Взаимосвязь качества и удовлетворенности определяется тем, что первое служит характеристикой второго: качество представляет собой характеристику функции системы жизненного цикла услуги, заключающейся в удовлетворении требований заинтересованных лиц. Если в роли субъектов оценки рассматриваются только потребители, то можно говорить о системе, направленной на достижение удовлетворенности потребителей. В этом случае измерение качества строится на количественной или качественной оценке способности характеристик услуги удовлетворять потребителей. Иными словами, измеряется удовлетворенность потребителей по ряду свойств услуги (например, надежности). Таким образом, измерение удовлетворенности потребителей — это частный случай измерения качества.
Тем не менее, на практике измерение качества и измерение удовлетворенности потребителей употребляются как отдельные, самостоятельные понятия. По нашему мнению, данный факт объясняется их независимым развитием в течение длительного времени - качество (качество продукции) и его оценка эволюционировали от понятия соответствия стандартам (прежде всего по техническим характеристикам) с постепенным расширением числа субъектов оценки. При этом традиционно качество рассматривалось с точки зрения исполнителя, и возможности его оценки (в том числе набор оцениваемых показателей) были обусловлены применяемой технологией. В свою очередь исследования удовлетворенности потребителей появились в рамках становления маркетинговых исследований, на этапе признания главенствующей роли потребителей в оценке продукции и услуг.
В отношении качества услуги наблюдается несколько иная картина — первые попытки сформулировать принципы оценки качества услуги относятся к середине 1980-х годов, тогда как исследования удовлетворенности потребителей услугами стали уже обыденной практикой. Но не только традициями употребления обусловлено использование понятий измерения качества и измерения удовлетворенности. Если при измерении качества (для потребителей как субъектов оценки) акцент делается на взаимосвязь удовлетворенности потребителей и свойств (характеристик) услуги, то во втором случае в центре внимания находится взаимоотношение удовлетворенности и поведения потребителей.
Рассмотрим особенности измерения и оценки удовлетворенности потребителей.
В основе понятия удовлетворенности лежит идея подтверждения или неподтверждения ожиданий. Потребители формируют ожидания относительно получаемой услуги. Результатом сравнения ожидаемой и полученной услуг является подтверждение или не подтверждение. Выделяют два типа не подтверждения: позитивное и негативное. Позитивное неподтверждение возникает, когда полученная услуга превышает ожидания, в обратном случае (ожидания больше полученной услуги) говорят о негативном не подтверждении. Подтверждение и позитивное неподтверждение ведут к удовлетворенности, негативное не подтверждение — соответственно к неудовлетворенности потребителей.
Во взаимосвязи с их удовлетворенностью, обычно выделяют лояльность (готовность потребителя продолжать отношения с исполнителем/сменить исполнителя), чувствительность к повышению цены, акция может быть внешней — вероятность распространения негативных отзывов и переключение потребления на конкурента, и внутренней — обращение с жалобой к исполнителю.
Остановимся подробнее на взаимосвязи удовлетворенности и лояльности потребителей. На основе логических рассуждений можно сделать предположение о существовании прямой зависимости между интенсивностью этих факторов: чем выше удовлетворенность, тем выше лояльность. Эмпирические исследования в целом подтверждают это правило, но решение выбрать еще раз конкретного исполнителя может иметь различные причины. Потребители с высоким уровнем индивидуальных устремлений могут продолжать отношения до тех пор, пока исполнитель способен выполнять их возрастающие требования. Другие потребители склоняются выбрать данного исполнителя только потому, что конкуренты также не могут предложить лучшего исполнения. В зависимости от параметров определяющих факторов - эмоции, ожидания и намерения - выделяют три типа удовлетворенности и два типа неудовлетворенности (табл. 1).
Взаимосвязь выделенных типов удовлетворенности с лояльностью потребителей характеризуется существованием на каждом уровне определенного потенциала потери потребителей, утраты их лояльности. На эмоциональном уровне таким потенциалом обладают потребители без ярко выраженных позитивных эмоций, на уровне ожиданий - те, кто не ждет улучшений, на поведенческом — активные типы. Таким образом, наибольшим потенциалом потери обладают потребители допустимой удовлетворенностью, наименьшей - со стабильной удовлетворенностью. В частности, потребители с активной и допустимой удовлетворенностью чаще думают об изменениях исполнителя и в меньшей степени склонны рекомендовать его другим потребителям, что находит отражение в финансовых показателях деятельности предприятия питания (рис. 1).
Классификация типов удовлетворенности неудовлетворенности потребителей
Таблица 1
Тип |
Эмоции |
Ожидания |
Намерения (лояльность) |
Активная удовлетворенность |
Оптимизм доверие |
«Необходимо не отставать от меня в будущем» |
«Да, так как до сих пор исполнитель удовлетворял мои постоянно растущие ожидания» |
Стабильная удовлетворенность |
Стабильность прочность |
«Все должно остаться как есть» |
«Да, так как исполнитель удовлетворял мои ожидания» |
Допустимаяудовлетворенность |
Безразличие покорность |
«Я не могу ожидать большего» |
«Да, так как другие исполнители не лучше» |
Стабильная неудовлетворенность |
Разочарование колебание |
«Я ожидаю большего, но что я могу сделать?» |
«Нет, но я не могу назвать конкретной причины» |
Активная неудовлетворенность |
Протест оппозиция |
«Необходимы значительные улучшения» |
«Нет, несмотря на предпринятые мной усилия, исполнитель не соответствует моим требованиям» |
Рис. 1. Модель причинно-следственных связей оценки качества потребителями
При измерении удовлетворенности потребителей помимо лояльности могут учитываться и другие факторы (жалобы потребителей, имидж исполнителя, ценность услуги и др.), состав которых зависит от целей исследования. На практике такие исследования с большей или меньшей степенью регулярности осуществляет большинство организаций с использованием достаточно многочисленных и разнообразных методов. Для упорядочивания используемых методов и обеспечения сопоставимости данных была разработана методика измерения индексов удовлетворенности - Customer Satisfaction Index.
