ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ БЛЮЗОВОГО ЖАНРА НА УСПЕШНОСТЬ БИОУПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ БЛЮЗОВОГО ЖАНРА НА УСПЕШНОСТЬ БИОУПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ

Першина Л.Ю. 1, Борцова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

О том, что музыка оказывает сильнейшее воздействие на человека, знали еще наши предки [1]. В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX — начале XX столетия. В работах Бехтерева, Сечина появились данные о положительном воздействии музыки на нервную систему и кровообращение [2,3,4].

Вариабельность сердечного ритма (ВСР) – это изменчивость длительности кардиоинтервалов, в том числе в ответ на воздействие каких-либо факторов [6]. Метод основан на распознавании и измерении временных интервалов между R-зубцами ЭКГ. Анализ ВСР является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека, в частности, общей активности регуляторных механизмов, нейрогуморальной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Низкие возможности функциональных резервов организма приводят к необходимости избыточной активации симпатического отдела, что проявляется в стойком снижении ВСР. При значительных функциональных резервах сердечной деятельности активность парасимпатической нервной системы должна сохраняться достаточно высокой.

Одним из методов поведенческой терапии широкого круга заболеваний является адаптивное биоуправление с использованием технических устройств, реализующих биологическую обратную связь (БОС-терапия) [7]. Основная концепция БОС сводится к тому, что информация о собственном функциональном состоянии, получаемая через датчики в режиме реального времени, позволяет оператору (испытуемому, пациенту) легко обучиться совершенствованию нормальной и коррекции нарушенной физиологической функции с участием произвольных и непроизвольных механизмов саморегуляции. В настоящем исследовании БОС используется как один из вариантов управления параметрами ВСР.

Предположительно сочетание эффекта биоуправления и прослушивание музыкальной композиции повышает вариабельность сердечного ритма, способствуя увеличению резервов парасимпатической регуляции ритма сердца и снижению напряжения регуляторных систем. Однако в настоящее время остается открытым вопрос- всегда ли музыка помогает реализовать эффект биоуправления. Для исследования в качестве музыкального сопровождения была выбран темпо-ритмический ряд блюзового направления т.к. по мнению исследователей, музыка в стиле блюз так же, как и классическая, позволяет расслабиться, дать отдых телу и душе. Преобладающая форма блюза 4/4, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Частота отбивания ритма – 70 ударов в минуту, соответствующая нормальной частоте сердечных сокращений.

Таким образом, цель настоящего исследования – изучение влияние музыки блюзового жанра на успешность выполнения однократного сеанса БОС-тренинга с целью увеличения суммарной мощности спектра ВСР у студентов.

Материалы и методы

На добровольной основе выразили информированное согласие на участие в исследовании 20 студентов юношей и девушек (средний возраст 21 год). Все участники не предъявляли жалоб на здоровье на момент исследования. Критерием включения являлись студенты (18 – 24 лет) II диспансерной группы медицинского наблюдения. Статистические показатели вариабельности сердечного ритма оценивали в положении сидя с использованием аппаратно-программного комплекса «Варикард» (ООО «Рамена», Рязань) в три этапа для I группы (опытная группа, которую составили 5 девушек и 5 юношей) и в четыре этапа для II группы ( группа контроля, состоящая также из 5 девушек и 5 юношей). Для опытной группы проводились следующие пробы: 3 мин фоновой записи, 3 мин БОС-тренинга (БОС-1) с целью повышения показателя ТР без музыкального сопровождения, 3 мин БОС-тренинга (БОС-2) на фоне прослушивания темпо-ритмического ряда композиции «Blues-TripleA70» 4/4 согласно компьютерной программе «ViMetronome» (http://virartech.ru/game/metro/). Для контрольной группы: 3 мин фоновой записи, 2 пробы по 3 мин БОС-тренинга (БОС-1 и БОС-2) с целью повышения показателя ТР без музыкального сопровождения. Также в конце исследования студенты данной группы также 3 мин выполняли БОС-тренинг на фоне прослушивания блюзовой композиции, представленной студентам опытной группы (данная проба не подлежала обработке). При анализе использовали следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), индекс напряжения регуляторных систем (StressindexSI, усл.ед.), рассчитанный по формуле SI= АМо% / 2Мо × MxDMn, где АМо% – амплитуда моды, Мо – мода, MxDMn– вариационный размах значений кардиоинтервалов, суммарная мощность спектра колебаний длительности кардиоинтервалов (TotalPower –TP, мс2).

