Процесс привлечения персонала — рекрутирование (рекруитмент) — представляет собой специфический вид маркетинговой деятельности.
Привлечение новых сотрудников предполагает со стороны руководства четкое знание того, какие задачи они будут выполнять во время работы. Эти знания получаются в результате анализа содержания работы. Именно анализ содержания работы создает надежный фундамент для принятия решений о найме, отборе, назначении зарплаты и т. д.
Существуют несколько методов анализа содержания работы
Наблюдение за работником и регистрация всех выполняемых им задач и действий. |
Сбор информации посредством собеседования с работником или его непосредственным начальником. |
Описание работником своей работы и требований к ней, заполнение вопросника. |
На основе обработки полученной информации создается должностная инструкция, содержащая перечень основных обязанностей, требующихся знаний и умений.
Условием любой деятельности является четкое представление о ее конечном продукте. Если рассмотреть современный процесс создания должностной инструкции, то в качестве конечного продукта должна выступать характеристика деятельности квалифицированного работника, имеющего высокий уровень обобщенных профессиональных знаний и умений, готового к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных задач в области своей профессии, к возможности и способности успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда.
Данный процесс определяют ряд задач, среди которых важной является разработка системы требований, предъявляемых по конкретной профессии. Унифицированных объективных критериев, учитывающих всесторонние требования к специалисту, практически не существует. Этот серьезный недостаток устраняется путем построения профессиограммы конкретного вида деятельности.
Профессиограмма представляет собой документ, в котором описывается система требований, предъявляемых к специалисту в области знаний, умений, личностных качеств, способностей и профессионального мастерства, режим труда и отдыха, область применения данного вида труда; особенности профессии (политическая направленность, профессионально-этические требования, общая и профессиональная подготовка), санитарно-гигиенические условия труда, психологические особенности деятельности, условия труда и повышение квалификации.
Требования к кандидатам составляет набор характеристик, которым должен обладать специалист, наиболее подходящий на конкретную вакантную должность. На основании этих требований кандидаты оцениваются на конкурсной основе в процессе отбора. Следовательно, методы оценки кандидатов на должность выбираются в зависимости от сформулированных требований. Например, оценить конкретные профессиональные знания можно либо путем собеседования либо путем тестирования. Оценить личностные качества такие, как мотивация, лидерство, стрессоустойчивость и т.д., возможно оценить путем различных интервью (тип интервью выбирается в зависимости от оцениваемых качеств).
Проведя поверхностный анализ, несложно заметить, что наибольшая текучесть кадров наблюдается на позициях начальных уровней, в этой ситуации для минимизации затрат и хеджирования рисков многие фирмы предпочитают набирать в штат так называемый «тэмпэрэри стаф» — временный штат, нанятый специализированными агентствами и даваемый ими напрокат. При этом у фирмы не бывает особых проблем — смотрят: подходит или не подходит.
Весомое место в профессиограмме занимает структурно самостоятельное подразделение — психограмма, которая разрабатывается как отдельный документ. Психограмма — уникальный документ, который дает точную психологическую картину идеального работника. Наличие психограммы дает возможность избежать субъективизма при подборе кандидатов.
Привлечение нового персонала на современном этапе развития во многом определяет успех предприятия на рынке, поскольку персонал, а также знания, навыки и способности, которыми он обладает, влияют на его конкурентоспособность и потенциал. Поэтому этим функциям управления в рыночной экономике придается большое значение.
Для того чтобы обеспечить предприятие работниками в необходимом количестве и, что не менее важно, требуемого качества, необходимо определиться с источниками и способами их привлечения. Традиционно в научной литературе выделяют два основных источника, которые обеспечивают покрытие потребности в персонале: внутренние и внешние.
Внутренние источники привлечения персонала
Ротация — процесс перемещения работников с определенными профессионально квалификационными способностями через определенный срок на другие рабочие места или должности.. |
Внутренний конкурс — конкурентная борьба между двумя более претендентами за вакантную должность на определенных условиях. |
Совмещение профессий — возможность выполнения работником на то же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника. |
Внутренний конкурс как метод привлечения персонала целесообразно применять, если знание особенностей работы предприятия и его уникальных технологий является необходимым условием для занятия должности. Но использование этого метода возможно и в случае необходимости заполнения должности руководителя. С помощью внутреннего конкурса возможно раскрыть внутренний потенциал работников, выявить среди них неформального лидера, который в перспективе может стать высококвалифицированным руководителем. В ряде стран, например в Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из числа сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов вне организации. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию.
