В связи с изменением образа жизни людей на российском туристском рынке формируется новый тип потребителя, для которого характерны:
индивидуализм
экологическое сознания
физическая и умственная активность на отдыхе
осознанный подход к путешествиям
В связи с избыточным количеством туристов на популярных курортах, а также стремлением к познанию, желанием познакомиться с миром эмпирическим путем, путешественники все чаще ищут более самобытные направления. Их интересуют поездки с приключенческими целями, здоровый отдых, получение новых ощущений и т. д. Имеющиеся тенденции обеспечивают перспективы роста спроса на туристские услуги.
Возможности туристских предприятий не безграничны, чтобы создавать турпродукты, удовлетворяющие вкусы всех потребителей. Поэтому многие фирмы переходят к технике целевого маркетинга. Они фокусируются на клиентах, наиболее заинтересованных в приобретении услуги. При выборе целевого сегмента рынка туристские фирмы используют различные критерии:географические, социодемографические (возраст, доход, образование и т.д.); психографические (духовные ценности, мотивы поведения, интересы и т.д.) и др.
При сегментации по географическим критериям предполагает разделение спроса на различные географические единицы в зависимости
от географической цели туристской поездки. В настоящее время наблюдается появление малых туристских организаций, которые предлагают туры в один определенный регион или страну.
Использование социодемографических критериев позволяет получить различные сегменты. В настоящее время развивается специализированный, молодежный и женский туризм. Например, есть компания «Girls in travel», организующая туры-девичники в Индию, Вьетнам, Японию и Марокко.
При сегментации по психографическим критериям исследуются образ жизни и мотивы поведения потребителей. В таком случае туристское предприятие строит свою деятельность на удовлетворении определенной потребительской группы. Например, компания, предлагающая походы для корпоративных организаций, удовлетворяет профессиональные и спортивные мотивы клиентов.
Таким образом, изменение мышления, образа жизни и отношения к отдыху порождает возникновение новых сегментов в туристском спросе. Современным туристским организациям приходится переходить от массового маркетинга к целевому, направлять свою деятельность на удовлетворение определенных групп потребителей.
Источники:
Квартальнов В.А. Туризм. Учебник – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм – М.: Юнити-Дана, 2007. – 1045 с.