -an emerging trend on evaluation of emotional responses of consumers to marketing stimuli // International Journal of Innovative Research in Management Studies (IJIRMS). 2017. Т. 1, N12. P. 27-30.
4. Гаврилова С. Модель Кано // KlubOK.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klubok.net/ reviews234.html (дата обращения: 13.02.2018 г.).