Выделим некоторые аспекты начального этапа профессиональной деятельности, знание и учет которых помогут молодому сотруднику со временем добиться карьерного успеха (Руденко А.М. Психологический практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 324-326).
1. Демонстрация результатов работы и скромность личности. На начальных этапах работник знакомится со следующим парадоксом: с одной стороны, ему нужно благоприятно зарекомендовать себя, показать, на что он способен, с другой — ему требуется быть как можно сдержаннее, чтобы коллеги не почувствовали в нем сильного соперника и не постарались «убрать с дистанции» пока не поздно. Поэтому новичкам можно посоветовать, с одной стороны, быть сдержаннее и не делиться своими планами с сослуживцами, а с другой — добросовестно и качественно выполнять то, что предписано должностными обязанностями.
2. Внимание к факторам гигиены труда. Для достижения той или иной профессиональной цели необходимо иметь благоприятные орудия и условия труда. Фредерик Герцберг назвал подобные внешние обстоятельства и условия труда факторами гигиены труда. Внимание к факторам гигиены труда повышает не только самооценку и мотивацию сотрудника, ной преданность своему делу.
3. Выбор способа продвижения. В начале карьерного пути человек может избрать несколько вариантов продвижения. Первый из них — не рисковать и выполнять рутинную работу, второй — стремиться к самосовершенствованию и к новым возможностям применения своих навыков.
4. Выбор стратегии и тактики отношений с коллегами. Не секрет, что отношения с коллегами могут стать главной причиной желания или нежелания человека менять место работы. От психологического климата в коллективе зависит продуктивность работы.
Социально-психологический климат (от греч. klimata — уклон) является одним из аспектов межличностных отношений, проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или противоречащих продуктивной общественной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Социально-психологический климат проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и коллективное мнение, индивидуальное самочувствие в коллективе. Эти эффекты имеют отражение во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовольствием, психологическим комфортом), когда самочувствие людей переносится на их отношение к труду и к другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие отношения (Руденко А.М. Психологический практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 326).
Одной из серьезнейших психологических проблем карьерного успеха является моббинг (тоbbing) — психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение его из служебных действий, социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т. п.
Частые случаи недостойных или неприятельских действий по отношению к некоторым работникам унижают честь и достоинство личности настолько, что нередко провоцируют освобождение человека с места его работы, тяжелую депрессию или даже самоубийство.
Моббинг, принимающий свои крайние формы, носит название «буллинг» (bylling), под которым понимается агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т. п. Поэтому если на работе на вас накричали или оскорбили, не приняли вашу точку зрения или навязали чуждое вам мнение, лишили полномочий, раскритиковали или усомнились в вашей компетентности, значит, вы столкнулись с моббингом (или буллингом в зависимости от силы проявления указанных негативных феноменов).
Различают несколько типов моббинга.
Типы моббинга
По направленности |
По осознанности |
Вертикальный моббинг — вид психологической агрессии, осуществляемой в плоскости «руководитель — трудовой коллектив», может проявляться в двух видах: коллективном давлении на руководителя со стороны подчиненных или давлении руководителя на весь коллектив или отдельного его члена (боссинг) |
Сознательный моббинг — это действия, преследующие конкретную, четко сформулированную цель создания сотруднику таких условий, чтобы он уволился с занимаемой должности. В этом случае чаще всего речь идет о корыстных мотивах (занять желанную должность, выслужиться перед начальством, привести на рабочее место кого-то из «своих» и т. п.) |
Горизонтальный моббинг — это вид психологической агрессии, заключающийся в коллективном давлении на одного из коллег, игнорирование и травля его |
|
«Сэндвич-моббинг» — вид психологической агрессии, заключающийся в давлении на одного из работников как со стороны коллег, так и со стороны руководителя |
Неосознанный моббинг — нецеленаправленные действия, в которых человек не осознает психологической травли, нетолерантного отношения, постоянного раздражения относительно кого-то из коллег |
«Антимоббинговая политика» состоит из трех этапов. Первый этап заключается в определении существования проблемы и мероприятий, которые целесообразно провести с участниками моббинга, а также созданию плана своих действий по преодолению моббинга. На втором этапе выбирается стратегия преодоления моббинга, уточняются соответствующие технологии, и осуществляется реализация мероприятий по преодолению моббинга и оказанию помощи его жертве. На третьем (заключительном) этапе принимаются меры по предотвращению негативных последствий моббинга. Происходит оздоровление морально-психологического климата в коллективе, оценка своих действий по преодолению моббинга и их результативности.
К сожалению, в отечественных условиях (то ли в силу советского прошлого, то ли в силу каких-то других обстоятельств) на данную проблему обращалось гораздо меньше внимания, чем за рубежом.
