Гостиничный бизнес – это очень прибыльная и перспективная коммерческая деятельность. Ведь не зря гостиничный бизнес считается наиболее привлекательным для инвестиций, ведь их окупаемость достигается в очень короткие сроки. Гостиничный бизнес – это еще и большой показатель гостеприимства нашей страны. Ведение гостиничного хозяйства – это целое искусство, как с точки зрения прибыльности этой деятельности, так и с индустрии гостеприимства в целом.
Деятельность гостиничных предприятий измеряется экономическими показателями, которые можно подразделить на:
· стоимостные и натуральные (в зависимости от единиц измерения);
· количественные и качественные;
· объемные (выраженные в абсолютных величинах) или удельные (выраженные в удельном весе показателя в общем объеме).
Все показатели, используемые для маркетингового анализа деятельности гостиничного предприятия, можно свести в систему (группы показателей) проведем экономический анализ гостиницы «Аврора» города Курска.
· Численность и структура гостиничного персонала:
- численность персонала – 110 человек;
- количество персонала на одного гостя – 3 человека.
· Величина, структура и динамика доходов гостиничного предприятия:
- средняя цена проданных номеров в сутки – 3600 руб.;
- средняя цена располагаемых номеров – 3600руб.;
- темпы прироста дохода - 35% в год.
· Величина, структура и динамика затрат гостиничного предприятия:
- средняя себестоимость различных видов услуг с номера в сутки – 1000 руб.;
- средняя заработная плата персонала – 20000 руб.;
- соотношение постоянных и переменных расходов 2:1.
· Деловая активность гостиничного предприятия:
- средний коэффициент загрузки номеров – 65%;
- среднее количество ежедневно готовых к сдаче номеров – 95;
- среднее количество, реализуемых за сутки номеров – 65-70;
- средний суточный тариф проживания – 3600 руб.
· Спрос на услуги гостиничного предприятия
- эластичность спроса – в зависимости от ситуации на рынке гостиничных услуг и спроса на продажу номеров в гостинице, происходит незначительное повышение цены на всю продукцию гостиничного спроса;
- детерминанты спроса экономические показатели в регионе и стране в целом.
· Ценовая политика гостиничного предприятия
- средний суточный тариф номера – 4000 руб.;
- средний суточный тариф в среднем по отрасли – 3000-6000 руб.;
- уровень цен по сравнению с конкурентами – конкурентоспособные.
· Конкурентоспособность товара:
- рейтинговая оценка 9 – 10.
· Результаты финансовой деятельности различных подразделений:
- средняя стоимость покупки одного клиента ресторана- 1500 руб.;
- оборачиваемость мест в ресторане – 85;
- объем продаж предприятий питания – 75%;
- объем продаж дополнительных услуг 65-70%.
З агрузка номерного фонда
Кз = 7095 * 100%
Кз = 73,68%
Средняя цена гостиничного номера
Ц ср = 3600
С реднее количество гостей на один проданный номер
С реднее количество гостей на один проданный номер = 12070
Среднее количество гостей на один проданный номер =1,7
К оэффициент двойной загрузки
Кдз= 120 -7070 * 100%
Кдз= 71,42
С реднее число убранных номеров за день
С реднее число убранных номеров за день = 703
Среднее число убранных номеров за день = 23,3
На основании полученных данных можно сделать вывод: с точки зрения экономического анализа гостиница «Аврора» конкурентоспособное предприятие, в зависимости от экономических показаний и изменений в регионе и стране ценовая политика гостиницы тоже меняется, но в пределах разумного. Гостиничное предприятие «Аврора» занимает достаточно высокие показатели среди своих конкурентов в городе Курске. Спрос на гостиничные номера всегда имеется среди клиентов не только города, но гостей из России и зарубежья.
Гостиничный комплекс является важнейшим элементом социальной сферы, играющим большую роль в повышении эффективности общественного производства и соответственно росте жизненного уровня населения
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Учебник. - СПб.: Герда, 2014. – 320 с.
2. Биржаков М. Б. Индустрия туризма. Учебное пособие. - СПб.: Герда, 2013. – 400 с.
3. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. - М.: Нолидж, 2011. – 348 с.
4. Джеральд Гловер В. Управление качеством в индустрии гостеприимства. Учебник. - М: ЮНИТИ, 2008. – 453 с.
5. Джозеф Уэст Д. Стратегия обслуживания в предприятиях индустрии гостеприимства. Учебник. - М.: РМАТ, 2006. – 514 с.
6. Исмаев Д. К. Международное гостиничное хозяйство. Учебник. - М.: НОУ Луч, 2011. - 360 с.