SWOT-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО И ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ОБОГАЩЕННЫХ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

SWOT-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО И ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ОБОГАЩЕННЫХ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Явкина Д.И. 1, Кузьмина Н.В. 1, Полева Т.С. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уже не вызывает сомнение, что обогащение продуктов питания – актуальный и эффективный метод коррекции питания населения. Этот прием придания функциональных свойств продуктам приобретает особое значение для жителей геохимических провинций.

Известно, что Оренбургская область является эндемичной по содержанию ряда биоэлементов: фтору, йоду, селену и литию в природных средах, что предполагаетв целях коррекции питания населения целесообразность обогащения пищевых продуктов массового потребления (в первую очередь, воды, хлеба, хлебобулочных и молочных изделий) [1].

Сотрудниками кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета (МСиС ОГУ) развивается концепция снижения микронутриентной недостаточности питании населения, в том числе, путем обогащения хлеба и хлебобулочных изделий регионально значимыми биоэлементами [2].

В настоящей работе рассмотрен анализ факторов, влияющих на качество обогащенных хлебобулочных изделий при производстве и дальнейшем продвижении этого продукта на рынке. Средством для оценки факторов, обеспечивающих качество и продвижение продукта на рынке, нами выбран SWOT-анализ– известный инструмент управления качеством.

Впервые слово «SWOT» озвучил в 1963 году K. Андрюс, расшифровавший его как: «силы, слабости, возможности, угрозы». С тех пор и по настоящее время SWOT-анализ широко используется в процессе разработки стратегии развития предприятий. В 1982 году Хайнц Вайхрих опубликовал работу, в которой расширил понятие SWOT-анализа, обозначив его как SWOT-модель. Данную модель он назвал TOWS-матрицей. Данная модель получила концептуальную основу для систематического анализа, облегчающего сопоставление возможностей и внешних угроз с силами и внутренними слабостями предприятия. Хайнц Вайхрих предложил разрабатывать стратегии компаний на основе сопоставления заранее сформированных внешних факторов с внутренними слабостями и силами. Он утверждал, что необходимо систематически составлять SWOT-матрицу для отслеживания изменений в конкурентной среде [3].

Процесс построения SWOT-матрицы включает в себя следующие этапы:

– исследование внешнего окружения объекта;

– исследование внутреннего окружения;

– разработку тактических действий и стратегии.

SWOT-матрица представляется в виде четырех квадратов с определенным вариантом действий, которые были выявлены на этапах анализа:

– S-O действия – стратегии роста на основе сильных сторон продукта и использования его возможностей;

– W-O действия – стратегия защиты, направленная на преодоление слабых стороны и использования возможностей продукта;

– S-T действия – стратегия защиты, основанная на использовании сильных сторон и предотвращении возможных угроз;

– W-T действия – стратегия защиты, предполагающая преодоление и улучшение слабых сторон для минимизации или предотвращения угроз.

Метод SWOT-анализа – это необходимый инструмент стратегического управления. Объектом SWOT-анализа могут быть предприятия, услуги, продукты, социально экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, отдельные специалисты, персоны и т.д.Применение SWOT-анализа применимо и для решения проблем обеспечения и управления качеством продукции на этапах её жизненного цикла [3].

К основным преимуществам SWOT-анализа относят простоту составления и понимания SWOT-матрицы, а также возможности получения реальной картины состояния предприятия, услуги или товара в отрасли или поведение нового продукта на рынке. Значительное количество научно-исследовательской, патентно-правовой информации, специальных исследований и практических разработок (технических решений) по видам обогащающих добавок и способам их внесения в базовые продукты, в частности, производство обогащенного хлеба предопределило цель работы: анализ действия факторов, влияющих на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий с помощью SWOT-матрицы.

Объектом проведенных исследований выбранных хлебобулочные изделия, обогащенные дефицитными для жителей Оренбургского региона биоэлементами: йодом, селеном, фтором и литием. Актуальность производства указанного продукта достаточно подробно описана в более ранних работах сотрудников кафедры МСиС ОГУ [1, 4, 5].

На рисунке 1 представлена матрица SWOT- анализа действия факторов, влияющих на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий.

 

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

установленный интерес потребителя к продукту* [6];

продукт массового спроса;

придание функциональных свойств продукту;

применение функциональных ингредиентов органического происхождения [1];

сохранение потребительских свойств продукта, в том числе привычных потребителю органолептических показателей;

уникальность продукта на региональном рынке;

восполнение и профилактика микронутриентной недостаточности;

наличие национальной Концепции в области здорового питания и обеспечения здоровья нации, рекомендации РАМН и достижения нутрициологии в области здорового питания

неучтенные факторы**

повышение стоимости продукта в сравнении с базовым;

несовершенность технологии обогащения;

потребительское неприятие/скептицизм некоторого сегмента покупателей;

недостаточная информированность населения о возможности обогащенных продуктов в восполнении и профилактикемикронутриентной недостаточности [6];

дополнительные затраты производителя продукта на подтверждение его функциональности [7];

- низкая заинтересованность региональных органов власти в появлении продукта;

- отсутствие заинтересованности со стороны бизнес-структур в инвестирование проекта;

- неучтенные факторы**

Возможности (Opportunities)

снижение дефицита микронутриентной недостаточности и ликвидация биогеоценозов среди потребителей продукта

высокие конкурентные преимущества продукта на региональном рынке;

наличие потенциального сегмента рынка/потребительского спроса [4];

недостаточный ассортимент продукции функционального назначения;

пропаганда здорового питания и необходимости профилактики микронутриетной недостаточности.