Статистическую обработку данных проводили с помощью программы STATISTICAStatSoft», США) с представлением средних данных в виде медианы и межквартильного размаха на уровнях 25 и 75% значений выборки – Ме (25;75). Уровни статистически значимых различий учитывали с помощью критериев Вилкоксона (для зависимых выборок) и критерия Манна-Уитни для независимых выборок при уровне значимости p<0,05.

Результаты и обсуждение

Фоновые значения показателей ВСР у студентов обеих групп были статистически идентичными (p>0,05), что свидетельствует об отсутствии различий в исходном вегетативном тонусе обследованных лиц. У студентов опытной группы при проведении БОС-тренинга без музыкального сопровождения (БОС-1) значимо снижалcя показатель ЧСС на фоне значительного повышения общей ВСР (ТР), в среднем в 3-4 раза (табл.1).

У студентов контрольной группы при проведении БОС-тренинга без музыкального сопровождения (БОС-1) происходят аналогичные таковым у лиц опытной группы изменения показателей ВСР, а именно – значимое снижение ЧСС и повышение показателя ТР (табл.2).

На основании полученных среднегрупповых результатов можно утверждать, что прослушивание музыкальной композиции с блюзовым темпо-ритмическим рядом способствует более выраженному эффекту биоуправления с целью повышения суммарной мощности спектра ВСР. Однако отсутствие значимого снижения при этом симпатической активности в виде индекса напряжения требует отдельного рассмотрения с применением иного методологического подхода, а именно анализа индивидуальных реакций.

Таблица 1. Показатели вариабельности сердечного ритма у студентов опытной группы, Ме [25; 75]

Показатель

Фон

БОС-1

БОС-2

p-уровень,

уровень статистической значимости

1

2

3

 

ЧСС, уд/мин

84,084

(71,32; 85,87)

80,890

(66,77; 83,35)

78,083

(66,10; 81,09)

P1-2= 0,011

P1-3=0,008

SI, усл. ед.

103,499

(80,19; 105,68)

55,639

(40,09; 66,55)

49,038

(41,35; 71,04)

P1-2= 0,086

P1-3= 0,110

TP, х 1000, мс2

2,91

(2,40; 4,12)

8,22

(5,86; 9,30)

6,07

(4,75; 9,56)

P1-2= 0,038

P1-3= 0,038

Таблица 2.Показатели вариабельности сердечного ритма у студентов контрольной группы, Ме [25; 75]

Показатель

Фон

БОС 1

БОС 2

p-уровень, уровень статистической значимости

ЧСС, уд/мин

85,946

(80,03; 88,56)

80,448
(75,42; 83,61)

79,241

(74,37; 84,40)

P1-2= 0,047

P1-3= 0,203

SI, усл. ед.

121,400

(77,21; 194,19)

85,964

(61,44; 118,92)

96,264

(60,92; 150,82)

P1-2= 0,093
P
1-3= 0,203

TP, мс2

3345,879

(1739,22; 4016,66)

4728,090

(2677,73; 8826,50)

4140,847

(1753,01; 6746,35)

P1-2= 0,037

P1-3= 0,285

Заключение

Музыка является мощным фактором при проведении БОС тренингов. Ее эффект неоднозначный для пациентов. Для одних испытуемых прослушивание музыкальной композиции блюзового жанра оказывало положительный эффект при сеансе БОС, для других музыка препятствовала биоуправлению.

Прослушивание музыки способствует усилению вагусных влияний и помогает снять напряжение у человека, однако для достижения расслабленности человека более эффективна методика фиксированного дыхания под контролем биоуправления. Возможно такой результат объясняется индивидуальными музыкальными предпочтениями и различием в темпераментах у студентов.

В случае неизвестности музыкальных предпочтений у испытуемых рекомендуется использовать методику биоуправления без музыкального фона.

Список литературы

Музыка, музыкотерапия и ее влияние на психику человека / Богатырева Н.Г. // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014 . С.128-131

Старчеус М. С. Музыкотерапия // Психологический лексикон / под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — «Владос», 2000.

Петрушин В. И. Связь музыкальной терапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ // Психотерапия. — 2006. — № 2.

Цалер И. Популярная музыка XX века. Джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, Полиграфиздат, 2010. – 512 с.

Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1)/ Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В.Чирейкин и др.//Вестник аритмологии. – 2002 .-№24. – С.65-84.

Функциональное биоуправление с обратной связью–перспективная информационная технология в медицине / Аладышев А.В, Субботин Е.А //Современные наукоемкие технологии – 2005 .-№3. – С.86-87.

1 Научный руководитель: Поскотинова Лилия Владимировна – доктор биологических наук, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией биоритмологии Института природных адаптаций ФГБУН Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук, г. Архангельск

Просмотров работы: 69