Руководители многих организаций имеют настолько широкий круг ответственности, что не в состоянии выполнить все задачи самостоятельно. И это обстоятельство ведет к корректировке существующей системы распределения труда. Руководитель не должен выполнять работу, которую может сделать его подчиненный. Такую форму взаимоотношений между начальником и подчиненным принято называть делегированием полномочий.
Под делегированием полномочий следует понимать процесс передачи руководителя подчиненным полномочий и ответственности. Этот процесс призван обеспечить принятие на себя ответственности подчиненными и эффективное выполнение задач на наиболее целесообразном уровне организационной структуры.
Процесс распределения функций, прав и ответственности между работниками включает:
разделение функций путем составления их общего баланса;
четкое формулирование целей, задач и ожидаемых результатов в соответствии с выполнением каждой функции;
определение необходимого для достижения этих результатов объема прав;
установление четкой ответственности за их надлежащее исполнение.
Весьма важно после распределения функций проверить, действительно ли определенный набор должностей в совокупности закрепленных за ними функций исчерпывает функции органа государственного управления в целом. Дублирование означало бы, что в процессе распределения функций между работниками появились бы две или несколько должностей, которые претендуют на одну и ту же функцию. Возможны также ситуации, когда среди функций работников появились такие, которых нет среди функций данного подразделения.
Вслед за общим разделением функций необходимо их конкретизировать, четко определив, какие задачи входят в каждую функцию по каждой должности, какие задачи поставлены в долг и какие результаты ожидаются от каждого сотрудника.
Пространственно-временная предметная фиксация распределенных функций позволяет подойти к следующему этапу: наделение работника пропорциональными правами. Права и полномочия, которыми наделяется работник, являются материальными и организационно-административными.
Важно обеспечить полноту прав: необходимо сочетание управленческих, правовых и экономических ресурсов. Права должны предоставляться и закрепляться не вообще, а под конкретные функции, задачи и результаты. В этом случае легко взвешивать преимущества и недостатки от передачи прав. Недостаток от передачи прав заключается в ослаблении единства и непосредственного влияния руководящего начала. Недостаток прав и полномочий снижает реальность выполнения работником возложенных на него функций. Избыточные права создают путаницу в организации, поскольку работник получает возможность вмешиваться в дела, которые не в его компетенциии за выполнение которыхон не несет ответственности. Важно иметь четкое представление о факторах, обусловливающих распределение функций, прав и ответственности.
Существенное значение будет иметь средний уровень исполнителей — образовательный и профессиональный. В случае, когда организация может рассчитывать на принятие в свой штат опытных работников, разделение функций и прав может быть проведено более полно. Так, наличие молодых, активных специалистов усиливает тенденции к более развернутому распределению функций. Напротив, перспектива иметь значительный процент необученных или просто слабых работников заставляет вести дело с сосредоточением значительного объема существенных решений в руках руководителя и небольшого количества специалистов.
Преимущества делегирования:
высвобождение времени и потенциала руководителя для выполнения собственно управленческих задач вместо исполнительской работы, а также с целью самообразования;
более полное использование опыта работников, что удовлетворяет их желания выполнять ответственные задачи, требующие развития творческого потенциала личности;
выявление работников, способных решать те или иные проблемы в случае отсутствия руководителя;
рост уровня компетентности работников;
развитие в подчиненных ответственности за делегированные полномочия;
конструктивное распределение рабочей нагрузки между большим количеством людей и улучшение условий их труда;
выдвижение большого числа идей, мыслей и альтернативных вариантов решений;
осознание работниками на практике своих истинных возможностей и приобретение умений и навыков управленческой деятельности, необходимых для карьерного продвижения;
укрепление у работников чувства благополучия и уверенности в собственных силах. Очень важна готовность руководителя идти на делегирование полномочий.
В случае делегирования полномочий работники, перед которыми поставлена четкая цель и, соответственно, определенные задачи, действуют, как правило, инициативно и упорно. И как следствие — формируется стиль руководства, который исключает административно-командные приемы и тяготеет к культуре согласования решений, предполагает проявление уважения к исполнителям и осознанное понимание как руководителем, так и подчиненными значимости своих действий, а следовательно, конструктивности делегирования.