Применительно к предприятиям общественного питания удовлетворенность потребителей можно измерить с помощью четырех основных видов входных данных: жалобы и предложения; данные о сопоставлении с характеристиками качества услуги, отраженными в отраслевых стандартах; результаты потребительских опросов и заказных исследований (рис. 2) .
Рис. 2 Основные методы изучения удовлетворенности потребителей
Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки и области применения. Так, сравнительный анализ методов, используемых в общественном питании, приведен в табл. 2.
Таблица 2
Содержание методов исследования удовлетворенности потребителей в общественном питании
Метод исследования |
Форма проведения |
Измерениеи мониторинг |
Преимущества |
Недостатки |
Жалобы и предложения |
Почтовые, телефонные, интернет-сообщения |
Количество сообщений за период |
Эмоциональность впечатлений потребителей |
Случайный характер, малая выборка, направленность на неудовлетворенных потребителей |
Сопоставление с характеристиками качества услуги, отраженными в отраслевых стандартах |
Экспертная оценка на соответствие заданным параметрам |
Количество выявленных отклонений и несоответствий и затраты на приведение их к заявленному качеству |
Большой объем данных, возможность проведения анализа по отдельным процессам и характеристикам |
Неадекватность показателей значениям удовлетворенности потребителей, направленность на неудовлетворенных потребителей |
Опросы |
Опросы на основе анкетирования |
Численные методы обработки данных, расчет индекса удовлетворенности |
Репрезентативные выборки потребителей, позволяющие выявить значимые характеристики |
Сложность процедуры |
Заказные исследования |
Заказ исследования |
Помере необходимости |
Возможность сопоставления с другими конкурирующими предприятиями и брендами |
Дороговизна и отсутствие систематичности |
Самый простой и распространенный способ измерения и мониторинга удовлетворенности потребителя (УП) основывается на проведении расчета по формуле
УП = И х В,
где И — среднее значение исполнения критериев (факторов) удовлетворенности, включенных в анкету (опросный лист) потребителя;
В — среднее значение важности (степени соответствия ожиданиям) для потребителя тех же критериев.
Следует отметить, что набор критериев (факторов) удовлетворенности будет индивидуальным в зависимости от типа и класса предприятия, его специализации, набора услуг, предоставляемого потребителям. Ниже приведен пример анкеты для проведения оценки удовлетворенностей потребителей студенческого кафе.
Анкета для оценки качества предоставляемых услуг
Характеристики качества услуги питания |
Оцените важность характеристики |
Оцените уровень исполнения характеристики на данном предприятии |
5 - жизненно необходимо; 4 - важно; 3 - должно быть; 2 - не важно; 1 - полное без- различие |
1 - низкая удовлетво- ренность (полное раз- очарование); 2 - раздражение; 3 - ожидания оправда- лись; 4- приятно удивлен; 5- высокая удовлетворенность (восторг) |
1. Состояние помещения и интерьер
Комфортность мебели Приятный интерьер Оснащенность посудой Отсутствие неприятных запахов Уровень шума
2. Уровень обслуживания и персонал
Отзывчивость персонала Достаточность выбора блюд Широкий ассортимент Внешний вид персонала, аккуратность, отсутствие очередей знание персоналом характеристик продаваемых блюд
3. Качество реализуемых блюд
Вкусовые качества Внешний вид блюд Температура подачи
Соблюдение выхода блюд Широта ассортимента Полезность блюд Безопасность блюд Свежесть продуктов
4. Информация
Информация о калорийности и массе блюд
Наличие уголка потребителя Наличие меню Режим работы предприятия Информация об эвакуационных выходах
5. Ценовая доступность
Наличие систем скидок
Наличие системы питания по талонам
Наличие системы безналичных
расчетов (по карточкам)
Наличие специальных фиксированных цен от производителя товаров (молоко, Cola, шоколад и пр.)
Методики по измерению удовлетворенности и лояльности потребителей одобрены Европейским фондом по управлению качеством (EFQM). Именно эти методики применяются при оценке компаний - претендентов на звание лауреатов Европейской премии по качеству. С помощью исследований по измерению индекса удовлетворенности и лояльности возможно решение следующих задач.
Формирование группы лояльных (и наиболее прибыльных) потребителей: выделяется «профиль лояльного потребителя», т. е. сегмента потребителей, которые совершают повторные посещения предприятия питания, приводят своих знакомых и терпимы к повышению цены.
Улучшение качества продукта (услуги) в глазах потребителя. Исследование выделяет критические для потребителя области деятельности, в которых даже небольшие улучшения приводят к значительному росту удовлетворенности потребителей и способствуют формированию лояльности.
Мониторинг удовлетворенности потребителей, что позволяет управлять отношениями с потребителями с максимальной эффективностью.
Участие в конкурсах по качеству или сертификации по стандартам серии ISO, поскольку расчет индекса удовлетворенности потребителей является обязательным требованием для участия в российских или европейских конкурсах по качеству, при внедрении западных систем менеджмента, а также для увеличения рыночной стоимости предприятия.
Список использованных источников:
Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. М. Лифиц. — 13-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-08669-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/93A23071-816F-47E5-A6CA-ADD72ADEC67F.
Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для СПО / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 323 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04315-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7A61A77E-3A8A-4FDE-978D-8B695B0B004C.
Цопкало Л.А. Контроль качества продукции и услуг в общественном питании: учеб. пособие / Л.А. Цопкало, Л.Н. Рождественская. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - 230 с.