СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОО

Кроитору С.Ю. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновации являются неотделимой частью современности. Век развития новых технологий не мог не отразиться и на образовательной системе.

Огромное количество исследований и переосмысление образовательной деятельности как инструмента подготовки нового поколения к реализации в жизненном пространстве привело к пересмотру, как целей самой образовательной системы, так и средств их реализации.

Модернизация образовательной системы требует от педагогических работников соответствия и постоянного развития их созидательного потенциала. Педагогический коллектив ДОО имеет большое влияние на становление личности воспитанников, так как способность воспитателей к инновационной деятельности сегодня считается одной из наиболее важных педагогических характеристик.

По определению педагогического терминологического словаря, инновационный потенциал— это описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов.

Тогда как инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.

Инновация – это новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо).

Еще одним подходом к пониманию сущности инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка.

В области образования существует также множество мнений относительно того, чем является инновационный потенциал.

Педагогический терминологический словарь объясняет инновационный педагогический потенциал как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и это привело к существованию разных подходов к определению данного понятия.

Современный словарь по педагогике так трактует термин «педагогическая инновация»: нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Из этого следует, что для инновационного потенциала конкретного педагога не является категоричным создание новшества в своей профессиональной деятельности. Новаторский потенциал может и часто сводится к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, подходе к ней.

Развитие современной системы дошкольного образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально - педагогических условиях. Одной из главных задач методических служб в настоящий момент является развитие у педагогов способностей к инновационной деятельности. Инновации в дошкольном образовании понимаются в широком смысле как внесение нового, совершенствование и улучшение существующего. Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определённого этапа, новшество может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому педагогу нужно постоянно следить за нововведениями в образовании и осуществлять инновационную деятельность. Наука и практика нововведений уже накопили определённый опыт и категориальные понятия. Рассмотрим некоторые из них. Новация трактуется как впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытое, недостаточно знакомое или малоизвестное продуктивное введение изменений в систему или её структуру, способствующих кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в качественно новое. Модернизация предусматривает видоизменение с целью преобразования обновляемого процесса. Модификация – видоизменение с целью преобразования обновляемого процесса. Инновация трактуется как новое в определённом виде деятельности. Инновационный процесс представляет собой сложное динамическое новообразование. Инновационный процесс начинается с идеи и состоит из генезиса инновации, деятельностной и содержательной инновации, организационно - управленческой инновации и жизненно - личностного роста. Категория «новшество» связана с новыми средствами, методами, технологиями, программами. Новшество должно гарантировать максимальный результат нововведения при минимальной затрате средств в оптимальном режиме реализации. Однако необходимо осознавать, что новшество как создание нового явления, изобретения или метода может приносить не только положительные результаты, но и нежелательные последствия. Поэтому при нововведении очень важен не только высокий уровень новшества, но и экспериментальная проверка гипотез, технологий и социальная значимость нового продукта.

М.В.Кларин, характеризуя инновации, выделяет понятие «инновационное обучение». Это процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (образования), помимо поддержания существующих традиций, стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Анализ инновационных процессов свидетельствует о том, что большинство из них, не являются таковыми, так как основываются на уже освоенных парадигмах, расширяя в основном содержательный ряд; педагоги не проходят обучение у авторов, а осваивают новшество самостоятельно, привнося в образовательный процесс некоторую новизну содержания. Следовательно, необходимо определить, что является нововведением в нашем случае и условия, необходимые для качественного осуществления инновационного процесса в дошкольном учреждении. Готовность к инновационной деятельности можно рассматривать с нескольких позиций: профессиональные качества педагога, которые могут обеспечить положительный результат; мотивационная готовность, которая заставляет педагогов прилагать усилия, связанные с изменением системы, подходов, традиций и т.д. В.М. Лизинский выделяет несколько видов готовностей: предметную, психологическую, педагогическую, методическую, общекультурную и эмоционально-нравственную. Выделенные позиции, на наш взгляд, являются неполной характеристикой готовности педагога к инновационной деятельности. Мы считаем необходимым дополнить их такой позицией как мотивационная готовность, и расширить общекультурную готовность такими параметрами, как знание и владение этическими нормами и правилами. На наш взгляд, при подготовке педагогического коллектива к инновационной деятельности должен быть соблюден ряд условий, так как в большинстве случаев внедрение нововведений и подготовка педагогического коллектива осуществляется одновременно.

Ряд авторов, таких как П. И.Третьяков, К.Ю.Белая, противопоставляют процессы развития и функционирования, не рассматривая инновации в логике прохождения жизненного цикла. Такая позиция влечёт за собой формирование у педагогов представления, что апробация и является внедрением, а отработка внедряемой системы, достижение качества образовательного процесса выходят на второй план. И как только новшество освоено, для того чтобы постоянно поддерживать работу дошкольного учреждения в инновационном режиме, педагоги пытаются осваивать всё новые и новые системы, технологии, методы ит.д.

Таким образом, необходимо заметить, что нарушение циклического характера инновационного процесса, то есть исключение достаточно длительного использования новшества, не позволяет перевести образовательный процесс в режим функционирования — длительного использования освоенного материала и достичь стойких положительных результатов.

Список литературы

Гребенюк, О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для ст-тов выс.учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004

Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности Украины /М. Данько // Экономист. – 1999. – №10. – С. 26-32.

Емельянов, С. Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона / С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская // Инновации. – 2006. – №2. – С. 20-32

Просмотров работы: 20