В управлении персоналом очень важной является степень объективности оценки работы, проделанной сотрудником, и степень справедливости вознаграждения либо наказания. С целью реализации стратегии по управлению персоналом, краеугольным камнем которой является система формальной оценки совершенной деятельности (ФОСД), требуется проведение ряда мероприятий:
♦ оценки и проектирования рабочего места (ОРМ);
♦ формирования параметров и технологий формального оценивания совершенной деятельности, под которыми подразумевается выявление исходного уровня, необходимых структур для определения оценки и точное определение сроков ее проведения;
♦ конструирования механизма, координирующего ФОСД и систему вознаграждения за труд, подразумевающего включение в систему определения заработной платы, размеров премии и некоторых других видов трудового вознаграждения ФОСД как одного из важнейших элементов;
♦ реализации механизмов, связывающих систему служебного продвижения (карьеру) и развития сотрудника в рамках данной организации с ФОСД;
♦ создания механизма, связывающего различные мероприятия по улучшению качества трудовой среды с ФОСД, включая и систему повышения квалификации и переквалификации сотрудников в фирме.
Классификации методов оценки персонала
Объект исследования |
Наименование метода |
Характеристика метода |
По характеру исследования |
Традиционные |
Основываются на субъективной оценке руководителя или коллег |
Нетрадиционные |
Рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, коллектив) и ставят ударение на оценку работника его коллегами и способность работать в группе |
|
По направлению исследования |
Оценка результатов |
Тестирование; деловая игра; защита бизнес-плана; анализ конкретных ситуаций; самоотчет; оценка методом комитетов; метод независимых судов; метод 360; метод групповых дискуссий; комплексная оценка труда; аттестация персонала |
Оценка личных качеств |
Биографический; метод стандартных оценок; интервьюирование; анкетирование; социологический опрос; экспертные оценки |
|
По способу обработки информации |
Качественные |
Методы биографического описания, деловой характеристики, специальной устной характеристики, а также метод обсуждения |
Количественные |
Методы с количественной оценкой уровня качеств работника и метод коэффициентов |
|
Комбинированные |
Методы экспертной оценки, тестирование |
Для традиционных методов оценки персонала наиболее характерны следующие черты:
♦ сфокусированность на работнике как отдельной, независимой единице коллектива предприятия и его дальнейшая оценка вне организационного контекста;
♦ оценка осуществляется руководителем на основе достигнутых результатов без учета долгосрочных перспектив развития предприятия и потенциала работника.
Большим преимуществом традиционных методов является их простота применения, незначительные затраты при их внедрении и общедоступность. Но эти методы имеют ряд серьезных уязвимых позиций. В частности, они не учитывают личных качеств работника, оказывающих влияние на результат труда и потенциал работника.
Переход к постиндустриальной экономике изменил отношение к персоналу. Осуществился переход от рассмотрения трудового коллектива как трудовых ресурсов к пониманию его сущности как человеческого капитала. Каждый работник должен рассматриваться как активный экономический агент, который имеет собственные цели, принимает рациональные решения, обеспечивающие рост его собственной полезности, воспринимает информацию и использует ее при принятии решений. При этом он не является независимым, а входит как элемент в сложную социально-экономическую систему — трудовой коллектив организации.
Рассмотрим краткие характеристики некоторых основных методов формирования оценки совершенной деятельности, которые наиболее актуальны в настоящее время.
1. Оценочный тест — метод, который является одним из самых распространенных в формировании оценки совершенной работы. Данный метод применяется в различных модификациях. В ряде случаев с каждым критерием соотносится шкала оценок, благодаря которой опрашиваемый сотрудник выделяет определенный уровень выполненной им работы.
2. Определение рабочего стандарта — этот метод направлен на оценивание исполнительского персонала в материальном производстве. Метод способствует формированию производственных задач для данной категории персонала. Рабочий стандарт отражает нормальную дневную выработку и определяет результат трудовой деятельности для среднего исполнителя.
3. Метод автономизации предназначен для применения руководителями самостоятельных подразделений организации или для сотрудников с относительно самостоятельным характером выполняемой деятельности. Обычно сотрудниками руководители оцениваются в основном по итогам выполнения поставленных масштабных задач или же по результатам достижения конечных целей. Данный метод применяет так называемый предпринимательский доход, согласно которому материальное вознаграждение руководителю составляет фиксированный процент от общей суммы, полученной за данную работу. Метод автономизации становится все более популярным способом установления взаимосвязи между результатами и вознаграждением и как средство стимулирования активности и творческой инициативы сотрудников.
4. Оценка через написание эссе, представляющего собой прозаический этюд, демонстрирующий общие или предварительные рассуждения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Оценивающему необходимо дать письменную характеристику выполнения тем или иным сотрудником своей работы. Предварительно могут быть разработаны определенные показатели или стандарты для написания эссе. Этот метод применяется, когда необходимо оценить деятельность сотрудника, выполняющего специфические задачи, которые трудно подвести под какие-то нормативы.
5. Метод управления целями используется при оценке деятельности специалистов и руководителей и состоит из следующих компонентов:
♦ формулировка ясных и хорошо конструированных целей работы, которую необходимо выполнить сотруднику;
♦ создание плана действий, в котором описываются пути достижения целей;
♦ выполнение плана сотрудником;
♦ оценка достигнутых результатов;
♦ в случае необходимости корректировка деятельности;
♦ постановка новых целей будущей деятельности.
6. Метод контрольных картпредставляет собой однозначные ответы «да» или «нет» на серию вопросов, характеризующих поведение сотрудника. Необходимо отметить, что все вопросы имеют различную значимость (разный удельный вес при формулировании общей оценки).
7. Оценка методом принудительного выбора— метод, при котором оценивающий отвечает на целый ряд вопросов-утверждений о выполнении сотрудником своей работы. Каждое такое заявление (утверждение) имеет свою ценность, значимость, выраженную в условных единицах. Оценивающий при ответах не знает этой значимости (удельного веса ответа, являющегося ключом) каждого утверждения, чтобы не оказать на него субъективного влияния. Затем на основании ключа к этим утверждениям отдел кадров формирует окончательную оценку.
8. Метод оценки через экстремальные ситуации— один из наиболее эффективных методов исследования специфики личности работника, так как свои истинные возможности человек лучше всего демонстрирует не в обычных, а именно в экстремальных условиях. Однако не все люди могут улучшать свои результаты в критической ситуации. Некоторые, напротив, в сложной обстановке теряются и не способны показать даже свой обычный результат.
9. Самооценка— метод изучения личности работника, дающий возможность руководителю исследовать непосредственно его собственные представления о своих личных и деловых качествах, о целях, которые он ставит, с которыми сталкивается и которые его больше всего волнуют.
Часто бывает, что представления, которые имеет работник о качестве всего труда, не соответствуют объективной действительности. Определить это помогает организация и проведение аттестации персонала.
Список использованных источников:
Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. 202 с. – (Среднее профессиональное образование).
Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Управление персоналом: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова; под ред. А.М. Руденко. – Ростов н./Д: Феникс, 2017. -414 с. – (среднее профессиональное образование).