Однако утверждать, что проблема моббинга вообще не представляет интереса для отечественных ученых, в корне неверно. В работах Е.С. Корыстиной предлагается развернутая классификация моббинга, сгруппированная по признаку вектора его направленности (Корыстина Е.С. Моббинг в организации, его виды и причины возникновения // Кадровик. Ежемес. научно-практич. журнал. М., 2012. № 7. С. 120-125):
а) вертикальная направленность: боссинг (моббинг-действия руководителей относительно подчиненных), стаффинг (моббинг-действия сотрудников относительно руководителей), буллинг (моббинг-действия, ориентированные, как правило, на создание негативного имиджа конкретного сотрудника);
б) горизонтальная (линейная) направленность, или сфера жизнедеятельности человека: профессиональная, социальная, личностная.
В исследованиях Я.И. Алферовой проводится анализ психологических характеристик сотрудников, подвергшихся моббингу, и определяется его специфика по сравнению с моббингом в европейских компаниях — подавляющее большинство подвергшихся моббингу на рабочем месте — активные, деятельные и креативные работники, направленные на борьбу и конкуренцию, что может свидетельствовать о том, что их профессиональная направленность воспринимается остальными сотрудниками, которые участвуют в моббинг-действиях, как опасность, так как такого рода коллеги могут выступать серьезными конкурентами в трудовом процессе (Алферова Я. И. Сравнительный анализ социально-психологических характеристик сотрудников, подвергающихся моббингу в организациях// Современные исследования социальных проблем. 2012. Выпуск № 11).
Психологи предлагают следующую типологию агрессоров (Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 79).
1. «Двуглавый змей» — манипулятор общественным мнением относительно жертвы, порождающий за ее спиной сплетни и слухи, подрывающий ее репутацию.
2. «Постоянный критик» — тип агрессора, постоянно нападающего и критикующего жертву, относящегося к ней предвзято, придирающегося к любой мелочи и порождающего у нее сомнение в своей компетентности.
3. «Кричащая Мими» — тип агрессора, для которого провоцирующее, скандальное и вызывающее на скандал поведение в отношении жертвы является нормой.
4. «Привратник» — агрессор, стремящийся контролировать и ограничивать доступ ко всем видам ресурсов, от которых зависит успешное выполнение работы (время, бюджет, оргтехника, моральная поддержка), что подводит жертву к невыполнению заданий и обнаружению служебного несоответствия выполняемой работе.
В заключение хотелось бы отметить, что притеснения на работе стоит рассматривать не как норму адаптации сотрудников, а как серьезную проблему, с которой необходимо бороться с помощью мощного арсенала психологических методов.
Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие девять правил (Управление персоналом / СИ. Самыгин [и др.]; под ред. СИ. Самыгина. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. С 339-340):
1) не теряйте времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю, расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки;
2) готовьтесь занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или вскоре станет) вакантной, познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов вашей семьи, друзей);
3) составляйте план на сутки и на всю неделю, оставляя место для любимых занятий;
4) помните, что все в жизни меняется: вы, ваши знания и навыки, рынок, организация, окружающая среда, оценить эти изменения — важное для карьеры качество;
5) ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации;
6) не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь;
7) увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;
8) думайте об организации как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда;
9) не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.
Следует также знать и учитывать три основных правила, которые помогут избавиться или уменьшить влияние моббинга и добиться карьерного успеха (Управление человеческими ресурсами: учебное пособие /А. М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 82-83).
Правило № 1: «Правило чинопочитания». Успешные карьеристы не любят быть побежденными. Они воспринимают отношения либо как властные, либо как подчиненные и при встрече редко руководствуются принципом равноправия.
Правило № 2: «Власть есть средство укрепления собственных позиций». Данное правило особенно важно, когда берешься за руководство выполнением какого-либо группового задания. Необходимо настраивать людей на общее дело и согласовывать их способности с различными требованиями организации.
Правило № 3: «Мы не золотые червонцы, чтобы всем нравиться». Многие сотрудники не понаслышке знают, что такое хорошие отношения. Они часто делают ставку на человеческую близость, в то время как успешные карьеристы заботятся скорее о несколько дистанцированном способе обращения с людьми. На работе они не общаются, как правило, на эмоциональном уровне, а концентрируются на содержании информации. Они мастера в том, чтобы управлять беседой на чисто деловом, интеллектуальном уровне, придерживаясь негласного правила «ничего личного».
Список использованных источников:
Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее профессиональное образование).
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».
Тебекин А.В. Управление персоналом : учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / А.В. Тебекин. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 182 с. – Серия: Профессиональное образование.
Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).