В современной реальности туризм – один из наиболее значимых сегментов сферы услуг. В данном сегменте занято около 7% общей численности населения, более 10% МВП приходится именно на туризм. Ежегодно в мире совершается более 800 млн путешествий [3].
Туризм оказывает большое влияние на самые разнообразные сферы экономики: транспорт, торговлю, строительство, сельское хозяйство, связь, производство товаров народного потребления и др. [3] Туризм способствует созданию новых рабочих мест на предприятиях вышеперечисленных сфер, влияет на развитие инфраструктуры городской и сельской местности, благоприятно воздействует на сохранение и реконструкцию культурно-исторических и природных ресурсов. Кроме того, туризм выполняет ряд важных социальных функций, к числу которых относятся функция отдыха и оздоровления населения, воспитательная, образовательная функции, урабанизационная, политическая и др.
Не удивительно, что в настоящее время туризм привлекает внимание все большего числа исследователей. Учитывая многогранность данной отрасли, туризм необходимо изучать как можно более обширно и глубоко, что практически невозможно сделать в рамках только одной науки. Изучение туризма должно быть междисциплинарным, оно требует анализа с точек зрения специалистов различных научных отраслей: экономики, управления, психологии, социологии.
Особенно актуальным, на наш взгляд, является проведение исследований в сфере туризма с помощью методов социологии. Определяется это тем фактом, что по сути своей туристский спрос является социальной категорий [4]: именно социальные факторы (мода, уровень жизни населения, мобильности, свобода информационного пространства) напрямую формируют интерес потребителей к тому или иному туристскому продукту, его сознание и поведение.
Для формирования правильного понимания социальных процессов в туризме необходимо исходить из следующих принципов: потребитель независим; поведение потребителей изучается с помощью исследований; поведение потребителей социально законно [2].
Только тогда, когда вышеперечисленные принципы выполняются, становится возможным воздействие на поведение потребителя, т.е. на то, что он сделает выбор в сторону определенного туристского продукта. Основным фактором в данном случае безусловно является удовлетворение туристским продуктом имеющихся у потребителя потребностей.
В настоящее время, согласно экспертным оценкам, предприятия турбизнеса обслуживают только 10% потребителей потенциального рынка России, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и конкурирующими фирмами [2].
Именно это становится причиной того, что крупным туристическим фирмам в нашей стране все чаще становятся необходимы социологические исследования, предоставляющие информацию о мотивации потребителей, их потребностях и интересах. Использование социологических методов в туристской индустрии делает возможным проанализировать полный путь формирования интереса потребителя к тому или иному товару, его экономические возможности, социальные отношения и опасения. Эти данные становятся основой для создания новых туристских продуктов, действительно соответствующих текущим запросам граждан, а значит, способных привлечь большее количество покупателей продукта.
Социологические исследования в сфере туризма могут быть посвящены самым разнообразным аспектам. Это и демографические исследования (половозрастной состав потребителей туристских продуктов), исследования досуга населения, исследования духовных ценностей (уровня культуры, религиозность, общественной психологии с сфере потребления), исследования личности (стиль жизни, целеполагание, мотивация) [3]. Наиболее распространенными методами исследования при этом являются классические методы социологии: метод анкетного опроса и метод интервью, а также контент-анализ, социометрический метод, метод анализа документов, метод фокус-группы и др. Применяются также общенаучные методы исследования (диалектический, сравнительного и системного анализа и др.).
Туризм, безусловно, явление социально, и именно поэтому изучение его с точки зрения социологического подхода позволяет наиболее глубоко изучить все аспекты данной индустрии, его воздействие на среду и индивидов, возможности и перспективы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аманжолова Д. А. Туризм в гуманитарных исследованиях // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. №2. с. 81-85
2. Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №1 (33). с.63-68
3. Луковцева А.К. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях // Экономика и управление 2010. № 12 (62). 137-142 с.
4. Попова И.В. Современные тенденции туристского спроса // Вестник ДГТУ. 2009. №02. с.78-86