В работе описаны основные тенденции развития организации, определены главные задачи в управлении персоналом, основные направления организации; представлена система управления персоналом, корпоративная культура и последовательность ее создания.
Современное развитие организаций связано, прежде всего, с рядом тенденций. Основные из них следующие:
Бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу, уступают место многообразию организационных форм, главным образом адаптивным структурам.
Типичные компании развиваются по принципу разделения на структурные подразделения, имеющие достаточно большие управленческие возможности.
Происходит снижение числа работников в головных офисах, что предопределяет передачу ряда полномочий структурным подразделениям.
На смену неквалифицированным работникам приходят работники-мастера и работники-интеллектуалы.
Искореняются рутинные операции. Ручной труд повсеместно заменяется механизированным с широким использованием вычислительной техники.
Вертикальное разделение труда заменяется горизонтальным.
Происходит перетекание рабочей силы – специалистов и руководителей – из сферы производства в сферу услуг.
Изменяется подход к организации деятельности персонала. Постоянное обучение, творческий подход, система аттестации, ненормированный рабочий день – элементы нового стиля работы.
Все это определяет главные задачи в управлении персоналом, стоящие перед руководителями структурных подразделений, а именно:
Привлечение персонала к эффективному решению экономических и финансовых вопросов, выпуску конкурентоспособной продукции и оказанию услуг;
Освоение новых технологий;
Проведение активной маркетинговой политики;
Организационная перестройка подразделения;
Подготовка персонала к решению усложняющих задач;
Создание условий труда, не уступающих условиям на предприятиях-конкурентах и пр.[1, с.82]
Управление персоналом – это процесс воздействия организации на ее сотрудников с помощью специализированных методов, направленных на достижение целей организации. [2, с.83]
Традиционная система управления персоналом строится на основе анализа рабочего места, управления по инструкции. В условиях командно-административной системы такая система дает положительный эффект, но в рамках рыночной экономики начинает давать сбои, что связано в первую очередь с ее негибкостью и низкой адаптивностью.
Современный подход – метод компетенций.
Компетенция – способность сотрудника воспроизводить определенный тип поведения для достижения целей организации. Компетенция включает в себя три элемента: знания, навыки и мотивацию. Метод компетенций как система управления строится в виде следующей четырехуровневой структуры:
Уровень 1 – методы управления персоналом;
Уровень 2 – формирование компетенций;
Уровень 3 – производственное поведение;
Уровень 4 – достижение общих целей.
Очевидно, что уровни 2, 3 и 4 – прямое следствие уровня 1, который определяет деятельность руководителя по управлению персоналом.
Суть метода компетенций состоит в выявлении наиболее значимых для организаций компетенций:
Ориентированность на изменения и перемены;
Освоение и использование новых знаний и навыков;
Постоянное рационализаторство;
Эффективное взаимодействие и сотрудничество;
Ориентированность на потребности клиентов;
Нацеленность на результат.
Подход «завтрашнего дня» - сотрудничество с персоналом.
Основан на четырех принципах:
Доверие;
Предоставление полномочий;
Раскрытие потенциальных возможностей сотрудника;
Ответственность. [3, с.84]
В потенциальном развитии данного подхода возможна следующая стадия – партнерство, которое предполагает в известной степени равенство отношений. В такой структуре каждый сотрудник – творец, импровизатор.
Таким образом, главная задача руководителя структурного подразделения – создать команду, способную приносить максимальную прибыль в заданных экономических условиях функционирования предприятия.
Причем ключевое понятие здесь не «прибыль», а «команда».
Корпоративная культура – это совокупность основных убеждений коллектива; способ общего восприятия деятельности и мышления.
Характеристики корпоративной культуры:
Формы поведения (общий язык, терминология, ритуалы);
Нормы – стандарты поведения по отношению к работе;
Философия – политика общения между сотрудниками и общение с клиентами;
Процедуры и правила (процедуры – последовательность действий, правила – руководство к действию);
Организационный климат – стиль общения и формы поведения между сотрудниками и с клиентами.
Рассматривая в целом значение и роль человека в бизнесе и производстве можно сделать вывод, что управление человеческими ресурсами – важнейший аспект теории и практики управленческой деятельности.
Для каждого руководителя работа с кадрами требует соответствующей подготовки в области психологии, законодательства, знания юридических ограничений и профессиональных требований.
В технологии управления человеческими ресурсами заложены основные функции управления: планирование, организация, исполнение (руководство) и контроль. Владение современной системой управления позволит руководителю структурного подразделения решить главную задачу – создать команду и обеспечить выполнение основной проблемы развития предприятия и извлечение прибыли в рамках общественной и индивидуальной потребности.
Сущностная позиция использования человеческих ресурсов укладывается в три базовых системных определения:
Отношение к труду как к источнику дохода;
Создание условий для деятельности в рамках обеспечения первой задачи;
Интеграция деятельности работника в общую политику организации. [4, с.85-86]
Список использованных источников:
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Менеджмент в торговле: учеб.пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».
Управление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для студ. учреждений СПО/ Н.П.Мусалов, Е.Н. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-208с.