В работе определяются и устанавливаются роль и значение информации в управленческой деятельности, осуществляется классификация информации по различным признакам. Рассматриваются необходимость, цели и задачи информационного обеспечения управления предприятием. Анализируются источники и управленческой информации.
Для принятия эффективных управленческих решений руководителю структурного подразделения требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая экономическую ситуацию не только на предприятии, но и в стране. Это не только залог успеха и развития организации, но и порой средство выживания в условиях экономической нестабильности.
Благодаря связи информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом можно охватывать все функции управления или отдельные функциональные управленческие работы, например прогнозирование и планирование, учет и анализ.
Важной областью экономики стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности организации на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями организации осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. Под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т. д. [4, с.94]
Таким образом, информация составляет основу управления.
По существу, все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т. е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Управленческая информация — это часть социально-экономической информации, выделенная по критериям пригодности для руководящих процессов, формирования и реализации управленческих решений. Как научная категория информация в деятельности руководителя характеризуется радом признаков, к числу которых относятся:
известная самостоятельность данных;
возможность их многократного использования путем сохранения у передающего или получающего субъекта;
пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной информации;
доступность математического анализа;
системность и коммуникативность.
Информация, необходимая руководителю структурного подразделения, разнородна. Она может относиться к экономической, социальной и общественной обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для нижестоящих управленческих структур, когда они выступают в пределах своей компетенции.
Управленческую информацию подразделяют на официальную и неофициальную, общую и отраслевую, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социально-экономическим последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, настоящем и будущем).
Информацию, предназначенную для руководителей, можно классифицировать по следующим основным признакам:
функциональному назначению и характеру деятельности структурных подразделений;
отношению сообщения к субъекту, управляющему структурным подразделением;
типу связи структурного подразделения и внешней среды. Выделяется информация, циркулирующая в прямой и обратной связи между отделами органа управления, отделами и самим органом управления, между отделами и внешней средой. Анализируются взаимосвязи органов управления и СМИ, органов государственной власти и т.д.;
физической форме представления (устный доклад, сообщение на бумаге в виде текстов, анкет и т.д., поступления по электронной почте, факсу, из информационных систем, на дискетах и т.д.);
процедуре преобразования (вероятностные, социологические, моделирующие, вычислительные и т.д.);
степени преобразования (основная или вновь поступающая, обработанная в аналитические и прогнозные записки, сгруппированная в информационные еженедельники и бюллетени и т.д.).
Все виды информации взаимосвязаны, взаимодействуют между собой, трансформируются друг в друга. В целом классификация позволяет получать ценные сведения об информации, необходимой для эффективной деятельности руководителя любого ранга, способствует решению многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы управленческой деятельности и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обеспечивать заданную точность, надежность и эффективность использования.
Информация должна быть ориентирована по крайней мере по следующим направлениям:
по месту и роли руководителя в системе управления предприятием, организацией, частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных подразделений (объем и содержание управленческой информации призваны коррелировать с компетенцией руководителя);
по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах;
по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия руководителей различных уровней, а также формируют специфические виды взаимоотношений.
Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:
нормы законодательных и иных актов, подтверждающие права руководящих работников на принятие определенных управленческих решений или совершение - управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);
обращения работающих в организации по реализации своих законных интересов и субъективных прав;
обязательные указания вышестоящих органов, подлежащие исполнению нижестоящими органами и обеспечивающие реальность управления (директивная управленческая информация);
факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах руководящей деятельности);
проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном вмешательстве руководителей (управленческая информация о кризисных состояниях).
Все источники управленческой информации имеют важное значение для эффективной деятельности руководителя структурного подразделения. [4, с.97]
Список использованных источников:
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Менеджмент в торговле: учеб. пособие / Г.А. Короленок. – Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800. — ЭБС «IPRbooks».
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 208с.