На практике часто встречаются ошибки делегирования:
1. Наблюдается подмена собственно делегирования полномочий распределением функций по иерархии управления. Следует отметить, что последнее связано с централизацией и децентрализацией управления, тогда как делегирование заключается в передаче подчиненным по воле руководителя части формально закрепленных за ним полномочий (направлений работы) и соразмерной им ответственности.
2. Возникают ситуации, когда у работника есть права, но нет должной ответственности. Бывает и так, что ответственность есть, но нет прав. Иногда есть и права, и ответственность, но исполнители не склонны воспользоваться ими и обращаются в вышестоящие инстанции.
3. Руководитель, принимающий на себя выполнение задач, принадлежащих по своему содержанию к обязанностям подчиненных, расписывается в собственной неспособности организовать разумное использование их потенциала.
4. Некоторые руководители, которые привыкли видеть в подчиненных лишь исполнителей, не могут мириться с делегированием власти, не понимая того, что реальное содержание управления определяется не количеством принятых решений, а их качеством и оперативностью.
5. Встречаются руководители, которые склонны создавать ситуацию незаменимости. Они неохотно передают права, сохраняют за исполнителями технико-вспомогательные функции, тем самым не создают условия для развития кадров. Курс на усиление разделения функций предполагает готовность руководителя отказаться от мелочной опеки, обнаруживает умение руководителя выделять принципиальные звенья в работе и сосредотачиваться на них. Чаще всего неохотно к делегированию полномочий относится новое руководство.
6. Самая большая ошибка — делегирование функций объединения. Основным координатором действий всегда должен быть руководитель организации.
Таким образом, делегирование полномочий предоставляет самостоятельность подчиненным, открывает большие возможности удовлетворения их правомерных потребностей, а значит, и мотивов. Мотивированный сотрудник, в свою очередь, работает инициативно и эффективно, что способствует результативности управленческого труда в целом.
Искусство делегирования полномочий и осуществление контроля деятельности с целью обеспечения эффективного выполнения подчиненными возложенных на них задач, обязанностей в практике управления характеризуется как определяющий признак качества труда самого руководителя. Многие специалисты считают, что руководство и делегирование — синонимы. Ведь доказано, что именно от того, насколько хорошо руководитель владеет техникой делегирования, зависит эффективность работы всего коллектива.
Выгоды делегирования для руководителя:
экономия времени;
использование специальных знаний подчиненных;
создание для подчиненных дополнительной мотивации;
получение дополнительных идей и побуждений со стороны подчиненных;
предметный характер критических замечаний и сомнений со стороны подчиненных;
усиление эффекта реализации поставленных задач в силу большей самостоятельности подчиненных;
возможность лучшего изучения подчиненных;
частичная разгрузка руководителя и освобождение от части ответственности.
Выгоды делегирования для подчиненных:
повышение информированности, расширение кругозора и компетентности;
приобретение большего веса и авторитета;
получение большей свободы и самостоятельности;
возможность требовать большего вознаграждения за свою работу;
лучшее понимание целей и задач;
возможность участия в выработке решений;
возможность высказать руководителю критические замечания.
Правила делегирования полномочий заключаются в следующем:
1. Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а исключительно для пользы дела.
2. Используйте делегирование как средство усиления уверенности подчиненных в собственных силах.
3. Будьте готовы поддерживать своих делегатов.
4. Учитывайте возможность принятия не самых точных и просто ошибочных решений и включайте эти поправки в планы. Есть круг задач, которые должны решаться безошибочно. Нужно уметь идентифицировать такие задачи и не перепоручать их подчиненным.
5. Передавайте функции и полномочия непосредственно, чтобы избежать эффекта «испорченного телефона».
6. Критикуйте осторожно. При совершении ошибок в выполнении делегированных функций разбирайте объективное существо ошибки, а не личные недостатки и просчеты подчиненного. Требуйте не извинений, а объяснений обстоятельств, приведших к ошибке, и конструктивных предложений по исправлению положения.
7. Передав подчиненному определенные полномочия, вмешивайтесь в его распоряжения до тех пор, пока не увидит возможности серьезных осложнений.
8. Принимайте на себя ответственность за все решения, которые ваши подчиненные сделали в соответствии с переданными им полномочиями.
Список использованных источников:
1. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное обра-зование);
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Киба-нов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее професси-ональное образование).
3. Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котля-рова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).