- предложение технологии обогащения для адаптации в условиях действующих предприятий

Как сильные стороны могутобеспечить возможности

Как слабые сторонымешают возможностям

наличие сегмента рынкаобеспечит эффективный сбыт продукта;

снижение дефицита микронутриентной недостаточности обеспечит повышение здоровья и качество жизни населения

применение функциональных ингредиентов органического происхождения в технологии позволит создать биологически полноценный и безопасный продукт

расширение ассортимента за счет использования функциональных ингредиентов органического происхождения и усовершенствованной технологии обогащения

рост потребительского спроса за счет расширения ассортимента продуктов массового спроса

адаптация предлагаемой технологии обогащения продукта к условиям действующих предприятий позволит снизить микронутриентную недостаточность населения других регионов

отсутствие конкурентов за счет уникальности продукта

скептицизм, возможное потребительское неприятие и недостаточная информированность населения о возможности обогащенных продуктов в восполнении и профилактикемикронутриентной недостаточности обеспечит:

1) снижение спроса,

2)долгий путь адаптации продукта,

3) поиск дополнительного потребительского сегмента проведением дополнительных маркетинговых исследований

отсутствие заинтересованности региональных властей и бизнес-структур:

1) сдержит внедрение и выпуск продукта;

2) обяжет проводить поиск региональной и федеральной поддержки для предусмотрения льгот и квот для данного продукта

несколько увеличенная стоимость продукта оттолкнёт часть потребителей

Угрозы (Threats)

отсутствие:

1) заинтересованности со стороны производителей;

2) отсутствие спроса;

3) массового производства

Как и какие сильные стороны могутустранить угрозы

Как (насколько ) слабые стороныприведут к угрозам

формирование спроса и продвижения продукта путем маркетинговых средств и повышения потребительской грамотности населения;

популяризация и доведение до населения национальнойКонцепции в области здорового питания и обеспечения здоровья нации, рекомендации РАМН и достижения нутрициологии в области здорового питания способствует ликвидации выявленных угроз

постепенное снижение цены продукта за счет увеличения объемов производства и продаж

потребительское неприятие/скептицизм некоторого сегмента покупателей снизит рост рынка;

отсутствие заинтересованности всех сторон, дополнительные затраты на производство продукта влечет риски производства и вывода продукта на рынок

Примечание:* – под продуктом в таблице следует понимать хлеб и хлебобулочные изделия, обогащенные регионально значимыми микронутриентами

**– под неучтенными факторами следует иметь ввиду внешние и внутренние факторы,влияющие на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий, которые могли быть не включены в таблицу SWOT-анализа

Рисунок 1 – Матрица SWOT- анализа действия факторов, влияющих на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий

В результате проведения SWOT-анализа были идентифицированы (выявлены) сильные и слабые стороны хлеба, обогащенного регионально значимыми биоэлементами, факторы, влияющие на его производство и продвижение на рынке. Снижение микронутриентной недостаточности и ликвидация биогеоценозов среди потребителей продукта обеспечит повышение здоровья и качество жизни населения. Установленный интерес потребителей к данному продукту [6] может свидетельствовать в пользу его конкурентоспособности на рынке продуктов питания Оренбургской области. Производство обогащенных хлебобулочных изделий можно адаптировать к условиям действующих предприятий. Однако основной слабой стороной продукта является недостаточная информированность потребителей о свойствах и применении функционального продукта.

Эта ситуация сдерживает внедрение подобных продуктов питания производителями из-за риска неокупаемости обогащенной продукции. В качестве основных направлений для эффективного продвижения обогащенных хлебобулочных изделий на рынок можно выделить такие факторы как заинтересованность и поддержка региональных органов власти в выпуске обогащенных продуктов питания, а также проведение дополнительных мероприятий с целью информирования конечного потребителя о пользе потребления данной категории продуктов питания.

Работа выполнена под руководством профессора кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – члена-корреспондента РАЕ, д.т.н., доцента Третьяк Л.Н.

Список литературы

1. Третьяк, Л.Н. Об улучшении потребительских свойств хлебобулочных изделий, обогащенных дефицитными биоэлементами / Л.Н. Третьяк, Д.И. Явкина, А.В. Быков // Хлебопечение России. – 2017. – № 2. – С. 19-22.

2. Хаертдинова, Э.Н. Критерии качества и безопасности к добавкам для обогащения хлебобулочных изделий дефицитными микроэлементами и витаминами / Э.Н. Хаертдинова, Л.Н. Третьяк, Д.И. Явкина // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4 – 5. – С. 742-747.

3. Поротова Т.В SWOT-анализ:сущность,история появления,методика проведения/ Т.В. Поротова// Экономика и предпринимательство – 2016 – № 3 – С. 511-515.

4. Исаченкова, Т.С. Применение матриц патентного поиска для оценки новизны способов обогащения хлеба и хлебобулочных изделий йодом / Исаченкова Т.С., Явкина Д.И. // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-4. С. 554-558.

5 Кузьмина, Н.В. Систематизация патентного поиска и оценка новизны предполагаемого изобретения по обогащению хлеба и хлебобулочных изделий фтором / Кузьмина Н.В., Явкина Д.И. // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-4. С. 559-562.

6. Третьяк, Л.Н. Управление качеством обогащенных пищевых продуктов на основе потребительских предпочтений: региональный аспект /Третьяк Л.Н., Явкина Д.И., Мордвинова А.О. // Качество и жизнь. – 2018. – № 2 (18). С. 45-51.

7. Третьяк, Л.Н. Дополнительные требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, обогащенных добавками /Третьяк Л.Н., Явкина Д.И. // Пищевая промышленность. – 2018. – № 5. С. 18-21.

Просмотров работы: 76