Многие ученики средней и старшей школы на определённых этапах изучения химической науки испытывают трудности с усвоением материала. И эти трудности возникают уже в конце восьмого начале девятого класса, когда понимание химических процессов требует визуального и практического закрепления.
Во многих школах практические, или называемые иначе лабораторные работы, не считается нужным проводить ввиду каких-либо причин, например, недостаток демонстрационного материала, или необходимость в пополнении оборудования и реактивов. Также объективной причиной может служить недостаток рабочих часов в непрофильных школах, например, один урок в неделю. Преподаватели вынуждены корректировать план обучения, убрав часы, отведённые на лабораторные работы, тем самым, увеличив количество часов на изучение теоретического материала. Чаще всего это может возникать из-за направленности обучения учеников на успешную сдачу экзаменов, но и в этом случае на экзамене по химии в девятом классе возникают затруднения в 22(C3) задании ОГЭ, где и нужно описать проводимые реакции.
Необходимость в раннем возрасте принимать решение, какие предметы в школе изучать углублённо, а какие обходить стороной. Поэтому считается, именно советское школьное образование формировало интеллектуальный образ, давало тот базовый, необходимый пласт материала, который позволял занять практически любую нишу в обществе.
Если говорить о проблемах преподавания химии, то они в основном вытекают из общих проблем. Как и в других предметах, мало хороших учебников. Но теперь есть свобода выбора учебника и много информации. Хороший преподаватель может выбирать её из Интернета, разных источников информации. Например, в журнале «Потенциал. Химия. Биология. Медицина» составители олимпиадных задач приводят их решения, содержится много материала по профильному образованию. На сайте химического факультета МГУ много справочного и обучающего материала. Да, у нас мало учителей, способных все это аккумулировать. Их можно пересчитать по пальцам, но они есть. Вокруг таких учителей организуются неявные кластеры, они всем известны. Однако надо создавать систему и со стороны государства, когда существует мастер, а его имя ставится в центр. Сейчас ещё система образования устроена по принципу конвейера заводов Форда. А пришло время сетевого взаимодействия, организованного вокруг личностей, профессионалов своего дела.
В СССР химию учили два часа в общеобразовательных школах и шесть часов в профильных классах, а теперь профиль – три часа. И никто не ответит на вопрос, почему не четыре или не два. Кроме того, нет анализа успеха и неуспеха новых педагогических подходов. Может быть, надо делать отдельно экспериментальные практики (есть же у профильных биологических классов полевые практики), более активно уходить от классно-урочной системы. По факту так уже и получается, если рассмотреть систему подготовки детей, которые участвуют в олимпиадах, поступают в ведущие университеты страны. И тут, на наш взгляд, опять появляется общая проблема: нет ясного понимания в обществе, зачем изучать химию.
Знания по предмету в школе передаются для следующих целей:
а) для прохождения ЕГЭ и дополнительных экзаменов, чтобы поступить в вуз;
б) для того, чтобы пользоваться, то есть осознанно выбирать материалы для пользования в повседневном быту и не быть в заложниках у рекламы и недобросовестных СМИ;
в) для того, чтобы иметь «химическое мышление» и получить в дальнейшем специальность;
г) использовать эти знания как материал для развития естественнонаучного мировоззрения;
д) использовать для школьных и студенческих интеллектуальных олимпиад.
Каждая из этих целей несёт за собой разные стратегии преподавания, поскольку результат должен быть разным. В каждом из этих направлений будут свои, более мелкие задачи. Поэтому первоочередная проблема – понять, зачем мы преподаём химию в школе.
Прежде всего, необходимо отметить, что химия – весьма своеобразная часть естествознания. Это не совсем классическая наука, в которой, как, например, в физике, зная ряд законов, можно объяснить поведение объекта и даже предсказать это поведение. Химия – это во многом своеобразное искусство. Объясняется это невероятным количеством фактического материала, который совершенно невозможно расставить по полочкам и «вывести» один из другого. Хотя, разумеется, кое-что и даже немало в теоретической химии сделано.
Это обилие логически плохо связанного материала и является причиной традиционной нелюбви школьников к урокам химии. Химию любят или хотя бы готовы ею заниматься только школьники, которые каким-то, почти чудесным образом влюбились в этот предмет. Поэтому же, кстати, среди поступающих в химические вузы нет случайных людей. Размышляющий весной выпускного года, куда бы поступать, чтобы не попасть в армию или не быть белой вороной среди поступивших одноклассников, никогда не пойдёт поступать на химический факультет или в Менделеевский.
Отсюда ясно, что преподавать химию стоит так: больше опытов, лучше организованных химических кабинетов без недостатка реактивов; значительное сокращение программы за счёт практически не нужных уравниваний реакций; приближение химии к жизни (например, рассказывая про фтор, стоит рассказывать про тефлоновые сковородки и «голубую кровь», рассказывать про химию пищи, химию самой жизни); и постоянно напоминать, что химия – это главная практическая дисциплина, потому что все вокруг нас, включая и нас самих, – это химия.
Список литературы:
Образцов П.А. Мир, созданный химиками. От философского камня до графена [Электронный ресурс] // https://www.litmir.me/br/?b=187579&p=1