Государственное регулирование и развитие сферы туризма в СКФО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Государственное регулирование и развитие сферы туризма в СКФО

Скодтаев А.А. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Северо-Кавказский федеральный округ находится на юге Российской Федерации. В него входят семь субъектов федерации с площадью 170 439 км², это Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня и республика Дагестан. СКФО занимает около одного процента от территории России на котором расположено бесчисленное количество необыкновенных объектов природы и культуры, способных вызвать огромный интерес у туристов. К таким туристским объектам относятся: самая высокая гора Европы - Эльбрус или Чегемские водопады в Кабардино-Балкарии, один из лучших горнолыжных курортов России Домбай в Карачаево-Черкесии или даргавсский «Город мертвых» в Северной Осетии, также сотни менее известных достопримечательностей имеющих свою уникальную ценность.

Северный Кавказ как туристская дестинация всегда был популярен у огромного количества туристов в Российской Империи, а в дальнейшем и Советского Союза. Начиная с 60-х годов 20 века количество туристов непрерывно увеличивалось на Кавказе, в виду того что советский союз был закрытой страной для внешнего мира, граждане страны могли путешествовать только в пределах ее границ. Увеличение спроса на качественный отдых способствовал созданию и развитию туристкой инфраструктуры в регионе. Успешная стратегия развития и государственное финансирование благоприятно сказались на туристской инфраструктуре. Дороги, мосты, гостиницы, аэропорты, вокзалы, причалы, электрические и газовые сети с каждым годом способствовали увеличению принимающего потенциала и повышению качества услуг курортов.

В 1969 коммунистическая партия Советского союза и Совет Министров Советского Союза приняли постановление "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране", основной целью которой было превращение сферу туризма в развитую отрасль.. На протяжении 1971-1975 годов на развитие материальной базы туризма было выделено 500 млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. на конец 1970 и до 1 млрд. в 1975 годах. В 1975 граждане, проводившие отпуск и каникулы за пределами постоянного места жительства, достигло 140-150 млн. человек, это примерно 20% от мирового турпотока. Одним из самых приоритетных направлений стал Северный Кавказ, на ровне с Крымом, Закавказьем и Прибалтикой. Туризм в Советском Союзе расширялся в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа, носило ярко выраженный социальный характер. На приобретение льготных путёвок и различные дотации учреждениям отдыха, санаторно-курортного лечения туризма из фондов государственного социального страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. Кроме того, на эти же цели расходовались значительные суммы из общественных фондов предприятий и совхозов.[1]

Становление туризма на Северном Кавказе в современной истории России совершенствовалось очень медленно и проблематично. Туризм можно разделить на два этапа. Первый этап начался с 90-х годов прошлого века и продолжался по нулевые года 21 века. От прекрасного имиджа и качественной инфраструктуры прошлых времен мало что осталось, рост экстремизма, безработица, рост коррупции, отсутствие определяющего законодательства в сфере туризма и минимальная государственная поддержка усугубили туристский принимающий потенциал, по итогу в сфере туризма на Северном Кавказе наступила стагнация, которая на десятки лет остановила развитие отрасли. Второй этап ознаменовался положительным сдвигом в создании благоприятной сферы для развития и увеличения принимающих мощностей при государственном регулирование и частом финансирование. Результатом государственного и частного взаимодействия были созданы или реконструированы всероссийские курорты: Домбай, Приэльбрусье, Кавказские Минеральные Воды, Цей, Архыз и десятки менее известных курортов которые со временем могут стать дестинациями федерального уровня.

Государственные органы всячески способствуют становлению внутренних и въездных путешествий в федеральный округ. В основу деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти относятся: разработка и финансирования дорогостоящих объектов инфраструктуры по устойчивой жизнедеятельности мест дестинации, налоговые льготы для привлечения потенциальных инвесторов, разработка законодательства, создание рабочих мест. Примером деятельности государственных органов является государственная программа Российской Федерации «РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА». Программа подразумевает развитие туристического кластера на Северном Кавказе на который потребуется 17,6 млрд рублей бюджетных средств до конца 2020 года. Такие данные следуют из паспорта государственной программы по развитию Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Меры, направленные на развитие туризма в регионе, предусматривают создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристического кластера в регионе, привлечение необходимых средств инвесторов, что в свою очередь должно привести к отсутствию необходимости дополнительного бюджетного финансирования. В ходе реализуемых мер значительно вырастет протяженность введенных в эксплуатацию горнолыжных трасс. При этом предполагается, что резиденты особых экономических зон туристического кластера Северного-Кавказа вложат в инвестпроекты в 2017 году чуть больше 144 млн рублей, в 2018 году - почти 2,8 млрд рублей, в 2019 году - 4 млрд рублей и почти столько же в 2020 году. [2]

Подготовленного Минкавказом России в соответствии с решениями по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, состоявшегося 10 марта 2017 года в Ессентуках (Ставропольский край). Подпрограммой «Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года предусмотрена реализация укрупнённого инвестиционного проекта «Создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе». Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Подписанным постановлением утверждено адресное распределение бюджетных инвестиций из федерального бюджета, предоставляемых АО «Курорты Северного Кавказа» в 2018–2021 годах на капитальные вложения в проектирование и строительство объектов в рамках укрупнённого инвестиционного проекта. Средства будут направлены на финансирование строительно-монтажных работ по объектам всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика), проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ по объектам ВТРК «Ведучи» (Чеченская Республика) и ВТРК «Эльбрус» (Кабардино-Балкарская Республика). [3]

Эффективная система законодательного регулирования положительно отразилась на туристском принимающем потенциале региона, а также существенно увеличила количество внутренних туристов с нескольких тысяч до нескольких миллионов. За 2017 год около 3,5 млн российских и зарубежных туристов зарегистрировано на Северном Кавказе. Такие данные привел начальник департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полпреда президента РФ в СКФО Виктор Днов, выступая на форуме «Кластеры как драйвер: партнерство для развития» в Кисловодске. [4]

В подтверждение роста прибытия туристов следует обратиться к статистике по регионам СКФО за 2017 год: Карачаево-Черкесская Республика: 1,2 млн Республика Дагестан: 600 тысяч, Кабардино-Балкария: 457 тыс, Чеченская Республика: 130 тысяч, Республика Ингушетия: 54 тысячи.[5] Рост прибытий по регионам в процентном соотношении по сравнению с прошлым годом составляет от 8% в Кабардино-Балкарии до 63% в Чеченской республике.

Из полученных данных можно сделать вывод, что стратегия государственного регулирования в сфере туризма проявила свою результативность, ведь в нынешнее время в Северо-Кавказский федеральный округ с каждым годом пребывает многочисленное количество туристов желающих насладиться качественным отдыхом по конкурентоспособным ценам, а также инвесторов рассмотревших в регионе удобный потенциал для ведения бизнеса при развитии туристской инфраструктуры.

Список литературы

Все о туризме - туристическая библиотека [электронный ресурс]. Режим доступа http://tourlib.net/ (дата обращения 22.12.2018)

Корпорация развития Северного Кавказа [электронный ресурс]. Режим доступа http://krskfo.ru/118 (дата обращения 22.12.2018)

Официальный сайт Правительства России [электронный ресурс]. Режим доступа http://government.ru/ (дата обращения 22.12.2018)

Официальный сайт Библео Глобус [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.tourprom.ru/news/37452/ (дата обращения 22.12.2018)

Официальный сайт Турстат [электронный ресурс]. Режим доступа http://turstat.com/travelrussia2017 (дата обращения 22.12.2018)

Просмотров работы: 29