Совмещение профессий - возможность выполнения работником на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из числа сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов вне организации. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию.
Совмещение должностей самими работниками организации целесообразно, только если исполнитель требуется на короткий промежуток времени или для выполнения небольшого объема работы. Это объясняется тем, что работники-совместители подвергаются увеличенной нагрузке, а потому подобная длительная работа может негативно отразиться на производительности труда, а также вызвать хроническую усталость или привести к заболеваниям. В результате предприятие может понести дополнительные расходы.
Ротация достаточно эффективна для некоторых организаций, особенно для тех, которые находятся в стадии интенсивного роста, и касается в большей степени перемещения руководителей. Ротация должна быть объективной по определению кандидатов на повышение, ведь на практике распространены случаи, когда руководителями становятся прежние заместители руководителей. В таком случае они должны соответствовать всем требованиям должности и обладать необходимыми качествами для ведения управленческой деятельности.
К методам внутреннего поиска можно отнести и рекомендации персоналом своих родственников и близких. С одной стороны, этот метод не требует значительных финансовых и трудовых затрат, обеспечивает определенную осведомленность о потенциальном кандидате, а с другой, если он получает широкое использование, то это может привести к возникновению коррупции, что не способствует развитию производственных отношений. К тому же рядовые работники не являются специалистами по подбору персонала, а потому могут субъективно оценивать предлагаемых кандидатов.
Если руководство считает, что использование внутренних источников привлечения персонала является неэффективным или существует возможность неполного заполнения вакантных должностей, можно воспользоваться внешними источниками привлечения персона
Внешние источники привлечения персонала
Центры занятости выплачивают пособие по безработице, осуществляют подбор подходящих вакансий, предоставляют консультативные услуги, обеспечивают обучение и переквалификацию. |
Рекрутинговые агентства заключают договор с фирмой работодателем, оплачивающей его услуги по поиску необходимых сотрудников. Поиск персонала ведется изначально с учетом всех требований работодателя. |
Самостоятельный поискПривлечение персонала посредством размещения объявлений о наличии вакансий через СМИ и Интернет, путем проведения ярмарок, встреч с учащимися учебных заведений, а также путем использования личных связей. |
Использование указанных источников привлечения персонала ограничено, поскольку каждый из них имеет свои недостатки. Так, например, центры занятости любого уровня (городские, районные, областные и т. п.) являются структурными подразделениями Государственной службы занятости, и их задача состоит в как можно более быстром трудоустройстве обратившихся за помощью. Центры занятости могут быстро обеспечить предприятие работниками для выполнения простой, рутинной работы, возможно, требующей неполной занятости. Как правило, это рабочие невысокой квалификации, поэтому поиск руководителей или первоклассных специалистов данным способом неэффективен.
Привлечение персонала через агентства требует больших расходов. Своеобразную нишу среди всех рекрутинговых агентств занимают кеаа'пиЫегз («охотники за головами»). Услуги «охотников за головами» заключаются в переманивании лучших работников из других организаций. Основной причиной «охоты за головами» выступает то, что лучшие кандидаты, скорее всего, эффективно и успешно работают в других компаниях и не занимаются активно поиском новой работы. Данные методы целесообразно использовать только для поиска ключевых и руководящих должностей.
Поиск кандидатов через средства массовой информации и Интернет очень эффективен в случае подбора кандидатов массовых профессий. Но поиск работы через Интернет больше распространен среди молодежи, то есть неквалифицированной рабочей силы, наем которой требует дополнительных вложений в виде адаптации и обучения. Рекламные объявления могут или дополнять другие подходы, или быть основным источником найма в зависимости от целей поиска кандидатов.
