В условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством своих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обосновано, построена ее налоговая система [4]. Налоговая система это система, которая построена на определенных принципах и урегулированная нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом [2].
В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже [2].
Существующая налоговая система страны, не смотря на многочисленные изменения, требует серьезного реформирования, так как не выполняет возложенные на нее функции. С одной стороны, она должна обеспечивать достаточный для бюджета уровень сбора налогов, с другой стороны, налоговая система должна способствовать росту экономики. А.Е. Викуленко российскую налоговую систему характеризует как [1]:
- умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени от 30% до 40% ВВП);
- косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов);
- централизованную (наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджетов этого уровня).
В истории развития российской налоговой системы А.Е. Викуленко выделяет шесть этапов [1]:
1-й этап (1990-1993 гг.) – государство вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попало в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки привело к снижению доходов бюджета.
2-й этап (1994-1998 гг.) – характеризуется глубокими кризисами в экономике, неплатежами, падением собираемости налогов.
3-й этап (1999-2001 гг.) – принятие части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации.
4-й этап (2002-2006 гг.) – характеризуется усилением сложности и эклектичности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом.
5-й этап (2007-2015 гг.) – налоговая политика на этом этапе связана с международным экономическим кризисом.
6-й этап (с 2015 г. по настоящее время) – принятое налоговое законодательство учитывает: пресечение налогового произвола властей; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц; совершенствование система налогового администрирования.
По мнению Б. Х. Алиева можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы, которые копились во время её развития до сегодняшнего времени [4]:
1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.
3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.
4. Растет неэффективность существующих льгот.
5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.
6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15-20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.
7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.
Однако стоит отметить, что чиновники Министерства финансов в 2018 году представили в Госдуму проект развития налоговой политики РФ на следующие 3 года. Документ содержит основные направления развития не только налоговой, но также бюджетной и таможенно-тарифной политики. Уже сейчас известно, какие изменения ожидают налогоплательщиков. Таким образом, планируемые изменения в НК РФ выглядят следующим образом, что считается новым витком в развитии российской налоговой системы [3]:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) – при условии сохранения льготных пониженных ставок увеличить ставку по НДС с 18% до 20%. Возмещение по налогу планируется сделать доступнее – в заявительном порядке. Предоставление товаросопроводительных документов для экспортеров отменить.
2. Налог на прибыль – вплоть до 2024 г. сохранит текущее распределение уплачиваемого налога между бюджетами – 17% в региональные, 3% – в федеральный. Для реорганизованных компаний предлагается разработать точный механизм отражения в учете операций, чтобы избежать неправомерной оптимизации налогов.
3. Упрощённая система налогообложения (УСН) – при использовании налогоплательщиками онлайн-касс планируется отменить обязанность по подаче декларации по объекту «Доходы». При отражении в расходах затрат по объектам основных средств, подлежащих регистрации, предлагается отменить обязанность по представлению документации на государственную регистрацию прав. Для ИП определится порядок расчета стоимости (остаточной) основных фондов.
4. Налог на имущество юридических лиц – проект предусматривает отмену обязанности по уплате налога в отношении движимых объектов.
5. Госпошлина – при регистрации бизнеса отменят госпошлину в случае подачи документов электронным способом.
6. Страховые взносы – предполагается бессрочно зафиксировать в едином размере временный тариф по ОПС. Подразумевается ставка в 22 и 10% при соблюдении максимального лимита и при превышении. Компенсации, выплачиваемые на проезд до места отпуска родственникам сотрудников, трудоустроенных на Крайнем Севере, планируется освободить от налогообложения взносами.
7. Патентная система налогообложения – дополнить перечень видов хозяйственной деятельности, по которым ИП смогут применять патентный режим.
8. Акцизы – собираются проиндексировать величину акцизов на планируемый на 2021 г. уровень инфляции, то есть на 4 % в среднем (по текущим прогнозам).
9. Уплата налогов – предлагается разрешить налогоплательщикам перечислять суммы фискальных платежей через МФЦ.
Таким образом, можно сделать вывод, что современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений государство широко использует налогово-бюджетную политику в качестве основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В этих условиях возрастает значение правильного и гармоничного построения системы налогообложения, способствующей эффективному функционированию всего народного хозяйства страны.
Список использованной литературы
1. Мороз В.В. Налоговая система РФ на современном этапе её развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2017. – № 3. – С. 250-252.
2. Налоги и налоговая система [Электронный ресурс], -http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovaya-sistema.html
3. План налоговой политика на 2019-2021 гг. [Электронный ресурс], -https://raszp.ru/novosti/kak-izmenyatsya-nalogi.html
4. Турбина Н.М. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 4. – С. 106-110.