Контакты с образовательными учреждениями малоэффективны в краткосрочном периоде, ведь суть их заключается в распространении информации о предприятии среди молодежи, которая только определяется со сферой будущей деятельности, большинство из них не готовы или не имеют возможности работать в период обучения. Но этот метод может принести определенную пользу, поскольку информация о предприятии распространяется по каналам общения молодых людей, повышает осведомленность молодежи о потенциальном месте работы. В перспективе те, кто заинтересовались работой, могут стать базой предприятия для отбора наиболее приемлемых кандидатов. Этот метод отличается своей дешевизной, что, бесспорно, является его преимуществом, но направленность на поиск молодых специалистов указывает на ограниченность его использования.
Ниже в таблице 1 приводится сравнительный анализ внутренних и внешних источников привлечения персонала.
Как и любой процесс, ориентированный на достижение конечного результата, процесс привлечения персонала должен соответствовать определенному критерию эффективности, включая функции времени поиска, его стоимости и профессиональных качеств привлеченного специалиста. Под эффективностью здесь понимаем степень успешности поиска и подбора кандидата, соответствующих предъявляемым требованиям, за время, не превышающее отведенного и в пределах заранее установленных расходов.
Таблица 1 - Сравнительный анализ внутренних и внешних источников привлечения персонала
Источники привлечения персонала |
Достоинства |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
\ Внутренние |
Низкие затраты организации на привлечение персонала Сохранение уровня оплаты труда, существующей на предприятии Возможность для служебного роста работников предприятия Отпадает необходимость в дли-. тельной адаптации кандидата Знание собственными работниками особенностей работы предприятия Повышение чувства привязанности» к компании Широкая осведомленность о профессиональных личных качествах работника. Рост производительности труда, если предлагаемая вакансия совпадает с интересами работника Повышение мотивации работников Повышение удовлетворенности трудом Меньше вероятность возникновения проблем с социальной интеграцией работника |
Ограниченность в отборе кандидатов Споры между работниками, которые претендуют на вакантную должность Появление панибратства в коллективе, ведь новый руководитель еще вчера был обычным работником Возможность возникновения неудовлетворенности работников, не прошедших конкурсный отбор, способствующей росту текучести кадров Ухудшение социально-психологического климата и увеличение потребности в персонале |
Внешние |
Возможность выбирать из большого количества кандидатов Приток «новой крови», что приводит к появлению новых идей Оперативность в заполнении вакансии Рост производительности труда, если предлагаемая вакансия совпадает с интересами работника Повышение квалификации персонала в случае приема работников с более высоким образованием или профессиональным уровнем |
Более высокий уровень расходов Уменьшение возможностей для карьерного роста работников предприятия Необходимость длительной адаптации нового работника Незнание кандидатом со стороны особенностей работы предприятия Невозможность прогнозирования поведения работника в производительных условиях Высокая вероятность необходимости в испытательном сроке Возможность огласки информации новым работником |
Результативным можно считать способ набора персонала, обеспечивающий значение Кр> 0,8 (из десяти отобранных специалистов восемью работодатель будет полностью удовлетворен через шесть-девять месяцев их работы). Как правило, именно после указанного периода (а не после испытательного срока) работник в состоянии полностью адаптироваться к новой среде и выйти на оптимальный режим работы, а работодатель — окончательно сформировать свое мнение о его пригодности и перспективах профессионального роста.
Таким образом, несмотря на большое количество источников привлечения персонала, предприятие имеет возможность выбрать среди них наиболее подходящий или комбинировать их и использовать в комплексе. При осуществлении этого выбора должны учитываться указанные преимущества и недостатки каждого из них, которые могут быть выгодны или, наоборот, могут стать препятствием в процессе найма. Также необходимо учитывать финансовые возможности предприятия, цели найма персонала и квалификационный и профессиональный состав персонала, в котором возникла необходимость. Выбор подхода и технологии зависит от вакансии. Например, опыт многих компаний показывает, что в качестве менеджеров среднего звена лучше брать людей, которые уже проработали в организации какое-то время, т. е. предпочтителен внутренний подбор. Для заполнения вакансий руководящих должностей необходимо в равной степени использовать внешний и внутренний подбор.
Список использованных источников:
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее профессиональное образование).
Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н./Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).